Фазис, Риони

Nov 17, 2011 00:06

Поти (груз. ფოთი ) - морской порт и город в Грузии, на западе страны, в регионе Самегрело - Земо-Сванети в устье реки Риони, побережье Чёрного моря. Поти был построен на месте античной греческой колонии Фазис. На месте Поти в древние времена находился город Фасис (Фазиси). Греческий географ Страбон указывал, что этот город был расположен между рекой Риони, озером Палеостоми и Морем Понто (Чёрное море). Фасис был основан жителями Милета для торговых целей, как укреплённое складочное место и колония. Во времена Аммиана там ещё находился гарнизон из 400 человек отборного войска. В городе был храм Кибелы. Фасис был самым восточным городом в Понтийском царстве. Птицы фазаны получили свое имя от названия этого города; по преданию, уже аргонавты привезли их с собой в Европу. Впервые река Фазис упоминается в Теогонии Гесиода, однако обозначало реку, а не город. Позднее у Аполлония Родосского, Вергилия и Элия Аристида река упоминается как самый восточный предел морской навигации. В «Федоне» Платона в одном из диалогов Сократ также упоминает реку как границу ойкумены: "Далее, я уверился, что Земля очень велика и что мы, обитающие от Фасиса до Геракловых Столпов занимаем лишь малую её частицу; мы теснимся вокруг нашего моря, словно муравьи или лягушки вокруг болота, и многие другие народы живут во многих иных местах, сходных с нашими".

Первым, кто поставил под сомнение греческое происхождение города был Эрик Диль в 1938 году. С тех пор появилось несколько вариантов происхождения топонима - от занского Поти, сванского Пасид и семитского слова, обозначавшего золотую реку.

Название Риони впервые упоминается в VI в. К.Ф. Ган допускал возможность образования гидронима от греч. рео 'течь' или от сван. риен 'большая река'. Обращалось также внимание на сходство Риони с названиями крупных европ. рек Рейн, Рона и высказывалось мнение о возможности образования Риони от той же и.-е. основы, что и этих гидронимов.

Чтобы разобраться с названиями Фазис и Риони, необходимо вернуться в эпоху аргонавтов.

Аргонавты (др.-греч. Ἀργοναύται, от Αργώ - название корабля и ναύτης - мореплаватель) - в древнегреческой мифологии, участники похода в Колхиду (побережье Чёрного моря) на корабле «Арго». Корабль был построен с помощью Афины, которая вставила в его корпус кусочек священного векового дуба, шелестом листьев передающего волю богов.

Предводимые Ясоном аргонавты, среди которых были близнецы Диоскуры - Кастор и Полидевк (Поллукс), Геракл, Орфей, Пелей, прорицатель Мопс, Еврит (Ευρυτος, сын Гермеса и Антианиры, брат Эхиона), Гилас (любимец Геракла, наядами, пленёнными его красотою, увлечён в пучину во время похода) и Теламон, должны были возвратить в Грецию золотое руно волшебного барана, увезённое в Колхиду.

Пережив множество приключений, аргонавты выполнили поручение и вернули руно в Грецию, при этом завладеть золотым руном Ясону помогла волшебница Медея, дочь колхидского царя, которую Ясон потом взял в жёны.

Колхида - та древняя страна, величие, сияние и блеск которой были воспеты в старинных сказаниях об аргонавтах. Самый древний, древнейший миф - об Аргонавтах, опережает сказание о Трое (I половина II тысячелетия до н. э.). По легенде, у царя Орхомении Афаманта от богини облаков Нефелы было двое детей - сын (Фрикс) и дочь (Гелла). Изменил Нефелле Афамант и женился на дочери Кадма, Ино. Невзлюбила Ино детей от первого брака своего мужа и замыслила погубить их. Спасая своих детей, богиня Нефела послала к ним златорунного овна, который по воздуху унес Фрикса с сестрой далеко на север. Гелла упала в море и погибла, а овен с юношей понесся дальше. Наконец он опустился на берегах Фасиса в далекой Колхиде, где правил волшебник Эет. Воспитал Эет Фрикса, а потом женил на своей дочери Халкионе. Золотого овна принесли в жертву великому Зевсу. Золотое руно (шкуру) овна Эет повесил в священой роще бога войны Ареса, а сторожил его огнедышащий, никогда не спящий дракон.


Царь Фессалии Пелий на требование Ясона вернуть трон, в обмен предложил юноше добыть золотое руно. Ясон построил корабль “Арго”, набрал команду из лучших юношей Эллады и отправился в путь. После долгого плавания, полного приключений, лишений и опасностей, корабль с аргонавтами достиг берегов Колхиды, вошел в устье реки Фазис (Риони) и доплыл до крепости Эета Кутаис (Кутаиси). Эет сделал вид, что согласен отдать золотое руно, но взамен потребовал от Ясона выполнить сложнейшее поручение. На самом деле царь решил погубить юношу. Все трудности преодолел Ясон с помощью дочери Эета прекрасной Медеи, которую безумно полюбил с первой встречи. Ясон добыл золотое руно и вместе с Медеей вернулся на родину. Но вскоре он охладел к молодой жене и женился на дочери царя Креонта. Медея жестоко отомстила своему бывшему мужу. Она заставила Ясона отравить царя Креонта и его дочь, своих же детей она спрятала в храме Геры. В другом варианте сказания Медея умертвила своих детей. Но существует и более поздняя версия со счастливым окончанием, в которой Медея и Эет помирились и вернулись в Колхиду.

Тема аргонавтов бессмертна. На протяжении веков до наших дней она является темой для обсуждения, источником восторга, размышлений и фантазий. Образ Медеи был освещен в современном грузинском театре, прозе, поэзии, блистающий лик Медеи запечатлен и в монументальной скульптуре, которая с 1969 года украшает морской берег Пицунды.

Миф об аргонавтах уже в Античную эпоху стал для писателей неисчерпаемым источником вдохновения. Миф целиком или эпизоды, взятые из него, были положены в основу многих литературных произведений, среди которых главное место занимают “Илиада” и “Одиссея” Гомера ( XII-VII вв. до н.э.), “Медея” Еврипида (V в. до н.э.), “Аргонавтика” Аполлония Родосского (Ш в. до н.э.), римского поэта Валериуса Плакуса, название поэмы такое же (I в. н.э.) и многие другие.

Широко отразилась тема этого мифа в прикладном искусстве, музыке и других видах искусства. Большой интерес, вечный интерес - раскрыть, познать сущность золотого руна. По источникам античного, эллинистического и византийского искусства, в Х веке в толковом словаре Свида золотая шкура, которую аргонавты добыли в Колхиде, является лишь поэтическим отражением явления, аллегорической формой. На самом деле это была кожа, с вытравленной на ней таинственной надписью, глубочайшей тайной о способе добычи золота в Колхиде.

Страбон (I в. до н.э.) в своем географическом труде писал, что сваны, которые отличаются особым мужеством, храбростью и отвагой, повелевают на территории Диоскурии (Сухуми), до Кавказских вершин. У них есть Басилевс (вождь, глава общины), созданный из трехсот человек Совет, и они в состоянии собрать 200.000-ное войско. Реки Сванети доставляют золото, которое сваны собирают ситом-лоханкой, решетом-корытом, кожей. Отсюда и распространилась молва об их золотой бараньей шкуре.

По сообщению Плиния (I век), в горах Кавказа живут непокоренные, свободные, отважные сваны, которые являются золотоискателями и известны своим золотым руном.

Апиан (П в.) во второй книге “Римской истории” (история войн Митридата) пишет: “Многие источники Кавказских гор несут в своих водах невидимый, незаметный песок золотых крапинок и спускают их в долину. Окружающие жители, создав преграду, используют густошерстную баранью шкуру и собирают на ней золотой песок. Именно таким и было золотое руно Эета”.

Корабль Ясона назывался Арго (греч. Αργώ «Быстрая» (корабль аргонавтов). В др.-греч. ἀργός "белый, блистающий, сверкающий; быстрый, резвый, проворный", ἀργῄς "ярко-белый, светлый, сияющий, сверкающий", ἀργύρειος "серебряный" (< ἀργῄς "ярко-белый, светлый, сияющий, сверкающий").

Заметим, что греч. φάος "свет, блеск, сияние" участвует в образовании названия реки Фазис (Φᾶσις), что по смыслу означает "блистающая, сверкающая". Но и ἀργός "блистающий, сверкающий". Что касается грузинского названия Риони, то оно является переосмыслением слова "руно". Греч. ῥινόν, ῥινός "кожа, шкура".
Previous post Next post
Up