Два интересных комментария. По-разному, но в общем-то, об одном и том же. Вопрос, кстати, не только про коррупцию, но и про экономический ущерб в широком смысле. Да и репутационный. К примеру: борьба за монополизацию продовольственного рынка РФ (в пользу агромагнатов ближнего круга премьера), гл.образом с Республикой Беларусь, - это хорошо или не очень? Все ли средства хороши в этой борьбе? Действительно ли Дмитрий Медведев "отлично понимает" (как утверждает Белковский) что хочет Владимир Путин в этой области, готов и может исполнять должное, не ставя шефу палки в колеса и не взирая на сопротивление своих подотчетных "агродоноров"? Что-то не верится. Ну ладно, простоватые россияне, охотно верящие байкам про "продовольственный офшор", но Путина-то не проведешь: цена на углеводороды - это же ограничитель нижней планки цены на бел.товары (конкурирующие с аналогичными от "медведевских"), фактор недобросовестной конкуренции. А цены на то же продовольствие реально повышать, когда уже даже официальное число россиян "за чертой бедности" перевалило за 19,8 млн?
И это только один пример из множества. И дело же не только в коррупции или расследовании ФБК, которое, безусловно, подхлестнуло недовольство россиян. Просто Медведев оказался, пожалуй, самым бездарным премьером за все 25 лет постсоветской России. При этом, самым оборотистым, касаемо личных выгод. Россияне это отчетливо видят, им этот гражданин не нравится всё больше и больше. Отождествлять Путину себя и дальше с подобным персонажем (что прогнозирует Шульман)? А какой резон? Дотягивать до выборов в обстановке нарастающей дестабилизации? Работая там-сям дубинками и кидая в автозаки очередную тысячу протестующих во имя принципа "своих не бросаем"? Так а Медведев-то - он действительно свой? Так а что ж он тогда, такой весь свой, не понимает, что с ним в этом вот качестве "общественного раздражителя" в какой нездоровой атмосфере к выборам придем? Реально свой - он сам бы в отставку давным-давно уже попросился. И на своём бы настоял.
Потеря веса: что грозит Дмитрию Медведеву. Комментарий. Екатерина Шульман. 5 апреля 2017.
Опрос Левада-центра показал, что число доверяющих премьер-министру граждан за месяц снизилось на 10% - с 52% до 42%. Тем временем представители фракции КПРФ пообещали покинуть зал заседаний Госдумы во время отчета Дмитрия Медведева , если он не ответит на расследование Фонда борьбы с коррупцией.
Формально никакой связи между уровнем общественного доверия премьер-министру и фактом занятия им своей должности нет. У нас не парламентская демократия, не существует корреляции между результатами выборов и составом правительства. Правительство формируется президентом. И какой бы у премьера ни был рейтинг, это не имеет прямого отношения к его пребыванию на посту.
Тем не менее данные опроса «Левады» производят впечатление. Они говорят о том, насколько большой была аудитория у фильма ФБК. Очень редко какие бы то ни было события в Интернете отражаются на той картине, которая измерима социологическим инструментарием. Обычно репрезентативная выборка этого не отражает, но тут случилось иначе. Это означает, что либо событие вышло за пределы интернет-аудитории, либо эта интернет-аудитория стала более широкой.
Что касается заявления КПРФ, то они, конечно, хотят воспользоваться этим потоком политической энергии, чтобы немного «проехаться» на нем вперед - и одновременно в своем статусе системной оппозиции этот поток обезвредить. Логика такая: лучше об этом будем говорить мы, чем об этом будут говорить на улицах.
Но для того, чтобы принять протокольное поручение Государственной думы, нужно простое большинство - 226 голосов депутатов. Это невозможно, поскольку 343 депутата - единороссы. Для того чтобы внести на рассмотрение вопрос о создании комиссии по парламентскому расследованию (о чем тоже упоминали депутаты от КПРФ), нужно 90 подписей. То есть все три малые фракции Думы должны проголосовать единогласно. Это маловероятно.
Для КПРФ это беспроигрышная игра: они выглядят красиво, и им за этого ничего не будет, потому что ничего не произойдет. Встать и выйти из зала заседаний они, конечно, могут - в истории Госдумы такие случаи были, но это привычный и безвредный элемент парламентской драматургии.
Пока представляется маловероятным, что до президентских выборов случатся какие-то кадровые изменения в составе правительства. Но отставка не единственное, что может случиться с чиновником. Глава правительства, как всякий высокопоставленный госслужащий, - центр и публичный представитель определенной группы интересов, в которую входят чиновники, бизнесмены, медийные фигуры. Вследствие нынешних событий вес и влиятельность этой группы, разумеется, не растут.
Премьер остается премьером, но группа слабеет, и возникает вопрос, что будет после президентских выборов, кто займет какое место в новом раскладе. Происходящее, несомненно, снижает шансы премьера и его окружения на значимую репрезентацию после 2018 года.
Станислав Белковский: Что нужно знать о коррупции в России. 06 Апреля 2017.
Коррупция в России - это несколько странный предмет. Двойственный или, как сказали бы особо умные эксперты, амбивалентный.
С одной стороны, РФ-власть признаёт коррупцию злом и в нарастающем режиме борется с нею. Вон, в прошлом году загремел в тюрьму полковник МВД Захарченко, у которого изъяли 1230 кг грязных денег (такие суммы лучше оценивать на вес). Только что передано в суд уголовное дело экс-губернатора Кировской области Никиты Белых, которого обвиняют в получении взяток на 600 000 евро (относительно скромно, поэтому можно оценить в европейской валюте). Томятся в антикоррупционных застенках бывшие коллеги г-на Белыха Александр Хорошавин и Вячеслав Гайзер. Совсем недавно началась (кажется, сопровождаемая обысками) титаническая проверка силовиков в ОАО РЖД - интересуются вроде как коррупционными подрядами компаний, связанных с семьей Крапивиных, партнеров бывшего руководителя железнодорожной монополии Владимира Якунина.
С другой стороны - та же высшая власть никак не реагирует, например, на расследование Фонда борьбы с коррупцией оппозиционера Алексея Навального об активах, де-факто подконтрольных премьер-министру Дмитрию Медведеву. А антикоррупционные шествия в разных городах страны 26 марта 2017 года, во-первых, никак не согласуются местными властями, во-вторых, признаются лично президентом Владимиром Путиным опасной угрозой для государственности и предвестием некоего русского аналога арабской весны. То есть хаоса, анархии и разрушения государства.
Как в этом разобраться? Довольно просто. Надо лишь уяснить три концептуальных вещи про коррупцию в РФ.
1. С точки зрения элит и господствующей РФ-морали, коррупция - это, в общем, хорошо. Прежде всего, она важный социальный демпфер, который позволяет разрешать острые социальные противоречия без насилия. Там, где в лихие 90-е какого-нибудь чиновника надо было убивать, сегодня его можно просто купить. Если вчера ты не мог добиться от государства какой-нибудь необходимой услуги, сегодня ты легко добьешься ее с помощью соразмерной взятки. Вообще ржавые колеса росбюрократии только тогда начинают вращаться, когда их подмазали коррупционным маслом. А значит, без коррупции никакие решения, даже самые важные для страны, не могут быть воплощены в принципе.
2. Но коррупция - это не воровская вольница, а упорядоченная государственная система. Брать полагается по чину - сообразно твоему месту в государственной иерархии и допустимому размеру взятки (отката). С учетом всех интересов начальства, а не просто так себе на карман. И зарываться не надо, думая, что ты схватил Бога за бороду. Так что если где возникает большой скандал системы «Захарченко - Белых - Крапивины» - это значит, более сильные аппаратно-деловые группы наводят порядок путем изгнания более слабых. Скажем, влиятельным кругам в ФСБ РФ давно не нравилась избыточная активность ГУБЭПиК МВД, где и находился полковник Захарченко с подразумеваемым ментовским общаком. Результат - налицо.
3. Легитимна только та борьба с коррупцией, которая санкционирована и (неформально) лицензирована властью. А если каждое частное лицо начнет лезть не в свое дело, то нарушатся принципы, обозначенные выше в п. 2, и грядет хаос, реченный через Владимира Путина на Арктическом форуме.
Вот, кстати, Дмитрий Медведев всё это отлично понимает. Нет у него никакой несанкционированной (в смысле - не известной г-ну Путину) собственности. Самостоятельного бизнеса нет - ну, если не считать чахлые виноградники, но это же не нефть, не газ и не алмазы, так что как бы и не считается. И всё оформлено на благотворительные фонды, а не частных лиц. Как говорил один известный политолог, чиновник достигает совершенства, когда ему уже не надо брать взятки - «каждый сам ему приносит и спасибо говорит». За сам факт данного чиновничьего существования.
Есть еще важный принцип: ущерб от борьбы с коррупцией не должен превосходить ущерба от нее самой. И в РФ он соблюдается. Что-то же должно у нас соблюдаться - хотя Россия страна не закона, но благодати.