Московские и промосковские аналитики не успокаиваются, но роют, дабы накопать хоть какой-то негатив на предмет поставки этого лета американской нефти на Украину (
На нефтяном терминале Одесского порта выгружается первая в истории Украины партия нефти из США //
Танкер Wisdom Venture доставил сланцевую нефть в порт Одессы на Украину. Подробности про нефть). Покуда не получается. Ну вот, очередная попытка, как я понимаю, была предпринята при помощи специалист по закупке нефти MOL Group Виктора Катона. Увы, не оправдал доверия, мало того, подтвердил, касаемо той июльской закупки, что "безо всякой политической подоплеки можно поздравить «Укртатнафту» с удачной сделкой и хорошим анализом рынка нефти". При том добавив, что и "Лукойл" в то же время впервые купил несколько партий американской нефти для своего болгарского НПЗ - уж больно тогда цены на неё были хороши.
Ложка дёгтя про сего эксперта - он почему-то считает, что вся нефть, в т.ч. и Украиной, покупается (исходя из его текста), по спотовым контрактам со срочной оплатой "в лоб", хотя это совсем не так. А также он настаивает на том, что Украина не получает нефть по магистральному нефтепроводу "Дружба" - это тоже не соответствует действительности, например по 8 месяцам этого года: "
объем транспортировки нефти для НПЗ Украины составил 1,52 млн тонн (на 9,8% больше, чем в январе-августе 2018 года)"
«Сомнительная сделка». Что стоит за поставками американской нефти на Украину. Виктор Катона, 08.09.2019, Евразия.Эксперт
Одним из самых неожиданных событий лета 2019 г. в сфере европейской энергетики стала покупка «Укртатнефтью» партии американской нефти Bakken. При этом в Украине зазвучали заявления о том, что такие поставки теперь могут стать регулярными. Учитывая, что действующий украинский НПЗ способен перерабатывать значительно более дешевую нефть более низкого качества, сделка вызывает целый ряд вопросов о своей целесообразности. Ознаменует ли покупка новый виток политизации украинской энергетики и как Киев дошел до покупки «черного золота» из-за океана, специально для «Евразия.Эксперт» проанализировал специалист по закупке нефти MOL Group Виктор Катона.
Какими бы ни были трактовки наблюдателей и аналитиков, кто бы ни оказался в итоге в большей степени виноват, следует сказать, что после 2014 г. нефтяная отрасль Украины (как и вся экономика в целом) сильно пострадала от начала военных действий в Донбассе, фактически полного разрыва дипломатических контактов с Россией и минимизации присутствия российского бизнеса на украинском рынке. Из шести нефтеперерабатывающих заводов
работает только один - Кременчугский НПЗ, и тот при минимальной степени загрузки.
С чего начинался кризис
Первый тревожный звонок, который ретроспективно можно назвать первым этапом ухудшения отношений в энергетической сфере, прозвенел в 2008‑2009 гг., когда довольно развитая логистическая инфраструктура оказалась ненужной для экспорта российской и казахстанской нефти. Одесский порт использовался в качестве порта отгрузки российской нефти вплоть до мая 2008 г., остановка экспорта казахстанской нефти через Одессу произошла годом позже, в сентябре 2009 г.
Однако, учитывая беспрепятственный транзит российской нефти через нефтепровод «Дружба», на том этапе перекрытие этих потоков не воспринималось как смена парадигмы двусторонних отношений, несмотря на финансовые потери.
Вторым этапом стало выдавливание российских компаний из нефтеперерабатывающего сектора Украины. Этот процесс имел свои истоки в произошедшем 12 лет назад недобровольном захвате «Укртатнафты» группой «Приват», принадлежащей Игорю Коломойскому. Сначала Украину покинул «ЛУКОЙЛ», который ввиду коммерческого конфликта с Одесским портом, находящимся под контролем той же самой группы «Приват», был вынужден продать Одесский НПЗ.
Затем настал окончательный конец эксплуатации Лисичанского НПЗ, отошедшего «Роснефти» в 2011 г. после поглощения ТНК-BP: на фоне боевых действий в непосредственной близости объекта в 2014 г. продолжать нефтепереработку не представлялось реальным. «Роснефть» продолжает владеть заводом, несмотря на попытки украинских властей национализировать самый комплексный НПЗ Украины.
Разрыв связей
Украина перестала закупать российскую нефть и переориентировалась на собственные ресурсы и спорадические закупки с моря (см. График 1).
В качестве первого шага «Укртатнафта» перестала закупать нефть напрямую из России, а в итоге отказалась от всех видов нефти, связанных с российской энергетической инфраструктурой. Таким образом, нефть КТК (также именуемая CPC в англоязычной сфере, Caspian Pipeline Consortium), в основе которой лежат объемы нефти из казахстанских месторождений Тенгиз, Карачаганак и Кашаган, наиболее часто закупалась в 2016 г. Однако с декабря 2016 г. КТК не поступала в порт Одессы ни разу.
На протяжении 2017‑2018 гг. вплоть до июня 2019 г. Украина покупала исключительно азербайджанскую нефть - примерно раз в месяц в порт Одессы прибывал танкер с порядка 600 тыс. баррелей нефти сорта Azeri Light. Азербайджанская государственная нефтегазовая компания SOCAR консолидировала свои позиции на украинском рынке, в том числе благодаря расширению спектра деятельности с включением газового портфеля.
Поставки из Америки
Именно на этом фоне «Укртатнафта» решилась на покупку партии американской нефти Bakken (плотность порядка 43 градусов API, содержание серы 0,1%), более легкой, нежели ставший привычным для Кременчугского завода сорт Azeri Light (плотность порядка 35 градусов API, содержание серы - 0,1%).
Такая покупка неизбежно вызывает целый ряд вопросов: неужели не было более подходящих вариантов нефти из Средиземноморья или других, более близких к Украине, регионов? Нет ли политического подтекста в данной транзакции?
Условия покупки американской нефти были самые подходящие в конце мая - начале июня 2019 г. Спред Brent-WTI рухнул (см. График 2), в то время как цена фрахта сильно не изменилась. О том, что «Укртатнафта» была в общем тренде рыночного движения, также свидетельствует тот факт, что российская компания ЛУКОЙЛ купила первую в истории Черноморского региона партию американской нефти WTI для своего болгарского НПЗ в то же время - отгрузка двух партий состоялась в пределах одной недели.
Можно с большой долей уверенности заявить, что июньская покупка партии американского сорта Bakken имеет вполне резонное оправдание. А вот заявления, что Украина будет впредь регулярно закупать американскую нефть, звучат уже более сомнительно. Трансконтинентальный арбитраж к июлю 2019 г. захлопнулся, к тому же форвардная кривая Brent-WTI свидетельствует о том, что рынок ожидает сужения спреда и никак не увеличения в течение следующих месяцев.
Откуда тогда уверенность, что на Украину «должны последовать еще несколько танкеров»? В этом и заключается политический момент. Если в июле-августе-сентябре 2019 г. на Украину поступят еще несколько партий американской нефти, можно смело утверждать, что эти сделки будут совершены в ущерб экономическим интересам страны. Однако, если этого не произойдет, то безо всякой политической подоплеки можно поздравить «Укртатнафту» с удачной сделкой и хорошим анализом рынка нефти.