О мракобесии. По мотивам статьи Алексея Германа (младшего).

Feb 04, 2013 13:21

Прочёл статью Алексея Германа (младшего) на Эхе. И тамошнее обсуждение.
Провинциальное мракобесие. 31 января 2013, 14:25
Статья хорошая, в моём понимании, т.е. полемичная такая, зовущая высказаться...
Опять же к дате ("Стратегия 31"), была опубликована, да...



Мне представляется, что Герман не то, что смешал в кучу местечковые проблемы с более масштабными, а просто немного не закончил. Может и специально. Поскольку, глядя сквозь призму этой местечковой проблематики, видишь и вопросы, куда более общие. Вот Герман пишет:
"...Это провинциальное мракобесие. И здесь не имеют значения ваши политические взгляды: левые, правые, центральные, ведь варварство и невежество все ближе и ближе к нашим домам.
Тьма накроет всех, кроме тех, кто умотает в комфортабельные дома на берегу Средиземного моря, а потом будет печально вздыхать о Родине на фоне пальмы.
И от этого особенно мерзко...."

Тут как бы и о мракобесии, и о реакции на него, и о реакции на совсем не мракобесие (с учётом примеров, приводимых самим Германом).
Живой пример из нынешней обыденности (эпизод с ГБ № 31 упомянут в статье) когдатобесстрашного чекиста и такого же когдатонепримиримогосозлом главного налогового полицейского Питера и нынешнего его губернатора:
"...Накануне стало известно, что массовые акции протеста заставили власть изменить свое решение - даже тихий губернатор Петербурга Георгий Полтавченко осмелился заявить из Израиля, что больница №31 не будет расформирована. Однако, персонал клиники эти заявления не успокоили..."
Сбежать в Израиль (как раз на Средиземноморье, помянутое Германом) на пике социального протеста в подшефном городишке и только когда откуда-то сверху последовал высочайший вердикт, осмелиться заявить о том же, о чём был принят вердикт "наверху"....  Ну, может, и совпало.
А кто, спрашивается, "подмахнул дарственную", передающую УДП РФ уникальный социально значимый общегородской объект? Причём келейно, что особено возмутило уже не только простых горожан, но и обычно послушно-покорных депутатов местного ЗАКСа. 
Не думаю, что тут всё дело только в мракобесии.
Не в пример упомянутому Германом специфическому и необычному явлению - губернатор истовоколлективно молится и паломничает, а его Управление Делами  выписывает странные книженции, осваивая городской бюджет в "православном" (по своему разумению) русле.

Относительно же упомянутых Германом масштабных городских (финансово и медийно - пожалуй и федерального уровня) скандалов: "трубное дело", "дело стадиона", свежее "мусорное дело" и т.д., то тут, думаю, следует признать уже, отнюдь не мракобесие, а позитивную решительность губернатора Петербурга (конечно в рамках дозволенного) в борьбе с казнокрадством и связанной с "этим делом" креатурой бывших градоначальников.
То есть всё-таки кое что может Полтавченко, когда дозволяют. Отнюдь не мракобесное.

Ещё пишет Герман: "...А вот о чем знают мало, так это о том, что в «культурной столице» сейчас сильно сокращают финансирование театров, которые и так живут довольно бедно. Это означает урезание зарплат для артистов, режиссеров, рабочих сцены и многих других достойных людей...".
Ему, конечно, виднее, но мне представляется, что это сильное упрощение (хоть и похоже на правду, судя по СМИ), ведь есть и масса существенных проблем, о которых Герман не упомянул. Это и история Михайловского театра (аки империи "бананового короля" Кехмана), и 2-й сцены Мариинского театра, и много ещё чего (сюда бы я отнёс и интриги, связанные с Ленфильмом, упомянутые в статье Германа), что началось ещё до Полтавченко.
То, что "...в городе нет никакой внятной и современной культурной политики,..", - это бесспорно.
Касаемо же предположений Германа почему этого нет: "...нет четкого понимания роли искусства в современном мире и его важности для развития страны и нет желания эту роль осознавать...", то я не знаю, на чём базируется это утверждение и чем оно подкреплено. Да, диалога с горожанами, хотя бы такого уровня, какой был при предыдущем губернаторе, нет, а политика нынешних обитателей Смольного сверхзакрыта, но это может иметь и иное объяснение, нежели дает Герман. Как знать, может мы ещё услышим и о громких коррупционных делах по линии культуры, о фигурантах-мракобесах и о немракобесных действиях Полтавченко (как и со "стадионом", "трубами", "мусором")....

А вот другие примеры, приводимые Алексеем Германом в качестве как-бы подтверждения наличия провинциального мракобесия в Петербурге, невероятно озадачили.

Спрашивается: ну что специфичного в реакции на концерт Луизы Чикконе усматривается?
Самые разнообразные скандалы сопровождают её выступления по всему глобусу уже много-много лет. И Питер - не исключение. Весь мир будем объявлять зоной мракобесия?

Или, касаемо музея Набокова.
Вместо того,
чтобы широко, массово, популярно и регулярно объяснять, что семья Набоковых покинула Санкт-Петербург в 1917-м году, уехав в Крым, а в 1919-м навсегда покинула Россию, что было в ту пору Владимиру Набокову 18 и 20 лет соотв., что ненавистную "питерским вандалам" "Лолиту" он написал аж в 50-х, в США и на английском языке, а "нехорошая квартира", скорее, штаб дореволюционной партии "Кадетов", нежели "вертеп чадолюбца",
местные власти верстают планы оборонительных действий,
а "прогрессистами" проводятся совершенно иные мероприятия, очевидного конфликтного характера.
Тут мне была бы весьма любопытна версия Германа о позитивной важности для развития страны, которую несут показы постановки "Лолиты" Набокова или, почему нет, "Золотого осла" Апулея в нынешней мрачной российской действительности (где непримиримая борьба с извращенцами - мейнстрим).
И, лично я не вижу никакого иного смысла во всех этих провокационных постановках и выставках, кроме как моделирования информационного повода громко закричать о том, что тут живут мракобесы, там живут мракобесы, да и вообще, в России нынче - одни мракобесы. Куда ни плюнь.

Вдобавок, Герман горестно заключает: "...Как такое возможно в Петербурге, понять сложно. И от этого еще дурнее на душе. Ведь это означает, что бэтманы в лампасах, которые преследуют тот же Эрмитаж, взялись не из воздуха...", почему-то совершенно не желая окунуться в мир реальности, которая такова, что сам Эрмитаж (музей) никто не преследует, но имеет место конфликт с группой лиц, там давно окопавшихся, в частности с Михаилом Пиотровским, невесть с какого перепуга делящим эту группу оппонентов на "казаков" и "псевдоказаков".
Вот он, к примеру, заявляет АиФ: "...Не надо приплетать сюда казаков! Они обижаются. Казачество - важное движение в России, существует и Совет по казачеству, членом которого является Георгий Вилинбахов, мой заместитель. «Псевдоказаки» не имеют к настоящим никакого отношения. А священники говорят, что когда разговаривают с «псевдоправославными», у них волосы встают дыбом от их невежества..."
Вот так, а не иначе, говорит Пиотровский. Поэтому все, кого не признал за казаков персональный бэтман в лампасах (согласно РАСПОРЯЖЕНИЮ Президента РФ от 02.02.2010 N 58-рп) директора Эрмитажа - Георгий Вилинбахов, казаками не являются.
С этой конфликтной градацией соглашаются далеко не все, но такова уж нехитрая, но очень странная логика Михаила Борисовича Джанполадяна (по матушке), он же Пиотровский (по батюшке), имеющего, к тому же, необычную наследственную идиосинкразию на вопросы, связанные с сохранностью коллекции Эрмитажа.
Тут надо сказать, что "волосы дыбом" вставали не только у священников (о чём рассказал Джанполадян-Пиотровский АиФ), но и, к примеру, у аудиторов Счётной Палаты по факту ревизии Эрмитажа: Постановление Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 18 февраля 2000 года № 5(197) "О результатах проверки в Государственном Эрмитаже полноты поступления, целевого и эффективного использования средств федерального бюджета".
Суть, кратко, тут: Болдырев знает механизмы хищения в Эрмитаже. 08.08.2006.
Хотя я не исключаю, что это были "невежественные псевдоаудиторы" (по-Пиотровскому), которые писали (безусловно, невежества) о том, о чём твердят нынче "невежественные псевдоказаки".
А на вопросы, куда делись исчезнувшие ценности (и речь же не о 221 безделушке, за хищение которой в 2006-м были осуждены какие-то мелкие кладовщики Эрмитажа), почему коллекции шедевров ездили на за рубеж без страховок, да и, вообще, назад с "выставок" приезжали обратно оригиналы или подделки, которые задавали "некультурные псевдоказаки"  много раз директору Эрмитажа, культурный Джанполадян-Пиотровский, так с тех пор ничего и не ответил предметно.
Зато обзавелся персональным бэтманом в лампасах. Согласно распоряжению. Возможно, что всякие лампасы и оборонят от "псевдоказаков". И даже от "нерукопожатного псевдоэксаудитора Болдырева". Но есть же ещё, допустим, и зарубежные эксперты, не позабывшие те времена. Которым наплевать на любые лампасы.

Вот в чём тут мракобесие?
Мне представляется, что тема Алексеем Германом раскрыта далеко не полностью.

"...Слово мракобесие, выражавшее протест против обскурантизма, самодержавия и реакционных общественно-политических идей и настроений, зародилось в кругах передовой, революционно настроенной интеллигенции конца 10-х годов XIX в. В слове мракобесие, в его структуре и его экспрессии нашли яркое выражение революционные настроения русского передового общества, подготовившие восстание декабристов......."

Полтавченко, Санкт-Петербург, мракобесие, культура, РФ

Previous post Next post
Up