На асфальтобетонных заводах отмечают низкое качество битума из Мозыря. Эхо поставок грязной нефти?

Aug 15, 2019 03:12


В Беларуси издание "Наша Нива" бьёт в набат, утверждая: Мозырский НПЗ отгружает некачественный битум. Разберемся, так ли это. В статье верно отмечено, что существенным показателем, исходя из которого соб-но и строится классификации битумов (впрочем, это одним из многих параметров), является глубина проникания иглы (пенетрация).

Глубина проникания иглы (пенетрация): Показатель, характеризующий твердость битумов и выраженный как расстояние в десятых долях миллиметра, на которое стандартная вертикально расположенная пенетрационная игла проникает в пробу битума при заданной нагрузке, температуре и времени погружения.

По старому ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия (с Изменением N 1). МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ, в зависимости от глубины проникания иглы при 25 °С вязкие дорожные нефтяные битумы подразделяют на следующие марки: БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60, БН 200/300, БН 130/200, БН 90/130, БН 60/90.

Согласно этому стандарту по факту испытаний битум, про который и написана статья НН, относится скорее к марке БНД 40/60.

По более современному ГОСТ 33133-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования (с Поправкой). МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ, в зависимости от значения показателя "глубина проникания иглы при температуре 25°С" битумы подразделяют уже на следующие марки: БНД 130/200, БНД 100/130, БНД 70/100, БНД 50/70, БНД 35/50, БНД 20/35.

Согласно этому стандарту по факту испытаний битум относится, скорее к марке БНД 50/70, как правильно указано в статье, нежели к марке БНД 70/100.

Причем, помимо параметра "глубина проникания иглы", как я сказал выше, есть не менее значимые параметры. Например параметр "температура хрупкости". Де-факто определяющий относительную морозоустойчивость битума.

Температура хрупкости: Температура, выраженная в градусах Цельсия, при которой образец битума разрушается при изгибе под действием кратковременно приложенной нагрузки.

Для марки БНД 70/100 температура хрупкости должна быть не менее -18 градусов Цельсия, тогда как при испытании она была иной, отличалась на 3 градуса, а именно -15. А это уже в промежутке марок БНД 50/70 (-16 градусов С) и БНД 35/50 (-14 градусов С). Это почему-то при испытаниях пропустили.

Так что отгруженный битум не хуже, не менее качественный. Он просто иной. Менее морозоустойчивый и более дешевый.

Кстати, следует отметить, что в данном конкретном случае Мозырский НПЗ отгрузил битум, качество которого определялось не межгосударственным стандартом, а согласно ТУ BY 400091131.009-2011.

Разумеется, грязная нефть тут совершенно не при чем. Описываемая история очень смахивает на то, что на Мозырском НПЗ просто перепутали и отгрузили получателю битум не той марки, которая была заказана. Это случается иногда, в этом нет ничего конфликтного и никому ещё не портило отношения.

Конечно, помимо ошибки, возможен и коррупционно-криминальный аспект. Как я сказал выше, отгруженный битум стоит дешевле. И это достаточно известная мошенническая схема в работе с битумами - отгружать более дешевую марку под видом более дорогой. Особенно когда покупатель сам не проводит контрольные испытания товара. Иногда такие мошеннические операции проводятся по сговору сторон. Страдает-то заказчик дорожных работ, а не НПЗ или строители.

В любом случае, я не понимаю, почему покупатель не вернул товар, который он не заказывал и не потребовал его заменить на искомое - битум марки БНД 70/100. Вот именно такое поведение как раз и заставляет думать о криминале. Ибо ежели это не ошибка, а "схема", то с криминальным партнером отношения действительно могут ухудшиться.

На асфальтобетонных заводах отмечают низкое качество битума из Мозыря. Эхо поставок загрязненной нефти? 14.08.2019, Наша Нива


По крайней мере на одном крупном асфальтовом заводе возникли проблемы с качеством битума, поставляемого Мозырским НПЗ. Об этом «Нашей Ниве» сообщили сотрудники среднего звена.

Они связывают это с тем, что именно в Мозырь поступала загрязненная хлорорганикой нефть из России: мол, на «Нафтане» такой проблемы нет, так как там грязную нефть принимать не стали, и ближайший к нему нефтебитумный завод ее тоже не получал.

Качество битума определяется по нескольким характеристикам, основная из которых - пенетрация, позволяющая определить вязкость битума и косвенно - его твердость. Для дорожников этот параметр чем выше - тем лучше, а у строительных, изоляционных и других битумов свои критерии качества.

Смысл полученной нами информации в том, что при заказе из Мозыря битума марки «70/100» (в названии марки второй параметр и указывает пенетрацию) на завод поступило невесть что.

Говорят, битум был плохим и визуально, и по запаху. Поэтому было решено отправить его на экспертизу в один из государственных институтов. Ответ подтвердил подозрения - по основной характеристике качество битума оказалось далеким от декларированного.

А почему битум с низкой пенетрацией - это плохо?

Считается, что марка «50/70» (к которой ближе всего оказался поставленный на завод битум) хуже проявляет себя в будущем - дорожное покрытие из такого асфальта больше подвержено образованию трещин зимой.

Некоторые источники «Нашей Нивы» предположили, что проблема здесь не в загрязненной нефти.

Мол, недавно Мозырский НПЗ нашел агента в Румынии, куда начал поставлять битум.

Но румыны заказывают не «70/100», а ниже по качеству.

При этом, утверждают источники, битум для поставок на разные заводы замешивается в одной емкости. Очистить ее полностью от «предыдущего» битума невозможно, в результате следующая партия перемешивается с остатками битума низкого качества.

На заводе возможность подобного брака отрицают.

«У нас никаких проблем нет! Все в соответствии с инструкциями, а паспорта выписываются только на качественные нефтепродукты! Если есть доказательства, пусть компания с документами этими обратится к нам в установленном порядке», - ответили «Нашей Ниве» в руководстве Мозырского НПЗ.

Интересно, что потерпевшая сторона обращаться с рекламациями, похоже, не намерена - как говорят работники - чтобы не портить отношения с государственным поставщиком.

Отметим, что такую проблему признали пока только на одном из заводов, на которые мы звонили. Но экспертизу там не проводили: говорят, что доверяют поставщику.
.




бизнес, финансы, нефтепродукты, криминал, кадры, качество, РБ

Previous post Next post
Up