Антизападную риторику политиков силовые структуры уже поддерживают операциями против иностранного влияния и присутствия, так что НГ задумывается о том, не грядут ли мрачные времена "Тайной канцелярии", праобраз ГЕСТАПО из глубины веков царской России.
Вернется ли в Россию "слово и дело государево". НГ 30.06.2017.
На днях в Нижнем Новгороде пятеро итальянских правозащитников испытали на себе «гостеприимство» нашей правоохранительной системы. Они были задержаны за то, что, имея в кармане лишь туристическую визу, занимались трудовой деятельностью, то есть нарушили закон.
Нелегальная работа заключалась в следующем: они все время встречались с российскими коллегами и что-то с ними обсуждали. Вот очередное живое общение и закончилось для итальянцев шестичасовым разбирательством в отделении полиции и штрафом по 2 тыс. руб. с каждого.
Понятное дело, что любой заехавший к нам иноземец должен стремиться к соблюдению исконных обычаев - например, отдыхать у самовара с водкой в окружении медведей с балалайками и толпы цыган. Однако в законе такая обязанность пока все-таки не прописана.
А как, кстати, полиция и люди в штатском с камерами в руках могли узнать, что правозащитники из Италии уклоняются от наших традиций? Неужели за ними была слежка? Да нет, ведь в местных СМИ уже написано, что нижегородские полицейские просто решили проверить сигнал о потенциальном беззаконии от некоего бдительного гражданина из Казани.
В том же самом Нижнем несколькими днями ранее силовики, очевидно, не следили и за съемочной группой испанского режиссера Фернандо Гонсалеза Молины. Полиция лишь проверила, чем это люди с аппаратурой занимаются на улице. Оказалось, снимают фильм о жизни геев в «закрытом» городе Сарове. И эти четверо гостей тоже получили по 2 тыс. штрафа с каждого: дескать, в их деловой визе об исследовании проблем сексуальных меньшинств ничего не говорилось.
Эти происшествия в принципе не более чем казусы, отчасти даже забавные. Но едва ли к таковым можно отнести выступление президента Владимира Путина перед сотрудниками Службы внешней разведки (СВР). «В целом очевидна растущая активность зарубежных спецслужб, направленная против России и наших союзников», - заявил он. По его словам, «в ход идут новые методы сбора и вброса информации, кибератаки».
Возможно, в СВР о наплыве западных шпионов в Россию и правда не знают, ведь сама эта служба шпионит в противоположном направлении. Но зачем Путину надо было сообщать об этих кознях на всю страну? Очевидно, здесь перед нами очередной пример антизападной риторики. Как это уже не раз бывало в России, создание атмосферы осажденного Кремля и должно поспособствовать проведению будущих президентских выборов.
Глава государства, впрочем, лишь задает этой риторике рамки, а вот наполняет их целая толпа депутатов и сенаторов, ученых и политологов, журналистов и телеведущих, которые и преобразуют политические заявления официальных лиц в настоящий поток госпропаганды. В ней, кроме громких слов, есть уже и не менее громкие в перспективе дела вроде комиссии Совета Федерации по защите госсуверенитета, инициативы по контролю за зарубежными СМИ и нашими, которые получают деньги из-за границы, и т.д.
Теперь же, когда борьба с иностранцами пошла уже и, как говорится, на земле, возникает вопрос: организовывается ли все это по приказу сверху или перед нами лишь некая самодеятельность на местах? Если верен первый вариант, то это как минимум печально хотя бы потому, что грань между поиском чужих шпионов и предателей среди своих людей почти неразличима.
Но если правильным является второй вариант ответа, то это уже по-настоящему тревожно. Например, история показывает, что во многом именно инициатива местных властей, стремящихся угадать исходящие сверху флюиды, и становится основой для массовых репрессий против граждан страны. И нынешняя внутренняя ситуация развивается такими темпами, что впору ожидать давно забытых уличных криков: «Слово и дело государево!»