Fitch предупредил о риске потери бюджетом РФ 500 млрд руб. из-за грядущей цены на Urals. РБК

Sep 04, 2019 02:38


Всё верно, только я не назвал бы это риском. Скорее, это прогноз. Причем, считаю, что цена на Urals упадёт однозначно, т.к.  ЕС - не Беларусь и не поставит себя в условия зависимости от единственного поставщика среднетяжелой нефти (России). И будет брать аналогичную нефть в Иране. Соб-но переговоры уже идут и тот же Макрон уже предложил кредитную линию Тегерану под это дело. Пока на 15 млрд. и под политические уступки, но это же переговорный процесс между неглупыми людьми, договорятся. Польша - та уж 8 лет как идёт своим путём, планомерно снижая закупки российской нефти ( Польский Orlen намерен снизить количество закупаемой в России нефти. РИА Новости).
Ну а российский сорт Urals имеет проблемы и по содержанию серы, и по хлору. Вдобавок, есть ещё и не решенный вопрос по компенсациям убытков из-за загрязнения российской нефти. И не дисконт к сорту Brent, а скидки (цены Urals в порту Усть-Луга к цене в Приморске) уже сейчас, ещё до введения новых правил IMO, доходят до $7-10 на баррель. Причем речь про единичные танкерные партии. Это спот, а не годовые контракты на миллионы тонн, где разумный переговорщик выторгует и более интересные условия. Это только странноватые чиновники из РБ готовы чуть ли не распродать всю страну "за три рубля", лишь бы получить вожделенную скидку в $10 на баррель.
Да, для властей Беларуси, так стремящихся к унификации налогообложения нефтянки с РФ ( В ЕАЭС будет общий рынок нефти газа и нефтепродуктов. Пока что виртуальный // Правительство Беларуси передало президенту проект программы по интеграции с Россией. Интерфакс), наверно в радость будет узнать и то, что в обозримом будущем в РФ не исключается введение дополнительных налогов или поправочных коэффициентов в ситуации проигрыша бюджета РФ из-за изменения правил IMO. То есть "попадалово" ещё только начинается.

Fitch предупредил о риске потери бюджетом 500 млрд руб. 03.09.2019, РБК

Эксперты Fitch предупредили о снижении налоговых поступлений на 500 млрд руб. в год из-за роста разницы стоимости между марками нефти Brent и Urals в 2020 году. Причина - в новых нормах по содержанию серы в судовом топливе


Дисконт на Urals

С 1 января 2020 года вступают в силу новые требования Международной морской организации ООН (International Maritime Organization, IMO) - содержание серы в судовом топливе будет снижено с 3,5 до 0,5% для уменьшения вредных выбросов в атмосферу.

Нефть сорта Urals, самого распространенного в России, более сернистая и плотная, чем эталонная марка Brent, поэтому она будет торговаться на мировом рынке с большим дисконтом к эталону, чем в последние пять лет, рассказал младший директор Fitch Вячеслав Демченко. Средний дисконт Urals к Brent без учета эффекта изменения правил IMO он оценил в $1,3 за баррель.

«Эффект изменения правил IMO мы начнем наблюдать уже в четвертом квартале 2019 года, когда участники рынка начнут контрактовать поставки нефти с учетом будущего изменения правил по концентрации серы в бункеровочном топливе», - заметил Демченко.

В результате ужесточения правил IMO в первые месяцы 2020 года дисконт к цене Urals может вырасти до $1-7 за баррель.

При достижении среднего дисконта в $3,5 за баррель к уровню цены Brent (ожидается на уровне $60 за баррель), Россия может потерять около 500 млрд руб. налоговых поступлений от НДПИ, НДД и пошлин на нефть и нефтепродукты, поскольку все налоговые расчеты привязаны к стоимости нефти сорта Urals, добавляет Демченко. Эффект дисконта может сохраниться на какое-то время, пока отрасль не адаптируется к новой реальности, прогнозирует эксперт.

В последние два месяца дисконт Urals к Brent варьируется от $0 до $2 за баррель, сказал РБК трейдер крупной европейской компании.

Демченко указывает, что падение цены Urals к Brent на каждый доллар означает снижение налоговых поступлений примерно на 145 млрд руб. Он не исключил введения дополнительных налогов на отрасль или поправочных коэффициентов в ситуации проигрыша бюджета из-за изменения правил IMO.

РБК направил запрос в пресс-службу Минфина.

Однако в бюджет на 2020 год и так заложена более консервативная цена Urals - $57 за баррель, то есть как раз-таки дисконт $3 к прогнозной стоимости Brent. Прогноз Минэкономразвития по курсу доллара США на 2020 год - 65,7 руб.

Трейдер крупной европейской компании сказал РБК, что помимо изменения правил IMO на цены на Urals влияют такие факторы, как объем экспорта нефти этого сорта и объем внутренней переработки нефти.

«Влияние правил IMO может составить в будущем дисконте Urals к Brent около $1 к текущим показателям. Причем в тендерах крупнейшей российской нефтяной компании «Роснефть» с поставкой с октября 2019 года по март 2020 года фактор изменения сернистости судового топлива не повлиял на цены контрактов, хотя формула цены и включает в себя дифференциал Urals к стоимости Brent», - отметил он.

Собеседник РБК признал, что в первом квартале 2020 года разница в стоимости этих сортов нефти изменится, не уточнив конкретную цифру.

Изменение правил морских перевозок больше отразится на стоимости российского мазута, которая упадет, но в бюджетных поступлениях этот фактор играет гораздо меньшую роль, потому что Россия экспортирует гораздо больше сырой нефти, нежели мазута, чем изменение цен на Urals, добавил трейдер.

Дисконт за хлор

Из-за загрязнения экспортного трубопровода «Дружба» хлорорганикой, которое обнаружилось в конце апреля 2019 года, в мае скидка на формально чистую нефть из России в порту Усть-Луга к ценам порта Приморск составила от $0,85 до $3 за баррель (1-4%), говорил РБК вице-президент Argus по развитию бизнеса в России, странах СНГ и Балтии Виктор Парно. Причем две партии по 100 тыс. т были проданы еще дешевле - со скидкой $7-10 на баррель, указывал он.

С июня скидка составляла от $0,1 до $0,3 за баррель, сообщил Парно. По его данным, в мае и июне компании отгрузили через Усть-Лугу 6 млн т нефти. Компании уже недосчитались $50 млн в мае-июне, потери могут вырасти еще на $15-84 млн, предупреждают эксперты.

На встрече с главой «Транснефти» Николаем Токаревым 30 апреля президент Владимир Путин заявил, что история с загрязнением «Дружбы» нанесла ущерб имиджу России, и призвал менять систему контроля за качеством нефти.

После введения нового стандарта содержания серы в судовом топливе провалится рынок сернистого мазута, но это не означает автоматического снижения дифференциала Urals к Brent, который определяется соотношением спроса и предложения на малосернистую (в частности, Brent) и сернистую нефть (Urals), парирует главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов.

«Сейчас предложение тяжелой сернистой нефти снижается из-за кризиса в Венесуэле и санкций против Ирана, в то же время добыча легкой малосернистой сланцевой нефти продолжает расти. В результате этот дифференциал в отдельные периоды выходит в положительную область (Urals стоит дороже Brent. - РБК), сейчас он упал до минус $0,8 за баррель», - замечает эксперт.

Если в момент введения стандарта IMO будет дефицит сернистой нефти и мощности по ее переработке будут сильно недогружены, то Urals по-прежнему будет стоить дороже Brent.

Последствия для нефтяников

Почти три четверти экспорта российской нефти в Европу (больше 50% всего экспорта нефти из России) идет по котировкам, приближенным к Urals, остальное - это либо поставки по трубопроводу ВСТО в Азию, которые стимулируются государством, либо шельфовая добыча, налогообложение которой осуществляется по процентным ставкам и не привязано к Urals, сказал РБК консультант профильных фискальных ведомств. Соответственно, изменение скидки Urals к Brent не должно являться поводом для корректировки налогообложения, поскольку практически в равной степени отразится на бюджете и компаниях, заключает он.

Потери компаний оценить сложнее, и они будут ниже, чем у государства, с учетом того что российские нефтяники добывают и продают нефть разных сортов, в том числе низкосернистую Siberian Light или ESPO (поставляется по ВСТО), признает Демченко.

Примерно половина экспорта и четверть добычи «Роснефти» - это поставка в Китай легкой, малосернистой нефти. Цена на нее, скорее всего, вырастет, указывает он.

ЛУКОЙЛ экспортирует через трубопроводы «Транснефти» около четверти добычи (преимущественно Urals), а «Газпром нефть» - менее 10%.

Наибольший выигрыш получат компании, экспортирующие низкосернистую нефть и имеющие НПЗ с высокой глубиной переработки нефти, заключает он.

РБК направил запросы в пресс-службы «Роснефти», ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти».

контроль, финансы, экспорт, экономика, конкуренция, РФ, бизнес, власть, логика, бюджет, качество, логистика, нефть

Previous post Next post
Up