Feb 04, 2014 13:48
Упражняясь со смирением в молитве, сначала человек заставляет себя молиться: через силу, кое-как, спотыкаясь, но молится. Это усилие воли приводит к тому, что ум навыкает хотя бы к самим словам молитвы и к тому, что до'лжно посвящать ей время.
Продолжая свой маленький подвиг, человек постепенно осознаёт молитву не как внешнее обязательство перед Богом, а как внутреннюю потребность души. Тут-то появляется первая сладость от молитвы, благодарность к Богу. Хотя человек и молится ещё в основном через силу, но бывают у него мгновения молитвы искренней, полной любви и силы.
Итак, ум постепенно научается воспарять горе' и, в меру сил, неразвлеченно пребывать в молитве.
Упражняясь далее, человек получает от Бога силы любить других людей и молиться о них. Поначалу о них, бывает, молится он тоже через силу, как когда-то о себе, потом же всё более исполняется любовью, и уже не может провести день без того, чтобы воспомянуть пред Богом о ближних своих и внутренне сокрушиться о них или же порадоваться с ними.
Имеем мы свидетельство от отцов, что избранным святым своим Господь даёт дар молитвы за весь мир, за всех людей. Но мы, немощные, этого не вмещаем и нашу нищету повергаем ниц перед Владыкой Христом.
Духовная жизнь,
Молитва