Несостоявшийся генерал Монк.

Jan 30, 2010 05:14

30 января 1879 года, ушёл в отставку 2-й президент 3-й французской республики маршал Мари-Эдм-Патрис-Морис граф де Мак-Магон, герцог де Мажента. Маршал Мак-Магон был убеждённым монархистом, и с его именем связанна последняя попытка реставрации монархии во Франции. И она почти удалась.]



Патрис де Мак-Магон.


Мак-Магон происходил из семьи якобитов, его предки переселились во Францию (натурализовались в 1749) из Ирландии (графства Лимерик) после свержения Якова II. Получил образование в иезуитском колледже Луи Ле Гранд и военной академии Сен-Сир. В 30-х гг. служил в Алжире. В 1855 г. Мак-Магон, будучи генералом, принимал участие в Крымской кампании, в штурме Малахова Кургана. Участвовал в итальянской войне; в 1864 г. был назначен губернатором Алжира. С начала франко-прусской войны 1870 - 1871 г.г. Мак-Магон был назначен командиром 1-го французского корпуса. Был ранен в битве при Седане и попал в плен к пруссакам, освобожден после Франкфуртского перемирия. Командовал армией версальского правительства, которая в 1871 подавила Парижскую коммуну.

После заключения перемирия с немцами, правительство нац. обороны обязалось созвать в Бордо Национальное собрание для решения вопроса о войне и мире. После выборов выяснилось, что состав Нац. Собрания оказался в большинстве монархическим: на 200 республиканцев пришлось ок. 400 орлеанистов и легитимистов (причём за республиканцев голосовали в осн. оккупированные департаменты, по такому использованию "административного ресурса" сразу видно, кому что надо :-)). После подавления коммуны положение правых ещё более усилилось. В июне 1871 г. Собрание постановило призвать назад принцев Орлеанских, затем (в 72-м), вернуло им конфискованные земли. В конце мая 1873 г. один из лидеров правых, герцог Бройль, предъявил министерству запрос по поводу "необходимости сделать политику правительства строго консервативной".  Это послужило началом к процессу отстранения от власти республиканца Тьера. 24 мая 1873 г. Национальное Собрание избрало президентом маршала Мак-Магона, главой правительства стал герцог Бройль.Избрание Мак-Магона президентом имело одну цель, а именно - восстановление монархии. И никогда впоследствии Франция не была так близка к осуществлению "многолетней мечты" о реставрации. Ранее дружную деятельность роялистов парализовало разногласии между легитимистами (поддерживающими представителей старшей линии Бурбонов) и орлеанистами (сторонниками потомков герцога Орлеанского, знаменитого гражданина Эгалите). Однако, после 24 мая вопрос о слиянии обеих партий был решён. Согласно договорённости, кандидат легитимистов граф Шамбор станет королём Франции (Генрих V) , а т.к. он бездетен, его наследником станет граф Парижский - глава Орлеанского дома (уже не как Луи-Филипп II а как Филипп VII).

5 августа граф Парижский нанёс визит графу Шамбору, жившему тогда в Австрии, в Фросдорфе. Он от своего имени, и от имени всех членов своей семьи выразил почтение графу Шамбору как главе всего дома Бурбонов, и как единственному представителю монархической партии во Франции.



Анри, граф де Шамбор, король французов Генрих V.

В это время в самой Франции полным ходом шла подготовка к "возвращению короля". Сессия Собрания первым актом приняла закон, разрешающий произвести необходимые отчуждения для постройки церкви Святого Сердца (это знаменитый Сакре-Кёр на Монмартре); этим исполнялся обет, данный, по преданию св.  Игнатием (основателем иезуитского ордена). Начался "массовый подъём" религиозных чувств у народа. Особенное распространение получил именно культ Святого Сердца (символа шуанов), начались многолюдные паломничество в Парэ-ле Мониаль (видел фотографию тех времён, скажу - впечатляет, просто Мекка в период хаджа). Паломники пели гимн со словами: "Спасите Рим и Францию во имя Сердца Иисусова!", шли разговоры о восстановлении светской власти папы и  легитимной монархии. В общем, Франция была "морально готова" к реставрации.

Во время летнего перерыва сессии Собрания был выбран комитет из 9-ти членов для переговоров с королём относительно условий реставрации. Этот комитет отправил в Австрию к Генриху V две делегации - в сентябре и в октябре 1873 г. По главному вопросу было достигнуто соглашение: Собрание должно было не избирать короля, а заявить, что Генрих V, как глава законной династии, призывается на престол в силу наследственного права. Конституция будет предложена королём, вотирована Собранием и санкционирована королём; она предоставит королю исполнительную власть, королю и обеим палатам совместно - законодательную. Как и хартия 1814 года, она обеспечит равенство перед законом, гражданскую и религиозную свободу и вотирование налогов парламентом. Оставался единственный не решённый вопрос - о знамени. Граф Шамбор неоднакратно заявлял, что считает долгом чести не отказываться от белого знамени, "полученного в качестве священного залога от его деда, старого короля, умершего в изгнании и не может принять трехцветное знамя революции". В то же время большинство, в т.ч. все орлеанисты, настаивали на сохранении трёхцветного флага (предлагалось либо поместить на нём королевский герб, либо использовать два флага - триколор как общенациональный и белый (или белый с лилиями) как личный штандарт короля). Решение этого вопроса решили отложить до возвращения короля; но в протоколе 16 октября , к-й был предан гласности, говорилось о решении этого вопроса. Т.о., все вопросы связанные с реставрацией, были решены, Мак-Магон заявил, что, "будучи избран большинством консерваторов", он "не пойдёт ему наперекор".



Луи-Филипп Альбер Орлеанский, граф Парижский, наследник трона Франции. (На этой фотографии он в форме американской армии, будущий король воевал в гражданской войне на стороне северян.)

Казалось, что реставрация обеспечена, и роялисты готовились к возвращению короля, как вдруг... Вдруг от графа Шамбора пришло письмо, где он сообщал, что остаётся верен белому знамени и отказывается от трона без признания белого флага государственным. Это было настоящим "выбросом белого флага". Правый центр (большинство Собрания,  собственно и приведшее Мак-Магона к власти), принуждён был отказаться от реставрации, сначала - только временно, потом - уже не было такой возможности, шанс был упущен. Франция стала республикой и вечным посмешищем в глазах своих монархических соседей, с политической системой латиноамериканского типа, сотрясаемой периодическими путчами, гиперскандалами и идеологическими чистками; страной дрейфусианы, "панамы", родиной секс-туризма, с президентом, умершим на проститутке и прочими радостями республиканской жизни.

Что повлияло на графа Шамбора? Трудно сказать. Принципиальность, высказанная им по второстепенному вопросу была явно не уместна, ведь как правильно сказал его предок: "Париж стоит мессы". Тут мне кажется, вмешались силы сторонние, те, кому возрождение монархии (т.е. внутреннее укрепление Франции, усиление эффективности её гос. управления) сильно бы помешало в будущем. А именно - соседние монархии, в лице Британской и Германской империй и их правящих домов (намекнули слегка, мол, как бы с тобой чего не случилось, а человеку  "мучительно хотелось жить").

В январе 1875 года началось обсуждение конституции (первоначально написанной как монархическая, и им. в основ. конст. Бельгии). В первоначальном проекте слово "республика" не было упомянуто. Но один из парламентариев внёс поправку, где определялись способ избрания и продолжительность полномочий "президента республики": наименование было произнесено. Собрание приняло её 353 голосами против 352. Т.о., косвенное признание республики было обеспечено большинством одного голоса.

Ну, а наш герой? В ноябре 1873 г. Национальное собрание приняло закон о септенате, дававший ему президентские полномочия сроком на 7 лет. Но срок получился несколько меньший. В январе 1879 года состоялась обновление Сената; из 82 избранных сенаторов 66 были республиканцы. Когда министры представили указы о смещении чиновников-монархистов, Мак-Магон отказался их подписать; министерство заявило о своей отставке; Мак-Магон не принял её (28 января 1879 г.) и 30 января сам вышел в отставку.

После ухода, бывший президент жил как частное лицо в своём замке вблизи Монтаржи, где написал мемуары. Умер он 17 октября 1893 года, и был похоронен со всеми почестями и наградами в склепе Дома инвалидов.

историческое

Previous post Next post
Up