Арийское завоевание Индии

Jun 06, 2011 18:22

Бактриана - так называлась в древности местность, лежавшая между западной частью Гинду-Куша, Парапамизом и рекой Оксусом (Аму, или Хигон), отделявшей ее от лежащей севернее Согдианы, ныне Балх... В древнейшие времена Бактриана, первоначальная история которой покрыта мраком преданий, была местом деятельности великого основателя религии и законодателя Зороастра. Вместе с Мидийским царством, которому она впоследствии принадлежала, Бактрия вошла во времена Кира в состав созданной им огромной Персидской монархии, причем бактрийцы с подвластными им жителями Согдианы и Маргианы добровольно признали владычество Кира... Сатрапия Бактриана должна была подчиниться, одновременно со всем Персидским царством, Александру Македонскому, который основал в ней 12 городов и поселил в этой местности 14000 греков, насадивших здесь греческую культуру. По смерти Александра Великого в 321 до Р. X. Бактрия и Согдиана достались Стазанору; но уже во время похода в Индию Селевка I, в 307 до Р. X., обе эти страны были присоединены к Сирийскому царству. Б. отпала от него в правление Антиоха II Феоса, наместника царя Феодота, или Диодота I, около 255 г., который сделался таким образом основателем в Средней Азии греческого государства - Новой Б., продержавшегося полтораста лет и испытавшего в это время немало перемен. Эвтидемос, наследовавший Диодоту II с 222-190 г., был побежден Антиохом Великим во время похода его в Индию, но оставлен владетелем царства для защиты от северных кочевников, наводнивших Согдиану. Сын его Димитрий и его преемник Эвкратид, ум. в 147 году, увеличили владения этого царства на юг за Парапамиз и несмотря на то, что греков теснили с запада парфяне, они удержались на берегах Кабула и Инда в то время, когда собственно Б. была завоевана около 139 года парфянским царем Митридатом I и ее наводнили (127 г.) саки. Владычество греков на берегах Инда было еще более упрочено и расширено Менандром после 126 г. По смерти его, вероятно в правление короля Гермеса, около 90 г., греки были покорены теми же саками, которые основали в то время по течению Инда Индоскифское царство, простиравшееся до самого устья этой реки. Единственными, в высшей степени скудными, источниками для истории Ново-Бактрийского царства служили долгое время немногие сведения, рассеянные в сочинениях древних писателей; и только в новейшее время сделалось возможным восстановить в более связной и точной последовательности список его правителей по греко-бактрийским монетам, найденным в большом количестве вместе с индоскифскими монетами в Афганистане. По этим монетам можно восстановить список царей Б., а имеющиеся на них надписи и знаки выясняют многие другие обстоятельства политической и культурно-исторической жизни этого греческого царства. На монетах Эвкратида впервые появляется рядом с греческой надписью - надпись на другом, иноземном языке, который оказывается наречием санскритского языка, но его письменные знаки сходны с буквами финикийского происхождения. Англичанину Принсепу (Prinsep) удалось разобрать эти письмена. Впрочем, греческий язык удержался на монетах скифских правителей еще долгое время, и, судя по этому, в их государстве довольно долго держалась и греческая образованность. Ср. Wilson, "Ariana Antiqua" (Лонд., 1841 г.) и в особенности ст. Лассена в "Indischen Altertumskunde" (т. 2, Бонн,1849 г.). Из русских ученых о бактр. истории, собственно нумизматике, писал Бартоломеи (см. это сл.). [Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.]

Cанскри́т - древний литературный язык Индии со сложной синтетической грамматикой. Распространён в Северной Индии в качестве одного из языков наскальной эпиграфики с I века до н. э. Санскрит следует рассматривать не как язык какого-либо народа, но как язык определённой культуры, распространённый исключительно в среде социальной элиты, по меньшей мере начиная со времён античности.  Еще в 1786 англ. санскритолог У. Джонс высказал утверждение, что др.-инд. язык санскрит, др.-греч., латинский, персидский и нек-рые др. яз. имеют общее происхождение. Эта идея была разработана в трудах нем. ученых А. В. Шлегеля, Ф. Боппа, Лассена.

Старейшая известная система письменности для санскрита называется брахми. Самые ранние прочитанные памятники на брахми: медная пластинка из Сохгауры, округ Горакхпур (IV век до н. э.), эдикты императора Ашоки (III век до н. э.).

Из-за недолговечности материала, на котором записывались Веды (для этого использовалась древесная кора или пальмовые листы), возраст дошедших до нас манускриптов не превышает нескольких сотен лет. Древнейшие манускрипты «Ригведы» датируются XI веком. В Бенаресском санскритском университете хранится манускрипт, датируемый XIV веком.

Основной частью Вед являются самхиты - сборники мантр, к которым примыкают брахманы, араньяки и упанишады - тексты, являющиеся комментариями к ведическим самхитам.

брахман ~ βραχέως "кратко, вкратце" + μαντεῖον "прорицание" (?).
мантра ~ др.-греч μαντεῖον "прорицание"

Греко-бактрийцы набирали мощь и сумели расширить свои владения и включили в них земли Индии, о чем свидетельствовал Страбон: «Те греки, что дали Бактрии свободу, стали так могучи на ее плодородных землях, что владеть стали не одной лишь Арианой, но и Индией... и больше племен подчинили они, чем Александр».

Преемники Деметрия и Евкратида отказались от чеканки монет по греческому образцу и создали новый стандарт, не заботясь о мнении греческого меньшинства. В Индии отторжение греческого шло ещё дальше. Царь Менандр Индийский, великий царь-завоеватель, к примеру, обратился в буддизм. Его преемники с трудом, но удерживали власть, но к 10 н. э. в Индии не осталось греческих правителей.

Будучи слабым государством, греко-бактрийская империя была сначала завоёвана саками, затем кушанами (кит. юэчжи), и в конце концов перестала существовать.

Бу́дда Ша́кьямуни - духовный учитель, легендарный основатель буддизма. Получив при рождении имя Сиддха́ттха Гота́ма (пали) / Сиддха́ртха Гаута́ма (санскрит) («потомок Готамы, успешный в достижении целей»), он позже стал именоваться Буддой (буквально «Пробудившимся») и даже Верховным буддой (Sammāsambuddha). Гаутаму также называют Сакьяму́ни или Шакьяму́ни - «мудрец из рода Сакья», или Татха́гата (санскр. तथागत, «Так Приходящий») - «Достигший Таковости», «Достигший Истины».
Ранняя западная наука принимала биографию Будды, представленную в буддийских писаниях, в качестве реальной истории, однако в настоящее время «ученые неохотно соглашаются давать неподтвержденные сведения об исторических фактах, связанных с жизнью Будды и его Учением».

Ключевым ориентиром для датировки жизни Будды является начало царствования буддийского императора Ашоки. На основании эдиктов Ашоки и дат царствования эллинистических царей, к которым он направлял послов, ученые датируют начало правления Ашоки 268 г. до н. э. Палийские источники говорят, что Будда умер за 218 лет до этого события. Поскольку все источники согласны с тем, что Гаутаме было восемьдесят лет, когда он умер (например, Dīgha Nikāya 2.100), то мы получаем такие даты: 566-486 до н. э. Это так называемая «длинная хронология». Альтернативная «короткая хронология» основана на санскритских источниках североиндийского буддизма сохранившихся в Восточной Азии. В соответствии с этой версией Будда умер за 100 лет до инаугурации Ашоки, что дает такие даты: 448-368 гг. до н. э. При этом в некоторых восточноазиатских традициях датой смерти Будды называется 949 или 878 г. до н. э., а в Тибете - 881 г. до н. э. В прошлом, среди западных ученых общепринятыми датами были 486 или 483 г. до н. э., но сейчас считается, что основания для этого слишком зыбкие.

Радиоуглеродный анализ показывает, что некоторые населённые пункты, которые Будда посещал согласно Палийскому канону, не были заселены до 500 г. до н. э.(±100 лет), что заставляет сомневаться в такой ранней дате, как 486 г. до н. э. Кроме того, рассмотрение доступной нам информации по истории джайнизма заставляет предположить, что Будда и Махавира, лидер джайнов, который умер несколько раньше Будды, оба умерли между 410 и 390 гг. до н. э.

Греко-буддизм - вид культурно-религиозного синкретизма, смешение греческой культуры с религией буддизма. Греко-буддизм существовал и развивался с IV века до н. э. по V век н. э. в регионе, включающем современные Афганистан, Пакистан и северо-западную часть Индии (штат Джамму и Кашмир). Начиная с Александра Македонского в регионе появляется сильное греческое влияние, которое закрепляется с образованием Греко-бактрийского и Индо-греческого царств. Расцвет и активное распространение греко-буддизма приходится на времена Кушанской империи.

Греко-буддизм заметно влиял на развитие буддистского искусства, а частично и на само развитие буддистской мысли, особенно Махаяны, по крайней мере до того, как буддизм распространился в центральную и северо-восточную Азию: в Китай, Корею, Японию. Существуют записи нескольких буддистских посвящений, сделанных греками в Индии. К примеру на вазе, найденной в ступе и датируемой приблизительно I веком до н. э., есть надпись на кхаротшхи, рассказывающая о том, как греческий меридарх (гражданский управляющий провинцией) Феодор (Теодорос) сохранил реликвии Будды.

Theudorena meridarkhena pratithavida ime sarira sakamunisa bhagavato bahu-jana-stitiye
Меридарх Феодор возложил здесь мощи Господа Шакьямуни на благо всех людей

Важной особенностью этой надписи является то, что в ней впервые Будда упомянут как божество. Слово Бхагаван (Верховное Существо), использованное на вазе, может означать первые ростки доктрины Махаяна в буддизме. Буддистские манускрипты, написанные на греческом языке не раньше II века н. э., были найдены в Афганистане. В них упоминаются различные воплощения Будды, включая Авалокитешвару (λωγοασφαροραζοβοδδο)

Это может говорить о том, что элементы Махаяны зародились в северо-западной Индии, регионе где процветал греко-буддизм, возможно уже в I веке до н. э. и немалое влияние на неё могла оказать греческая философия. «Возможно, на север и восток, по Шёлковому пути, отправилась именно та форма буддизма, на которую влияли и которую распространяли греки».


Как известно, изначально в буддизме не существовало изображений Будды, их даже избегали, обозначая его присутствие следами ног, пустым троном, веткой дерева бодхи или "кругом учения". Вместе с армией Александра, который нес свое мировоззрение другим народам, в регион пришли ученые, философы и люди искусства, в том числе художники и скульпторы. Именно на территории Кашмира возникла иконография Будды - греческие скульпторы передали свой опыт буддистским, результатом стали первые в истории изображения и статуи Будды - его скульптуры того времени удивительно похожи на греческих богов и героев.

Влияние греческих богов и героев распространилось не только на Будду. К примеру Геракл в львиной шкуре (бог-защитник Деметрия I) послужил моделью для Ваджрапани (en:Vajrapani), защитника Будды. В Японии Ваджрапани дальше эволюционировал в гневного, мускулистого Сюконгосина (en:Shukongoshin), бога-защитника Будды, статуи которого стоят перед входом в японские храмы. Кацуми Танабэ, профессор японского университета Тюо, предположил, что кроме Ваджрапани греческому влиянию подверглись и другие боги из пантеона махаяны: японский бог ветра Фудзин (en:Fūjin), основой для которого был греческий Борей, богиня-мать Кисимодзин, имеющая очень много общих черт с Тихой. Кроме того в греко-буддистском искусстве периода Кушанского царства использовались такие европейские элементы как херувимы с венками, орнаменты из виноградной лозы, кентавры и тритоны. [1]
------------------

Эта небольшая подборка показывает, что история Индии (арийское завоевание, рождение буддизма, появление санскрита) покрыта темным мраком. Вероятно, греческое завоевание части территории Индии оставило большой след  в санскрите в виде заимствований из греческого языка.

Точно можно сказать, что примерно в одно время произошло греко-скифское завоевание части Индии, возникновение буддизма и появление первых письменных памятников на санскрите. Для жителей Индии греческое завоевание шло из АРИАНЫ, которая  была полностью завоевана Александром Великим.
Previous post Next post
Up