Статья-интервью с очень своеобразным субъектом, восседающим на должности заведующего отделом человеческого развития (!) и демографии Института экономики Национальной академии наук. Запостил как пример того, в какой откровенный гадюжник превратилась НАН. Ну откровенно антигуманистические, людоедские, я бы сказал, взгляды у мадам.
Сокращается население? Так это не проблема а бонус - "меньше народа - больше кислорода", не надо нам много малокультурных семей с тремя-четырьмя детьми да низким заработком родителей на селе, чтоб отнимали от нас социальные блага - лучше пусть будет сокращаться "естественным путем" их численность.
Повышение пенсионного возраста? Так это замечательно! Мы нарисуем новые таблички, что лиц пенсионного возраста у нас в стране не так уж и много. Опять же сократим объём выплат этим "недостарикам" - нам самим не хватает.
Ну и т.д. Уволил бы. К чёртовой матери и с волчьим билетом. А, заодно, и весь ин-т перетряхнул бы. Может такие взгляды не у одной этой момзели, а все там к гражданам, как к скоту, что на убой ведут, относятся.
А, значит, все эти скотобойщики из НАН - бессмысленные и, даже, вредные для нар.хозяйства страны люди. Зачем им всем зарплату платить, когда они нам сами же этот ход и подсказывают - сокращать.
Не думая ни о какой социалке сокращаемых. Вот их самих - в первую очередь. Как сами они и предлагают. Только не по свою душу.
Белорусов становится меньше. Но это не так страшно, как все думают. 04.04.2019 Наталья Колесниченко, Завтра твоей страны
Вместе с демографом Анастасией Бобровой разбираемся, как при грамотном подходе вызовы становятся бонусами.
За последний год население Беларуси уменьшилось на 16 тысяч человек. А убыль по естественным причинам достигла 26 тысяч - на столько людей в прошлом году умерло больше, чем родилось.
Рост количества людей старше 60 лет, снижение экономически активного населения и относительно невысокая рождаемость - такова реальность, которая останется актуальной для Беларуси и в перспективе.
Старение населения - вызов и бонус
- Активная социальная и демографическая политика дает свои результаты. Может быть, не такие глобальные, как хотелось бы, но за счет пенсионной реформы доля людей старше того, что называют трудоспособным возрастом, не так сильно увеличивается, - говорит заведующая отделом человеческого развития и демографии Института экономики Национальной академии наук Анастасия Боброва.
Если власти в ближайшие годы не запустят вторую волну повышения пенсионного возраста, то с начала 2022 года мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, а женщины − в 58 лет.
- Продолжительность жизни, скорее всего, будет и дальше увеличиваться, - отмечает эксперт.
Это вместе с качеством медицины, ростом числа услуг для людей третьего возраста позволит поддерживать их активными и здоровыми как можно дольше. В том, что в обществе растет количество людей старше 60 лет, заключены не только вызовы, но и бонусы, которые при правильной организации может получить государство.
Здоровые люди дольше работают и платят налоги. В странах Евросоюза большинство пенсионеров становятся волонтерами, внося бесплатный вклад в социальную жизнь общества.
Не потери, а изменения на рынке труда
Традиционно основным экономическим вызовом, связанным с нынешними демографическими изменениями, называют обострение ситуации на рынке труда из-за снижения количества работников, которые будут вкладывать силы в экономику.
- Да, их количество сокращается. И есть вероятность, что мы столкнемся с нехваткой людей на рынке труда, - признает Анастасия Боброва.
Но если учесть безработицу, которая по методике подсчета Международной организации труда, достигает в Беларуси примерно 5%, и развитие технологий, что снижает спрос на ручной труд, то эта тенденция не так уж и страшна.
- Получается, это не столько вызов, сколько помощь в борьбе с безработицей, - подчеркивает эксперт.
Сгладить ситуацию на рынке труда можно будет за счет структурной трансформации экономики, переподготовки и смены деятельности профессионалов и рабочих. А вместе с этим уход от устоявшихся ожиданий, например, о том, что предприятиям и экономике в целом нужно прежнее количество трудящихся.
Вместо количества - качество, но дело не только в доходе
Гонка за абсолютным ростом жителей в стране может оказаться не самой лучшей и выгодной политикой. С одной стороны, хороший доход позволяет людям уделять больше внимания своему здоровью и развитию. Значит, у них увеличивается продолжительность жизни, и они дольше остаются активными. Но с другой стороны - непродуманная или точечная политика поддержки людей может вогнать их в ловушку бедности.
Принятые в начале 2010-х меры поддержки семей с детьми дали определенные результаты. С того момента заметно вырос коэффициент рождаемости в сельской местности - где уровень жизни ниже, чем в среднем в городах.
Но эта же мера породила проблему отложенной бедности. Когда государство перестает выплачивать пособие по уходу за ребенком до трех лет, семья с тремя-четырьмя детьми остается один на один с низким заработком на селе и необходимостью кормить, одевать и учить этих детей.
- Лучше пусть будет сокращаться естественным путем численность населения, но при этом мы будем делать акцент на качестве жизни людей, - считает Анастасия Боброва.
Демография во многом связана с развитием экономики. Если ситуация хорошая, появляются новые рабочие места, растут доходы, может увеличиваться рождаемость и приток мигрантов. Но полагаться только на экономику ошибочно, подчеркивает эксперт.
- Даже если у семьи высокий доход, это не обязательно будет означать, что супруги готовы иметь двух-трех детей. С одной стороны, потому что меняется институт семьи. С другой - высокая зарплата означает более высокие требования к работе. И как разорваться, чтобы сохранить этот высокий доход и воспитывать троих детей? - замечает Анастасия Боброва.
Сегодня люди больше времени тратят на себя: саморазвитие и образование, досуг, карьеру. В то же время родители уделяют намного больше времени воспитанию детей и уходу за ними. В том числе поэтому семьи все чаще задумываются, готовы ли они растить второго и третьего ребенка, а некоторые - смогут ли со своим графиком позволить себе хотя бы одного.
- Все, что сделано в Беларуси в этом направлении, уже себя в той или иной мере исчерпало, - считает Анастасия Боброва.
Отдельные принятые государством меры по снижению разрыва между смертностью и рождаемостью, работают. Но постепенно их эффект снижается.
Предстоит регулярно корректировать их и дополнять новыми. При этом есть вопросы, которые отодвигаются в социальной политике на второе место. В частности, власти постоянно говорят про необходимость повышения рождаемости, но забывают про ситуацию со смертностью.
- В лучшем случае, она стоит на месте, в 2018 году она даже увеличилась. Практически никаких подвижек не происходит в статистике смертности среди мужчин трудоспособного возраста, населения из сельской местности. И это как раз те люди, которые могли бы возместить естественную убыль населения, - говорит Анастасия Боброва.
У Беларуси есть большой потенциал для снижения смертности как среди мужчин трудоспособного возраста, так и по причинам поздней выявляемой заболеваний.