Новопредставление в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга.

Jun 19, 2017 12:55


В Питере продолжают обсуждать проблему Исаакия, особенно в свете последних событий: и высказывания Президента РФ на этот счет, и стремительной замены директора музея И-С. Обсуждать, впрочем, высказываясь вполне определенно.

Новопредставление в Исаакиевском соборе. Татьяна Лиханова «Новая газета в Санкт-Петербурге» 19.06.2017.

Разговор рабочих-балтийцев с Путиным привел искусствоведа из «Русской Палестины» на смену писательнице с эротическими фантазиями.

Рабочая заготовка

Петербург - город особенный. И пролетариат тут волнуют не только производственные вопросы, но и судьбы культуры. Что и было продемонстрировано в ходе прямой линии с Владимиром Путиным, когда рабочие Балтийского завода задали вопрос о самом наболевшем: что будет с Исаакием?

Президент выказал известное свое мастерство - ответить так, чтобы не на один день дать пищу толкователям. Признал, что Исаакиевский собор никогда церкви не принадлежал, а числился за государством, но тут же добавил: «Царь-батюшка был главой церкви, и в этом смысле можно сказать, что отчасти он и церкви принадлежал». Подчеркнул, что собор строился не как музей, а как храм, «чтобы люди там молились». Полыхнул праведным гневом: «А там что устроили в советское время? Маятник Фуко повесили, чтобы подтвердить, что Земля вертится, то есть на самом деле это такой был музей атеизма, квазимузей атеизма, в известной степени такое тонкое издевательство над религиозными чувствами людей». Но примиренчески добавил: «Его посещают сотни тысяч, миллионы людей, в том числе из-за границы, это совершенно очевидный факт», так что «музейная функция, конечно, должна сохраниться».

Строго говоря, Музей истории религии и атеизма действовал в другом петербургском соборе - Казанском (пока этот храм не передали РПЦ). А советский период в истории Исаакия не исчерпывается «издевательствами» - это еще и подвиг ленинградских музейщиков, в страшные дни блокады живших в подвалах собора, где сберегали бесценные экспонаты из разных музеев города и пригородных дворцов, и десятилетия преданного служения исследователей и реставраторов, чьими совместными трудами и удалось сохранить до наших дней уникальный памятник.

До недавних пор помнил об этом и президент. В 2010-м, обсуждая с патриархом Кириллом проблемы передачи занятых учреждениями культуры объектов религиозного назначения, Путин настаивал: «Это учреждения, которые занимаются воспитанием наших граждан и хранят традиции нашей культуры, нашей истории. Мы никогда не забудем той роли, которую сыграли деятели культуры в сохранении в том числе и православных святынь, и святынь других традиционных конфессий России в очень сложные для религиозных организаций годы - в советское время».

Вторил ему и патриарх: «Деятели культуры не только хранили все эти сокровища, но очень многие из них, обслуживая эти шедевры, рассказывая о них людям, в то самое время делали для них то, что церковь не могла делать… Поэтому мы храним в сердце и в памяти и благодарность, и уважение к тем деятелям культуры, которые и сохранили ценности, и многим нашим соотечественникам помогли понять смысл этого духовного наследия».

Теперь, апеллируя к федеральному закону о передаче зданий религиозного назначения, Путин усматривает «некоторые противоречия» в необходимости его исполнения с требованиями других законов и международных обязательств, запрещающих отчуждать находящиеся под защитой ЮНЕСКО памятники архитектуры.

Хотя и не сомневается в возможности легко их преодолеть, «обеспечив и музейную деятельность, и отправление религиозного культа». Такие решения в мире есть: «Скажем, в том же Ватикане собор Святого Петра - там ходят люди, экскурсии проводят».

Многие поспешили расценить эту фразу как обещание сохранить в Исаакиевском соборе музей. Но собор Святого Петра находится в собственности церкви - так что выбранный президентом пример скорее должен был насторожить защитников музея. И не случайной представляется использованная формулировка - президент предпочел говорить не о сохранении музея, а о сохранении музейной функции. А это и церковники обещают, только видят эту функцию по-своему.

Руководитель комиссии по взаимодействию РПЦ с музейным сообществом епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) доходчиво объяснял: атеистических экскурсий в соборе точно не будет, а будут экскурсии «миссионерские и исторические». На экскурсиях с «миссионерским эффектом», причем проводимых экскурсоводами, «сертифицированными не какой-то светской организацией», настаивал и глава паломнического отдела петербургской епархии Владимир Дервенев.

Поставленная же теперь Путиным задача выстроить схему взаимоотношений музея и церкви - отдельный предмет удивления. Потому что схема эта давно выстроена, прописана в соглашении о совместной деятельности, заключенном между музеем и Санкт-Петербургской епархией в 2005 году, - с тех пор службы проводятся дважды в день. Прежним патриархом Алексием II она признавалась за образец гармоничного сосуществования храма и музея, да и Кирилл раньше говорил, что традиция такого сосуществования должна быть продолжена и служить всем примером.

Счастлива дважды

Не успела остыть прямая линия, петербуржцам объявили о назначении нового директора музея - 64-летнего искусствоведа, вице-президента Российского комитета международного совета музеев (ICOM UNESCO) Юрия Мудрова.

Как заявили в городском комитете по культуре, такое кадровое решение было принято «по итогам проведенного отбора представленных кандидатов», но раскрывать имена отсеянных не стали.

Сочинительница эротических романов Ирада Вовненко, гревшая кресло руководителя музея чуть более двух недель, подтвердила журналистам факт своего увольнения и добавила: «Я счастлива, что ухожу. Теперь у меня будет время, чтобы приступить к написанию романа о Сандро Боттичелли. Кстати, там будут эротические сцены, потому что любовь и секс присущи живым людям».

Такое счастье госпожу Вовненко накрывает уже второй раз за месяц. В начале июня, когда злые петербуржцы растащили на комические куплеты ее опусы, а СМИ сообщили о намерении губернатора Петербурга заменить Ираду на «мужчину», она поспешила заявить РИА Новости: «Я сама ухожу, сейчас пишу заявление. И очень счастлива от этого». Но не прошло и часа, как пресс-служба музея принялась все отрицать, заверяя, что и. о. директора продолжает исполнять свои обязанности, а в Смольном опровергли версию о возможных кадровых перестановках с сексистским душком.

Теперь, надо полагать, счастью Ирады Вовненко уже ничто не помешает, а поклонники ее таланта ждут новых похождений ноги в дорогом педикюре и предвкушают радость встречи с вопросительными скулами Боттичелли.

Коснувшийся светильников

О Юрии Мудрове в публичном пространстве известно немного.

В статье, вышедшей к его 60-летию, коллега по цеху Светлана Смирнова говорит о Юрии Витальевиче как о человеке, чья жизнь «не мыслима без ежедневного творческого труда», и призывает не забывать и о «религиозной составляющей» его внутреннего мира: «Родившийся в Пскове, на земле, которая может, как сам Ю. В. Мудров говорит, считаться «Русской Палестиной», и в те годы, когда «неслепящий свет Веры» озарял эту землю, он коснулся этих светильников. А каковы были эти светильники - валаамские старцы, митрополит Вениамин (Федченков), архимандрит Алипий (Воронов), митрополит Иоанн (Разумов), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), отец Николай Гурьянов, отец Сергий Желудков, иеросхимонах Сампсон (Сиверс)...»

В 1975 г. Юрий Мудров окончил ленинградский Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина (специализация - русское искусство XVIII-XX вв., русская и западноевропейская художественная культура XVIII-XX вв., музейное дело). Занимался выставочными проектами, писал. В 1990 г. заступил на пост директора музея-заповедника «Павловск», где и трудился семь лет, пока не был уволен по распоряжению Смольного, решившего заменить его на Николая Третьякова. В ГМЗ «Павловск» Мудров вернется в 2012-м, когда Третьякова сменит экс-глава КГИОП Вера Дементьева, - но уже на более скромную должность главного специалиста по популяризации объектов культурного наследия. А в промежутке послужит в Музее истории религии замом по экспозиционной, выставочной работе и внешним связям и заместителем директора по научной работе ГМЗ «Ораниенбаум».

В одном из интервью той поры Юрий Валентинович сформулирует свое представление о роли музея и о том, какими качествами должен обладать его руководитель: «Наверное, крепкий хозяйственник с какого-нибудь производства хорош на своем посту, но когда таких людей «кидают» руководить музеем, приоритетом становится не музейная работа, а крепкое хозяйствование… хотя в музейном деле, столь важном для духовного, душевного здоровья нации, требуются свои специалисты, свой опыт работы […]. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский совершенно правильно говорит о том, что надо прекратить рассматривать музей в первую очередь как какое-то имущество. Музеи - это вообще культурные ценности России, мировые культурные ценности, их значение совершенно не в финансовом эквиваленте».

Коллеги Мудрова, комментируя новость о последнем его назначении, говорят, что он как раз «больше искусствовед, чем менеджер», и сочувствуют уготованной ему роли «последнего директора Исаакиевского собора».

В профессиональной среде бытует мнение, что после открытого включения Путина в дискуссию о будущем Исаакия будет официально подана заявка РПЦ на передачу собора (из-за ее отсутствия эта процедура до сих пор не могла юридически стартовать). А Юрий Валентинович, соглашаются знающие его музейщики, человек приличный, но тихий - не боец.

Не теребите маятник Фуко

В минувшую пятницу глава Комитета по культуре Константин Сухенко представил коллективу музея нового директора. Юрий Мудров сформулировал ситуацию так: «Давайте опираться на то, что музей работает. Будут изменения - будем исходить из ситуации. Работать достойно и хорошо, выполнять свои обязательства по приему посетителей, по реализации образовательной и просветительской функции музея, по сохранению и реставрации бесценных памятников культуры - Исаакиевского собора и Спаса на Крови» (двух из четырех ранее находившихся в ведении музея объектов; Сампсониевский и Смольный соборы уже переданы РПЦ). Соглашение о сотрудничестве с епархией призвал «выполнять, развивать и совершенствовать». И заявил о необходимости начать готовить подарок городу - большую межмузейную выставку, приуроченную к приходящемуся на следующий год 200-летию начала строительства собора по проекту Огюста Монферрана.

Тем временем петербуржцы формулируют свою задачу для Кремля: «В Кремле должны понять, что если вопрос с Исаакием продолжит «висеть и раскачиваться», как маятник Фуко, к весне 2018 года в Петербурге нарастет активное антипутинское брожение, притом по вполне конкретному и священному для подавляющего большинства горожан поводу, - убежден историк Даниил Коцюбинский. - И никакая Нацгвардия, никакие скорострельные суды, выписывающие арестантам 15-суточные «путинские галстуки», здесь ничего поделать не смогут. Когда у города есть конкретная цель достучаться до самодержца любой ценой - а в случае с Исаакием такая цель, бесспорно, есть, - этот город на самом деле довольно трудно запугать.

И чем быстрее в Кремле это осознают, тем выше шансы на то, что проблема Исаакия будет решена точно так же, как только что была решена «проблема Татьяны Шумиловой». То есть власть попросту протрубит отбой и оставит петербургскую культуру в покое».

протест, СПб, культурная столица, культура, РФ, справедливость, власть, культурное наследие, народ

Previous post Next post
Up