Размышлял как-то о безсмертии души, и попытался выразить основные аргументы касательно этого. Сам я, как и каждый, надеюсь, Православный Христианин, имею знание о сём от веры и из Писаний. Но иногда в общении с людьми ищешь и философские аргументы
(
Read more... )
я внимательно прочитал все приведенные Вами ссылки из Св. Писания. И, наверное, не буду комментировать каждый стих, которые Вы указали, как пример существования бессмертной души. Частное толкование, приложенное к отдельным стихам, приведет к частным опровержениям, исходящим из общих предпосылок.
Обращу Ваше внимание только на одно место: 1 Кор 15, но возьму шире: от ст. 50 до ст. 54. Этот отрывок указывает на событие, о котором говорится и в Символе веры: воскресение из мертвых (при последней трубе произойдет воскресение мертвых и преображение живых, достигших пришествия Господнего).
Оскар Кульманн в 1956 году написал работу, которая ставит проблему перед современным христианством: Immortality of the Soul or Resurrection of the Dead? Она есть в сети на английском.
Н.Т. Райт (совр. англик. богослов), не отторгаясь полностью от идеи о бестелесном существовании, в своих работах неизменно подчеркивает, что библейский взгляд не предполагает отдельного существования души вне тела.
Ну, а тот факт, что в эту идею верят другие и она является общим достоянием человечества, ничего не доказывает - в ложные идеи охотно верит большинство, это не должно нас вводить в заблуждение. О. Александр (Мень) пишет: "Древние религии Египта, Вавилона, Индии, Греции всегда стояли на твердой почве иммортализма, бессмертия души", но при этом Яхве избирает народ малый и выводит из оплота иммортализма и запрещает всё, что связано с практиками Др. Египта. Ср.: «У евреев в их религиозном сознании поражает отсутствие идеи бессмертия души почти до последнего периода истории еврейского народа перед христианством...» (Бердяев Н. А. Тайна Израиля. Судьба еврейства. СПб., 1993. С. 313).
Первая ложь, которую изрек змей-искуситель: "Нет, не умрете". Спиритические сеансы - не всегда обман и вымысел. И там изрекаются пророчества, как Саулу на сеансе в Аэндоре (хотя Бог это и запрещал).
Богословие же бессмертия в христианстве имеет долгую историю. Есть там и разные имена. Феофил Антиохийский (ок. 115-181 гг.), епископ Антиохии, святой отец Церкви, в отличие от своих современников избирает позицию, которая не имеет ничего общего с античной философией. У него нет никакого сомнения в том, что греки смешали истину со своими заблуждениями «как смертоносный яд с медом» (Aut. II. 12)… уникальными суждения Феофила о бессмертии в раннем богословии делает его следующее утверждение из «Послания к Автолику»: «Когда ты совлечешь смертное и облечешься в нетление. тогда ты достойно увидишь Бога. Ибо Бог воскресит твою плоть бессмертной с твоей душой, и тогда, став бессмертным, ты узришь Бессмертного, если ныне веруешь в Него...» (Aut. I. 7). По словам прот. И. Мейендорфа: «Ириней (Лионский) считал человека целокупным единством, в котором физическое и духовное начало существуют неотделимо друг от друга» (Мейендорф И. Введение в святоотческое богословие. С. 32.).
Арнобий (умер ок. 327 г.) - обращенный в христианство из римской интеллигенции, ритор из Северной Африки. Его сочинение «Против язычников» является наиболее известным среди других трактатов. В своем понимании бессмертия Арнобий следует исходной предпосылке апостола Павла. Человек - есть творение, а значит, смертен. Бессмертен только Бог (Adv. II. 62). «О люди, провозглашающие, что Бог ваш Отец и думающие, что вы бессмертны, как Он?» (Adv. II. 16). Поставив этот вопрос, Арнобий сам отвечает на него и опровергает такого рода бессмертие. Душа человека по своей природе смертна и только приобщением к Христу душа обретает бессмертие как дар благодати, дар Божий. Арнобий отвергает как «нелепое» мнение тех толкователей, которые полагают, что души бессмертны (Adv. II. 15)...
Reply
Являетесь ли Вы автором Вашей последней заметки (с цитатами из Меня, Бердяева и т. д.)?
Согласен, что общая вера во что-то не является твёрдым доказательством чего-либо, однако такую всеобщую веру нельзя совсем игнорировать.
Точки зрения Меня и Бердяева малоавторитетны, потому что эти люди, к сожалению, проповедовали доктрины, несовместимые с христианством.
Касательно св. Феофила Александрийского, не вижу у него полного утверждения или отрицания безсмертия души. В II, 19 он при комментировании сотворения человека упоминает, что «весьма многими душа названа безсмертной». В III, 7 св. Феофил опровергает безсмертие именно в варианте переселения душ.
Душа, будучи тварной, безсмертна не сама по себе (если что-то тварное само по себе безсмертно, то, значит, это тварное имеет божественную природу, что абсурдно), а по приобщению к Богу, по благодати: Бог поддерживает жизнь души (в том числе после разлучения с телом), как и существование всей твари. «Признаём мы, что душа божественна и бессмертна, однако же не единосущна с Пребожественным и Царственным естеством и не часть сего Божественного, Творческого и присносущного естества» (прп. Исидор Пелусиот).
Иван, Церковь анафематствовала отвергающих безсмертие души: «Отвергающим бессмертие души, кончину века, будущий суд и вечное воздаяние за добродетели на небесах, а за грехи осуждение: анафема» (8-й анафематизм Торжества Православия).
Желаю Вам избежать сей анафемы.
Reply
Отдельные высказывания Меня и Бердяева не делает их людьми вне Церкви, как вера в апокатастасис не привела к анафематствованию Григория Нисского, скажем.
Но о воскресении из мертвых и (или) бессмертной душе я уже думал и читал (не скажу, что уже сейчас не читаю, О. Кульмана я скачал и хочу внимательно прочитать). Что-то есть в моем ЖЖ.
Что же касается анафемы, то она ведь не только о бессмертии души, кроме этого всё остальное я не отвергаю. Анафема же за всё сразу вкупе, значит, ко мне не имеет отношения.
(Не было бы беды в учении о бессмертной душе, если бы не учение об адских муках, заслугах святых и потому возможности их посмертного заступничества за нас - это ведет к искажению нашего стояния перед Богом в нынешней жизни. Не потому ли у Достоевского "ад - это страдание о том, что нельзя уже более любить"? Собственно и учение об апокатастасисе тоже с этим адом борется, но заходя с другой стороны.)
Ну и, напоследок ссылки на то, что есть у меня в ЖЖ:
http://lobanov-vanya.livejournal.com/111002.html
http://lobanov-vanya.livejournal.com/107597.html
http://lobanov-vanya.livejournal.com/103027.html
http://lobanov-vanya.livejournal.com/101451.html
Пусть благословит Вас Господь!
Reply
Не менее удивительно то, как Вы судите об анафеме: что она якобы только «за всё сразу вкупе», а не за каждую ересь по отдельности. Целое из частей состоит, и где отвергается часть - там отвергается и целое, это очевидно. Тут аналогия со словами св. Иакова: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чём-нибудь, тот становится виновным во всём» (Иак. 2:10). Прочтём и Гал. 5:19-21. Неужели Вы думаете, что можно блуднику, не являющемуся пьяницей, или воздержному еретику наследовать Царство? Возьмите, например, 2-й анафематизм: «Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема». Неужели, по-Вашему, можно избежать анафемы, утверждая, что Бог есть дух, но отрицая Его праведность и милосердие? Рассудите c такой логикой над фразой: «Кто не признаёт, что Иван - адвентист и мужчина, тот ошибается».
Честно признайтесь, что Вы подпадаете под анафематизм Торжества Православия, и не выстраивайте хромую логику.
Что касается учения о заслугах святых, то оно католическое.
Заступничество святых это то же самое, что и молитвы верующих друг за друга. Св. апостол Павел свидетельствует, что он избежал близкой смерти «при содействии и вашей молитвы за нас», «по ходатайству многих» (2 Кор. 1:11). И вообще надлежит христианам молиться друг за друга! Павел говорит о том, что он хочет покинуть тело и быть со Христом (Флп. 1:23). Неужели моему «стоянию перед Богом в нынешней жизни» как-то помешает то, что обо мне помолится предстоящий Христу святой апостол, да и любой из моих братий и сестёр? - Наоборот, это помогает, потому что мы суть члены единого Тела.
Что до учения об адских муках, то его библейское основание самоочевидно.
С Вашими ссылками ознакомлюсь позже.
Reply
насчет реферата отвечу, что Вадим Гриц - мой друг, это была его дипломная работа на соискание бакалаврской степени в Заокской Духовной Академии в 1995 году. Его научным руководителем был мой коллега, Ляху Виктор Степанович, с которым мы вместе трудимся в Институте перевода Библии им. М.П. Кулакова. И я знаком с этой работой, она во время защиты была высоко оценена оппонентом, Августом Евгеньевичем Митько, ныне он первый проректор Ярославской семинарии (тогда он жил и трудился в Туле). Поэтому и неудивительно, что я использовал отдельные пассажи из нее.
В отношении анафемы согласен, здесь мои ирония неуместна.
И вот теперь получается, что мое неверие в бессмертную душу, основанное на Писании (только не в эллинском, а семитском прочтении), становится преградой для моей веры в заступничество уже умерших людей, которые ныне уснули (усопшие, ус(п)нувшие) до дня Великого Воскресения. Зачем Воскресение из мертвых, если уже есть загробное воздаяние для душ?
Что же касается учения об адских муках в Писании, то библейское основание его очевидно только на первый взгляд и на уровне вербалики, а не целостного подхода к этому учению. Что ж, об этом спорить уже не будем.
Господь да пребудет с Вами!
Reply
Согласен, давайте не спорить.
Касательно посмертной участи души, не хочу особо распространяться: здесь огромный массив православной литературы (можно для общего ознакомления порекомендовать книгу о. Серафима (Роуза) "Душа после смерти").
Скажу лишь, что, по-православному, нет никакой полноты воздаяния и радости, пока душа ещё не воссоединилась с телом и не произошёл Страшный суд. "Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века".
Спаси Вас Господь!
Reply
Leave a comment