Совершенно справедливая, на мой взгляд, постановка вопроса от российского эксперта, ранее тут неоднократно упомянутогов связи с историей о компенсациях пострадавшим убытков, связанных с нефтяным кризисом "Дружбы" и намерениями Беларуси покупать нефть в Казахстане.
Итожа свои рассуждения, Юшков задается простым, но актуальным вопросом: Зачем мы начали налоговый маневр, если он не приносит дополнительного дохода в бюджет, а порождает, лишь множество конфликтов?!
Полагаю, что ответ очевиден: этот маневр начали лишь для того, чтобы следом за выравниванием внутренней и внешней цены российской нефти подтянуть цены на нефтепродукты в России до уровня среднеевропейских. Иного смысла нет. Потому эти "депфирующие надбавки" и называются демпфирующими, сиречь амортизирующими, сглаживающими резкий скачок цен на топливо, делающими его более плавным. И это лишь временные "подпорки", они не смогут удержать нефтепереработку и внутренний российский топливный рынок в таких неестественных параметрах. Внутрироссийские цены непременно вырастут. Что, соб-но, видит и сам Юшков, анализируя ситуацию.
Кстати, сие ещё и опять к тому, что нелепо беларусам вмешиваться в этот сугубо российский процесс манёвра с какими-то своими вопросами о компенсациях (
Sputnik: Беларусь потеряет $300 млн от налогового маневра России в 2019 году - Минфин РБ). Они были, да сплыли, "пароход ушел".
Игорь Юшков: Налоговый маневр не приносит дополнительного дохода в бюджет, а лишь порождает конфликты. 31.05.2019, ANGI.Ru
Тюмень. Минфин и Минэнерго почти полностью
согласовали остававшийся неурегулированным вопрос с размером компенсаций нефтекомпаниям за поставку топлива на внутренний рынок. Предполагается, что платежи увеличатся в 2020-2021 годах на 30% к уровню, заложенному в бюджете, но все-таки будут ниже, чем в 2019 году. Дополнительные расходы бюджета полностью покроют увеличением НДПИ, а это говорит о том, что нефтяникам придется самим субсидировать переработку за счет добычи.
Так Минэнерго предложило, чтобы коэффициент в формуле демпфера на ближайшие два года составил 0,65 для дизтоплива и 0,68 для бензина. На второе полугодие 2019 года уже достигнута договоренность о том, что коэффициент составит 0,7 и 0,75 соответственно. В действующем бюджете заложен коэффициент 0,6 на 2019 год и 0,5 на 2020-2021 годы.
Изменения размера компенсаций нефтекомпаниям за поставку топлива на внутренний рынок Агентству нефтегазовой информации прокомментировал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
- Ситуация на топливном рынке России обостряется. Вероятно, нефтяники намеренно актуализируют эту тему именно сейчас, так как вскоре состоится прямая линия президента и правительству не хотелось бы, чтобы разговор начался так же, как в 2018 году.
А год назад первый же вопрос от людей касался причин существенного подорожания топлива. Тогда Путин по видеосвязи вызывал профильного вице-премьера Дмитрия Козака и министра энергетики Алексадра Новака, которым пришлось оправдываться.
Если в этом году ситуация повторится, то вице-премьер и министр могут публично свалить все на первого заместителя председателя правительства РФ Антона Силуанова. Ведь именно Минфин был главным лоббистом налогового маневра, из-за которого и происходят сегодняшние процессы на топливном рынке.
Таким образом, нефтяные компании, по сути, угрожают правительству.
Если Кабмин не выполнит свои обязательства, данные в начале года, и не повысит компаниям выплаты в рамках "депфирующей надбавки", тогда нефтяники откажутся выполнять договор с правительством - повысят цены на оптовом рынке и увеличат экспорт нефтепродуктов.
Собственно об урегулировании данного конфликта и идет речь. Однако те параметры, которые предлагает Минфин - рост демпфера за счет роста НДПИ выглядят абсурдно.
Налоговый маневр и есть процесс повышения НДПИ и понижения экспортной пошлины. В результате нефть для НПЗ становится дороже и уже на выходе с завода нефтепродукты соответственно становятся дороже. А демпфер это выплата государства нефтяникам, чтобы они эти более дорогие нефтепродукты делали дешевле для внутреннего рынка. Поэтому дальнейший рост НДПИ приведет к необходимости повышения либо демпфертных выплат из бюджета нефтяникам, либо повышения цен на топливо на внутреннем рынке.
В итоге, я считаю, что вопрос стоит ставить еще шире. Зачем мы начали налоговый маневр, если он не приносит дополнительного дохода в бюджет, а порождает, лишь множество конфликтов?!