Неадекватность власти оставляет Литву без белорусского нефтетранзита. RuBaltic.Ru

Jul 30, 2019 19:53


Автор статьи достаточно трезво оценивает отношения в "любовном треугольнике": Беларусь, Латвия, Летува. Последняя, в ущерб не только добрососедству, но и собственным экономическим интересам всюду в отношениях с Беларрусью включает политический аспек. Последней каплей, вероятно, стал недопуск белорусской трубопроводостроительной компании к тендеру на строительство газопровода по требованию спецслужб Летувы. Хотя белорусская фирма считалась безоговорочным фаворитом - её технические, финансовые условия, а также опыт, оставляли далеко позади потенциальных конкурентов. Ну а Латвия наоборот, предпочла политике финансовый интерес, прибыль и добрососедство.
Кстати, сам автор статьи, как и незадачливая публика из Летувы, склонен к политизации, пришпандоривая нелепые тезисы о том, как будет погибать Беларусь по факту "российского налогового манёвра" без поддержки Москвы.

Неадекватность власти оставляет Литву без белорусского нефтетранзита. 30.07.2019, Александр Носович, RuBaltic.Ru

Глава МИД Латвии Эдгар Ринкевич привез из Беларуси новость о том, что Рига и Минск договорились об увеличении белорусского нефтетранзита через Латвию. Победа Латвии - это поражение Литвы: в сложившихся условиях Беларусь может наращивать поток нефтепродуктов в порты Риги и Вентспилса только за счет снижения грузопотока в литовскую Клайпеду. Латвия успешно переманивает из Литвы белорусские грузы, однако винить в этом Вильнюс может только себя: до решения переориентировать транзитные потоки белорусов довели бесконечная склочность, скандальность и паранойя литовских властей.


«Мы хотим расширить сотрудничество, увеличив объем перевозимых грузов. Латвия видит потенциал для сотрудничества с Беларусью в развитии евразийских транспортных коридоров», - заявил министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич по возвращении из Минска, где он встречался с президентом Беларуси Александром Лукашенко.

Латвия предлагает использовать свою логистическую инфраструктуру для перевозки продукции белорусско-китайского индустриального парка «Великий камень».

Интерес к «Великому камню» - очередной пример парадоксальности мышления стран Прибалтики, которые одновременно хотят зарабатывать деньги на контактах с Востоком и при этом сохранять верность своим геополитическим догмам. В данном случае Ринкевич думает заработать на крупнейшем китайском проекте в Восточной Европе, хотя США строго-настрого запретили своим сателлитам участие в стратегических проектах Китая.

Есть и более локальное, но в то же время даже более яркое, чем с Китаем, отступление Латвии от идеологии ради прибыли.

Эдгар Ринкевич фактически махнул рукой на «балтийское единство», заявив о готовности Беларуси транспортировать свои нефтепродукты через Латвию, что в нынешних условиях возможно только путем ухода белорусского нефтетранзита из Литвы.

Рост транзита через Латвию белорусских нефтепродуктов возможен после реконструкции Новополоцкого НПЗ (ОАО «Нафтан»). Теоретически «Нафтан» мог бы экспортировать свою продукцию и в Латвию, и в Литву, но в реальности такой возможности не просматривается.

После того, как Россия осуществит налоговый маневр в нефтяной сфере, Беларусь будет получать российскую нефть по мировым ценам, что сделает белорусские нефтеперерабатывающие предприятия нерентабельными. В таких условиях НПЗ могут только сокращать, а не увеличивать объем производства. На порты обеих «прибалтийских сестер» белорусского потока не хватит.

Возможен другой вариант. Россия поможет союзной стране в преодолении последствий налогового маневра и вложится в поддержку белорусской нефтепереработки. Но уж явно не за счет облагодетельствования Латвии или Литвы Москва будет этим заниматься. Установка не давать развиваться за российский счет антироссийским странам сформулирована в Кремле жестко, так что Латвия с Литвой белорусского нефтетранзита в этом случае не увидят вовсе: он пойдет на экспорт через порты России.

Наконец, есть еще одна, самая простая причина, почему локальная победа Латвии - это поражение Литвы.

Президент Беларуси Александр Лукашенко в разговоре с главой латвийского МИД откровенно дал понять, что развивает отношения с Ригой в пику неадекватному Вильнюсу.

«Если какие-то страны нас не понимают и не воспринимают в этом плане и это влияет на экономику Беларуси, конечно, мы будем искать лучшие варианты», - сказал Лукашенко Ринкевичу.

Почти за год до этого белорусский лидер прямо заявил, что сотрудничество Минска с Латвией - это замена сотрудничеству Минска с Литвой.

«Вы понимаете, что выхода к морю у нас нет, и если Литва не очень хочет с нами сотрудничать, так надо делать упор на Латвию. Надо сделать так, чтобы эта республика удовольствие получала от сотрудничества с Беларусью. Мы люди порядочные, обязательные, они это знают. И если они пойдут нам навстречу во многих вопросах, которые мы им предложим, они будут иметь определенный немалый эффект», - говорил Лукашенко новому белорусскому послу в Риге.

«Пойти навстречу во многих вопросах» на практике означало не присоединяться к истеричной войне Вильнюса против Белорусской АЭС. Латвия намек поняла и не поддержала литовские вопли о немедленном прекращении строительства атомной станции.

От Вильнюса она за это получила обвинения в предательстве, зато из Минска несколько месяцев назад в Латвию приехали представители белорусской «нефтянки» для осмотра местных портов и железных дорог. Сочли их вполне достойной заменой Клайпедскому порту и «Литовской железной дороге».

Последняя встреча белорусского президента с главой латвийского МИД и анонсированный на ней визит Александра Лукашенко в Ригу - развитие той же тенденции.

Литва неудержимо теряет белорусский транзит, и обвинять в связи с этим кого-либо в предательстве - самое очевидное проявление неадекватности Вильнюса, которая является подлинной причиной того, что литовская экономика в скором времени останется без белорусского грузопотока.

Литву оставляет без денег не коварство соседней Латвии, а неврастения собственной власти. Ее вздорность, склочность, скандальность и бесконечная паранойя.

Психологическая война с БелАЭС - уже классический пример, но регулярно появляются и новые сюжеты. Одновременно с переговорами Лукашенко и Ринкевича в Минске случился скандал с недопуском белорусского подрядчика к строительству польско-литовского газопровода GIPL «по соображениям национальной безопасности».

Белорусское ОАО «Белтрубопроводстрой» выиграло тендер на строительство 165-километрового газопровода между Польшей и Литвой.

Однако правительство Литвы запретило подписывать контракт с белорусским предприятием на основании того, что оно… белорусское.

Следовательно, по мнению литовского правительства и спецслужб, это предприятие, весьма вероятно, будет выполнять заказ белорусской власти по подрыву национальных интересов Литвы. Замедлит темпы строительства, сорвет все сроки и попутно получит доступ к государственной тайне Литвы, то есть, попросту говоря, нашпионит.

Если кто-либо в Вильнюсе после подобных выпадов еще удивляется, с чего вдруг Беларусь сворачивает экономические контакты с Литвой, это еще больше говорит о неадекватности.

транзит, финансы, нефтепродукты, экспорт, Латвия, импорт, РБ, РФ, бизнес, Летува, логика, нефть

Previous post Next post
Up