Я давно хотела написать о праздновании Рождества в Голландии, в частности в одной из ее столиц - в Амстердаме и подчеркнуть его полнейшее несоответствие Рождеству в католической Бельгии...
Рождественские праздники в Нидерландах начинаются в первых числах декабря . Именно в эти дни в Голландию пребывает Синтерклаас (Sinterklaas), то есть Святой Николас на голландский манер. Между прочим, привычное нам Санта Клаус - это не что иное, как искаженное слово от голландского Sinterklaas. Пребывает он не из какой-нить Северной Лапландии, а ... с юга, из Испании :).. Дело в том, что до 17 века Голландия была колонией Испании и ,как любая колония, ждала, что все чудеса являются из метрополии...
Синтерклаас приходит не один, а в сопровождении своего слуги Звартэ Пита (Zwarte Piet) - Черного Пита. Черный Пит - это лукавый и проказливый темнокожий паренек, за которым нужен глаз да глаз и который делает за Синтерклааса всю грязную работу - к примеру, раскладывает подарки по мешкам :). Но, естественно, он побаивается Синтерклааса и тот держит его в ежовых рукавицах ;) Вот на фото несколько Черных Питов потеряли своих Синтерклаасов. Грустные и неприкаянные, они бродят по улицам Амстердама, напевая соответствующие песенки :)
В обязанности Черного Пита входит зачитывать Синтерклаасу абсолютно все поступки дитяти за истекший год - как хорошие, так и плохие. Если дитё вело себя хорошо, то получит подарок, если нет - то будет высечено розгами, а если совсем плохо - то Черный Пит унесет его в мешке на глазах у понимающих такой поступок родителей :) Так что учитывая строгие нравы, царящие в тогдашнем голландском обществе, приход Синтерклааса у деток ассоциировался скорее с розгами, нежели с подарками, о чем свидетельствуют многочисленные открытки... :)
Ну по сюжету уже понятно, что прилежность всячески поощряeтся :)
Все это действо продолжается непосредственно до самого Рождества.
В современных Нидерландах каждый раз с наступлением pождественских праздников разгораются бурные дебаты на тему является ли наличие Черного Пита расизмом и дискриминацией чернокожих или нет. На плакате ниже утверждается, что является.
Есть несколько версий происхождения Черного Пита.
Версия 1, реалистическая.
По ней утверждается, что Черный Пит был реальным эфиопским мальчиком, который продавался на невольничьем рынке и некий христианский священник Николас его выкупил и предоставил ему свободу. В благодарность мальчик остался работать у него добровольно...
Версия 2, эльфийская, для любителей Толкиена и прочих хоббитов.
По ней - Черный Пит - это такой черный эльфенок-демоненок, сказочное волшебное существо с острыми ушками...
Версия 3, теологическая.
По ней Черный Пит - это некое обличье дьявола. Подчиняясь Синтерклаасу, таким образом он символизируют подчинение сил зла силам добра. Кстати, она очень перекликается с учением Кальвина, которое является основой протестантизма в Нидерландах. Кальвин утверждал, что все потомки Авеля - голубоглазы и белокуры, а потомки его убийцы Каина - темноволосы, курчавы и темнокожи.
И именно по Кальвину - чем темнее человек, тем он грешнее. А искупить свои грехи он может только работая всю жизнь на белокожего блондина. Очень удобная, кстати, идеологическая основа для обоснования действий тогдашних голландских колонистов и работорговцев...
Версия 4, антирасистская.
По ней Черный Пит - это раб, находящийся в услужении у белого человека. Сторонники этой версии утверждают, что Черный Пит - это классический "Black Face" - то есть позиционирование образа черного человека, как несамостоятельного, вульгарного, аляповато одетого...
Вот примеры "Black Face"
Именно поэтому сейчас Черных Питов все больше и больше стали гримировать синим или зеленым цветом, чтобы подчеркнуть их сказочную сущность...
Буквы на доме призывают читать Библию - Книгу для тебя... Вот и все Рождество - никаких рождественских ярмароов вы здесь не увидите, за исключением регионов, населенных католиками...
Если сравнить визуальные атрибуты различных направлений христианства, к примеру, величие архитектурных форм, пышность и позолоту католических и православных храмов с аскетичным лаконизмом интерьеров протестантской церкви, то менталитет голландцев станет понятен - нужно обратиться к истокам господствующей здесь религии - - своеобразной смеси кальвинизма и лютеранства.
Если некая пословица гласит : "встречают по одежке - провожают по уму", то голландский аналог призывает вообще не встречать по одежке вне наличия или отсутствия ума. Голландцы бережливы до анекдотичности в нашем понимании: "копейка сбереженная - копейка заработанная", "не выбрасывай старые туфли, пока не купишь новые", " лучше гульден в кармане, чем миллион в ожидании".
В кальвинизме считается, что богатство - это благословение Божье, соответственно богатый человек - благословенен. Но при этом он не должен кичиться роскошью, а вести себя, одеваться и выглядеть так же, как и более бедные члены его общины. Вообще, любые проявления роскоши и излишеств в быту и в одежде в кальвинизме считаются грехом, так как бездумно тратиться могут только деньги, нажитые нечестным путем. Голландская пословица утверждает : "если на обезьяну одеть золотое кольцо, то это не убавит ее уродство и не сделает ее человеком".