Об "освободителях от польско-литовского ига" и их методах. Цензура.1.

Feb 02, 2016 04:14


В предыдущей заметке я, рассказывая как в 1859 году в Российской Империи белорусским (в нынешнем понимании) авторам "охранка" окончательно запретила публиковаться на родном языке уже и транслитерацией ( предписав употреблять только правильную имперскую кириллицу, но только строго в сочетании с правильной имперской орфографией аки грамматикой для Read more... )

тайная канцелярия, литература, язык, цензура, РМ, держиморды, РБ, маразм, ВКЛ, РИ, тюрьма народов, Дунин-Марцинкевич, охранка

Leave a comment

eugen1962 February 3 2016, 11:11:04 UTC
Ага, спасибо. Да, тройку с семеркой я перепутал.
Я ж по вот этой замечательной книжке, в основном, читал:

Василий Алексеевич Беднов. Православная Церковь в Польше и Литве.

Глава IV. От 1686 года до четырёхлетнего сейма.

...Около 1717 г. все те разнообразные меры к истреблению православия в Польше, которые применялись по отношению к нему в течение XVII в., приводятся в строгую систему, преследующую вполне определенную цель не просто подавить православие и заменить его унией, но совершенно окатоличить и ополячить русский народ.

Эта система содержится в известном проекте уничтожения православия и русской народности в пределах Польши[36], который был представлен сейму 1717 г. и потом разослан по поветовым сеймикам.

Факт появления такого проекта показывал, что православным нельзя было ожидать от польского правительства ничего хорошего. Ход событий подтверждал такое предположение на сейме 1718 г., в Гродне католики, воспользовавшись тем, что в числе послов был только один разноверец-диссидент, велюнский посол Петровский, лишили его права голоса, и потом, на следующих сеймах, этот единичный случай признавали обычаем и уже не позволяли диссидентам быть послами на сейм. Таким образом католики добились возможности делать какие угодно постановления против иноверцев, ибо теперь никто не мог противиться им[37]. Такие стеснения касались и православных; и у них отнималась возможность защищать свои права легальным порядком.

http://krotov.info/history/18/bednov/bedn_05.htm

там вот какой нюанс меня зацепил, аргументация поляков о невмешательстве:

...Требования относительно свободного исповедания православия предъявлял польскому правительству русский резидент и в 1693 и в 1694 гг., но также напрасно. В 1693 г. он толковал с польскими министрами о чинимых православным обидах и насильственном обращении их в унию.

Министры говорили, что унию принимают добровольно, а не по принуждению, и что русскому правительству не следует вмешиваться во внутренние дела Польши, точно так же, как и Польскому - в дела Московского государства.

Когда же московский резидент указал на то, что владельцы в своих имениях обращают православные церкви в унию, и напомнил, что это противно статьям вечного мира, то ему ответили:

«В договоре с царским величеством дело идет об одних королевских имениях, а не о панских и шляхетских маетностях, потому что пану в его имении указывать нельзя»....

Reply

alex236 February 3 2016, 11:24:47 UTC
Обычная для того времени аргументация. Крепостные крестьяне были везде, в РИ пану тоже в имении было указывать нельзя, поэтому униатскую церковь ликвидировали через новую унию.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80

Reply

eugen1962 February 3 2016, 13:43:10 UTC
униатскую церковь ликвидировали через новую унию

Да, хорошая ремарка!
То, за что клеймили католиков и, особенно, иезуитов, в 39-м совершили сами. Образец истинного христианства!
И, как я понимаю, в этом "торжестве справедливости" ещё этот контуженый ядром в жопу математик Муравьев активно содействовал. Перший друг Семашки. Так что не удивляюсь, что базилиане не захотели на виселицу.

Тут меня ещё языковый вопрос волнует: униаты же единственные, кто даже уже в 19-м веке ещё вел внутреннюю переписку на канцелярском ВКЛ, нет?
И школы же ещё их тогда, вроде, не все закрыли. Так что наверно могли обучать для своих нужд языку старожитному.
Понятно, что после разгрома Супрасльской типографии в 1803-м, книжки да пособия печатать они не могли, разве из Львова или из Почаева как-то тайком заполучить, но язык-то (письменный) не мог пропасть до Полоцкого Собора, когда уже Святейший Синод во всей своей неканоничности яростно стал искоренять у них всё подряд.

Ещё, кстати, интересен вопрос с иезуитами.
Они ж не только совращали в унию, они ж курировали и образование, и выпуск в печать в ВКЛ продукции на кириллице, - та же Супрасльская базилианская типография без их визы ничего не могла напечатать. А она, как я посмотрел, только половину кириллических книг в 18-м веке на церковнославянском напечатала. Другую половину - на канцелярском ВКЛ. Включая и светскую.
Так вот, получается, что иезуиты язык ВКЛ знали хорошо (и до конца 18 века, как минимум) - иначе как книги читать?
Но орден иезуитов, ещё в 18 веке понтификом расформированный, получает милисть от монархов РИ и дружбу "на вечные времена"!
Которую Александр 1-й рушит, став монархом-клятвопреступником и выгоняет иезуитов из РИ аж в 1820-м.
И тут следуют, как минимум, 3 непонятки:

1. Почему такие гнусные гонители православия и совратители в унию уже после аннексии Речи Посполитой получают в "оплоте православия" не по-заслугам, а великие милости?

2. Что стряслось и почему "ветер переменился" настолько, что монарх так подставил и себя, и монархию в целом, изменив слову ажно Екатерины "Великой", подтвержденному и папенькой (Павлом 1-м), и им самим?

3. Почему не проявились тогда знания, материалы и пособия иезуитов по канцелярскому ВКЛ?

Reply

alex236 February 3 2016, 18:30:59 UTC
1. Потому что гонители православия имели огромные связи и влияние в аристократической Европе. а Романовы смотрели на религиозные предпочтения подданых, когда им было выгодно, в стиле модерн.
2.Ветер изменился в связи с деятельностью Российского библейского общества, которое работало с врагами Романовых в рамках венской системы международных отношений.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE.
Под влиянием иезуитов началось окатоличивание российской дворянской элиты.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0_(%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3)
Окаталичивания не допустили политическими мерами. к тому же Папа восстановил деятельность иезуитов в Европе.
3. Иезуиты были активными учасниками ополячивания элиты ВКЛ, затем хорошо уживались с российской имперской властью, по всей РИ были их миссии. Поражение Наполеона сильно осложнило их отношения с российским иператорским двором, но они были хорошими вплоть до 1917г., поэтому лучшие этнокультурологи мира не заикались даже о белорусском народе.

Reply

eugen1962 February 3 2016, 22:41:13 UTC
Я почитал. Всё-равно не вяжется.
Нашел, далее, классную монографию:

Т.Б.Блинова. Иезуиты в Беларуси (их роль в организации образования и просвещения). 2002.

http://www.elib.grsu.by/katalog/63082.pdf

Вот интересно!
Иезуиты даже первыми стали русский имперский преподавать уже после 1-го раздела РП ДАЖЕ до реформы (введения в РИ вообще народного образования Екатерины 2-й в 1786) в Полоцке - с 1784 года, а в 1786 уже и Витебск, Орша, Могилев, Мстиславль были охвачены.

А западнее двинули, как я понимаю, уже после 2-го раздела.

Сдается тут, что Янкович, который ту реформу образования в РИ проводил с 1782-го, писал учебники и т.д., был не совсем сугубо Иосифом Австрийским (который к Екатерине в Могилев приезжал в 1780-м) рекомендован, а и с участием наших славных этнокультургеров.

У Блиновой очень интересно и про библиотеки, про секретные отделы в них, где запрещённые книги ДСП у иезуитов, про тщательную каталогизацию и т.д. Про древние документы, книги на русском языке в т.ч., не уточняя, правда, что за русский. Да, увы, Блинова подтверждает, что фактически разорено все было. Не только в Полоцке, но и по всем другим их библиотекам, вкл. монастырские. Хорошо, если в Университеты 1% попал.

Не, Блинова ничего не упоминает ни про преподавание, ни про изучение канцелярского ВКЛ (руского) иезуитами.
Как будто его и не было для них никогда!

Но, вообще судя по всему те иезуиты - крепкие полиглоты были.

Касаемо опасений окатоличивания - соглашусь. Блинова подробно разбирает оба указа (и 1815 - о высылке в "Северо-Западный край", и 1820-го - о запрете иезуитов в РИ) и говорит о восстановлении понтификом в правах ордена в 1815-м, что обеспокоили монархию РИ, хотя ранее она (монархия) сама того же от Рима и добивалась.

Блинова тоже говорит, что дело темное и аргументов про окатоличивание, про влияние Рима и т.д. совершенно недостаточно, чтобы так осрамиться - слово нарушить.

А в войну 1812 иезуиты ж себя как запятнали? Да и в запрете в Риме они тогда были. В указах про изгнание тоже ничего худого про те дела.

Касаемо Библейского общества. Так там же православные иерархи-энтузиасты работали с протестантами над изданием Библии на современных языках. Что вызвало истерику у реакционеров. Святейший Правительствующий Синод заголосил про масонов-иллюминатов, магов-мистиков, скопцов-трясунов и прочих врагов православия. Шишков (автор самого свирепого цензурного Устава в РИ) со своей Академией Российской на дыбы встал.
И начался экшн прям какой-то.
Ибо Библейское общество, в довесок к прочим достоинствам этого имперского НКО, возглавлял ни много ни мало полнейший гомосек Голицын, о пристрастиях коего даже А.С.Пушкин писал.

Так что нашим далеко не глупым этнокультургерам на этом празднике счастья делать было явно нечего. Разве что как в театре комедию посмотреть.

Reply


Leave a comment

Up