Я влюбилась в этот город.
Старые, выложенные брусчаткой узкие улочки. Чуть-чуть новее улочек здания с колоннами и лепкой - красотища. Характерные интонации местных жителей. Очень интересные памятники, как будто нарочно расставленные везде, чтобы получались очень прикольные фотки. К сожалению, фотика у нас не было, так что фотографии - ни одной. Зато есть причина съездить туда еще раз. Самый глупый вопрос - водителю автобуса: «А где надо выйти, чтобы попасть на Дерибасовскую? Скажете?» Если спрашиваешь дорогу, то обязательно у нескольких человек. А лучше даже свериться с картой. Чем ехать - лучше и не спрашивать :) И огромные, просто жуткие пробки. И местные жители говорят, что это еще ничего, а вот через месяц понаедут тут, так что люди пешком ходить будут. Если ехать маршруткой 40 минут, по пустой дороге может 30 - сколько же там идти?
Жили мы далеко от центра, зато близко к морю. В свободное от купаний время смотрели город, а еще съездили в Белгород-Днестровский посмотреть крепость и сходили в музей кино.
В первый день прогулялись вечерком по самому центру, вот тогда-то я и приставала к водителю с самым тупым вопросом. «Ну уж где Дерибасовская вы, наверно, знаете». Знала бы - не спрашивала бы :) На следующий день поехали на морской вокзал. Там так красиво! На фуникулере поднялись вверх от дороги. Пете очень понравилось, он тут же сказал, что мечтает поездить на таком трамвайчике, и я с ним ездила потом еще вниз и сразу вверх. А наверху парк очень красивый и видно море :) немножко побродили по парку, нашли здание то ли горсовета, то ли облсовета, рядом много указателей с названиями разных городов и расстояниями до них. Вернулись обратно и увидели памятник Ришелье, а на постаменте с трех сторон выгравированы маленькие фигурки. Одна из них - человек с огромным мешком, из которого сыплются монетки. С монетками явно связана какая-то примета: натерты они до блеска. Я тоже потерла на всякий случай, вдруг тоже богатой стану? Ощупали памятник со всех сторон и пошли вниз по лестнице. Прямиком в порт, на корабли смотреть. Пока шли в порт, успели посмотреть с Петей, как разгружают вагоны, которые подвозят груз для кораблей. Вышли прямо к очень интересному памятнику - золотое дитя. Деточка в каком-то шаре, из яйца вылупляется, что ли. Дотянуться можно только до большого пальца на ноге этой деточки. Большой палец затертый тоже, аж блестящий. Дабы не нарушать традиции, я тоже за него подержалась :) А вот от деточки пошли уже к причалу. Посмотрели близко-близко на огромные пассажирские корабли. Один пришвартованный корабль был такой, что на него заходить по трапу надо, как на самолет. И трап рядом :) Если бы не дети и позднее время, можно было бы за умеренную цену поплавать на большом-большом, трехэтажном (или трехъярусном?) катере. Но мы пошли дальше. Кораблей было не очень много, зато катеров всяких уйма. И яхт - тоже огромное количество. Никогда не плавала на яхте. Классно, наверное. Увидели огромный грузовой корабль, таких больших я еще никогда не видела, в длину как 4-5 вагонов грузового поезда, вместе взятые. Он как раз отплывал в какую-то дальнюю страну. Пошли показывать этот корабль детям, на самый конец причала, потому что с нашего места за катерами было плохо видно.
С причала пошли обратно, время-то уже позднее было, детям спать пора... из-за этих всяких спать и дети устали я много чего не успела посмотреть, самой гулять по городу не хотелось почему-то категорически. Но о драконах ни слова, просто будет зачем еще раз туда приехать. Пофоткаться и посмотреть то, чего не успела увидеть в этот раз.
По дороге полюбовались памятником жене моряка, поговорили между собой, как тяжко им все-таки жить, женам моряков, зато не ссорятся никогда, ибо видятся редко :)
Прыгнули на маршрутку и поехали домой.
На следующий день у нас был абсолютный выходной. Во время каждого отдыха бывает такой день, когда спишь до обеда, потом чего-нибудь жуешь и только под вечер выползаешь на море. У меня это обычно третий день после приезда, первые 2 дня люблю мотаться до состояния «дайте мне лечь, буду спать, как дрова... как, уже утро? Тогда подъем и вперед!»
На четвертый день поехали с мамой в Белгород-Днестровский крепость смотреть. О том, что там надо смотреть именно крепость, узнали уже на месте, до этого я просто знала, что там что-то древнее интересное. Про древнее и интересное узнала благодаря
Максу, он когда-то показывал очень классные фотки. Решила, что это надо увидеть глазками.
Крепость действительно впечатляющая! Огромный ров, если смотреть в него, голова может закружиться. Самые тонкие стены толщиной примерно сантиметров 80. А самые толстые - становилась, раскинув руки в стороны - примерно полстены. Прямо с одной крепостной стены видно море. Там залив, вода очень спокойная и под цвет неба, а небо было нежно-голубое. Возле берега изумрудные водоросли. Красиво очень, но несмотря на жару купаться так и не решились. Выйти из воды зеленой - оно, конечно, классно, можно было бы играть, что русалки, но потом в таком виде ехать аж до Одессы... решили, что искупаемся ближе к ночи. Материал стен чем-то напомнил Херсонес. Очень похожие светлые огромные камни. Внутрь башен зайти невозможно, все закрыть решетками. Зато есть каменные лестницы, и по ним можно забираться на сами внешние стены. И по ним бродить! Только бродить осторожно надо, мы залезли на одну стеночку и решили по ней пройти на другую сторону двора. В одном месте еле-еле прошли, и то только потому, что топать обратно никакого желания не было. И падать вниз тоже :) Тут я в очередной раз пожалела, что не было фотика. На фоне толстенных стен, или возле узеньких бойниц, или наверху, на фоне зубцов крепостной стены над морем, или возле настоящих древних пушек - фотографии бы вышли просто открыточные.
На следующий день был поход на киностудию. Там приличного возраста дедушка Вадим Васильевич, раньше работавший оператором, а потом режиссером, решил открыть музей кино. Дедушка очень активный, видно, что за это дело всей душой. Но пока проблемы с помещением, и он просто с проходной водит по несколько человек (даже за бесплатно!), рассказывает историю создания киностудии, а потом показывает всякие интересные вещи, собранные в несколько больших куч в нескольких действительно маленьких комнатах бывшего особняка, который сейчас часть киностудии, и будем надеяться, будущий музей. Из этих нескольких маленьких комнат - по плану 2 больших выставочных зала плюс та часть особняка, которую пока вообще не отдают.
Но до всяких историй просто смотрим, как снимают настоящее кино. По телевизору когда-нибудь, да видели съемки, а вот вживую… хотя очень похоже, удивила только огромная палка с какими-то тряпками на конце, очень на швабру похожая, которую зачем-то подносят близко-близко к актерам. Как нам потом объяснили, это был микрофон. А бахрома из тряпок - чтобы было слышно только голос. И посторонние шумы вроде ветра не примешивались.
С особенной гордостью Вадим Васильевич показывает нам перчатку звезды немого кино Веры Холодной и рассказывает, как она попала в музей. Актриса умерла рано, в 26 лет, но у нее остались 2 дочки. По прихоти судьбы и желанию отца они переехали в Америку, и вот 4 года назад младшая дочь захотела увидеть могилу матери. Вполне нормальное желание, только вот могила матери была на кладбище, которое во времена Советского Союза закрыли, сровняли с землей, засадили деревьями, проложили асфальтированные дорожки, и получился замечательный парк культуры и отдыха. Но дочка приехала, и было ей лет под 80, ей долго никто не решался рассказать правду, и в конечном итоге отправили вот к этому самому дедушке. Рассказать правду он ей тоже не решился, зато отвел ее на другое кладбище, на могилу режиссера, который снимал Веру Холодную, а рядом с могилой очень удачно стоит памятник самой актрисе. Дочка осталась довольна и подарила музею мамину перчатку. Сильно сомневаюсь, что когда музей все-таки откроют, посетители будут слышать эту историю.
- А теперь посмотрите сюда.
Макеты товарного вагона, в длину сантиметров 35, в высоту примерно 15, и цистерны, в каких возят нефть-бензин и прочие жидкости, сопоставима с размером вагончика.
- Когда мы снимаем крушение поезда, мы же не пускаем под откос настоящие поезда!
Чуть позже видели еще карету из «Чародеев» и домик оттуда же. Все под стать тем же вагонам :)
Несколько разных камер, от старых до более современных. Но такими всеми сейчас не снимают. Идем дальше, и попадаем в архив. Тут сложены всякие интересные вещи о фильмах. Посмотрели одним глазом фотопробы на «Электроника».
- На Сыроежкина и Электроника тогда по всей стране близнецов искали.
Оказывается, перед съемками фильма каждый кадр прорисовывается, подробно описывается, кто что делает и говорит, а также в какое время суток, где и чем это надо снимать. Каждая сцена - в отдельном конвертике. В результате на фильм получается такая себе не хилая папочка высотой сантиметров в 20. Такими папочками и альбомами с фото пробами заставлены огромные шкафы, а шкафами - 2 комнаты. Остаются только довольно узкие проходики. Здесь собрано все, что снимали на киностудии после войны. Мы идем мимо, и заходим в очередную комнатку, здесь висит портрет королевы из «Трех мушкетеров», а еще тот самый кожаный плащ, в котором снимался Высоцкий в «Место встречи изменить нельзя». Плащ даже потрогать разрешили :) А еще потрогала хлопушку, вот ту самую, которой хлопают после «Начали!». На ней были написаны названия нескольких фильмов, которые именно ней отхлопали, но я не запомнила. Опять выходим на улицу, чтобы осмотреть особняк снаружи. Под крышей по периметру вылеплены всякие известные творческие личности 18 - 19 веков. Но это на наружной части здания, а во дворике, в который мы вышли, все уже приготовлено для съемок того самого фильма, на кадр из которого мы смотрели в самом начале. Я даже покаталась на качели, которую потом будут фильме снимать. А вот потом пошли смотреть фасад. По дороге увидели фонтан, построенный тогда же, когда и особняк, то есть около 100 лет назад. Если включить - будет работать. А еще самую известную гоночную машину Антилопу-Гну. «12 стульев» снимали тоже здесь.
- А вот здесь будут снимать тот же фильм, герои будут из этих ворот выходить. Напротив у нас гаражи, но выходить-то они будут на улицу. Вот и сделали такой дом.
Если смотреть прямо на дом, то дом и есть. А вот стоит глянуть с боку - и видишь: дом-то фанерный! А подоконники из пенопласта. Прямо потемкинская деревня :) Садовая, 19, напротив - Садовая, 20.
Фактически экскурсия окончена, но Вадим Васильевич провожает нас до самого выхода с киностудии.
- А там съемочные павильоны. Сейчас они все закрыты, своих фильмов не снимаем вообще, вот москвичи приехали, и то радость. Хоть какая-то работа у людей есть. Все больше арендую бут у нас. Англичане, французы, те же москвичи. А вот когда-то... Здесь столько народу было, что не протолпишься...
Желаем удачи отечественному кинематографу и Вадиму Васильевичу лично и едем домой. А в душе надежда, что все у него получится с музеем...
Пятница, до отъезда остается 1 день. По плану - поход в дельфинарий, а потом поехать в Аркадию девочки из Одессы говорили, что там очень красиво. Дельфинарий удался. Морских котиков я и раньше в дельфинариях видела, но чтобы они такие номера выделывали! Играли мячом, ходили на задних ластах, да и на передних тоже, крутили обручи, танцевали, очень даже в такт, и еще много чего делали. Дельфины тоже показывали разные трюки, традиционно рисовали картину, и менее традиционно довольно интересно катали своих тренеров. Как пролетело представление, я почти и не заметила. Дети были в восторге, но устали страшно. Дельфинарий прямо на берегу, мы вышли к морю, позавтракали наконец, утром-то не успевали, но было жарко. Дети раскапризничались, и мы решили, что они с бабушкой поедут домой. А мы с Аней - в Аркадию. Как шли к автобусной остановке, вспоминать не хочется. Постоянные
- У меня не хватает сил дойти.
- И что, мы теперь здесь останемся? Видишь, тебя нести некому.
- Не останемся, - всхлипывания.
Нам было чуть-чуть по пути, но в автобусе у мамы на руках Вера заснула, да и Петя был где-то рядом. Я поняла, что так до дома она одна с ними двумя не доедет. Пришлось ехать вместе. Думали, что соберемся в Аркадию к вечеру, но к вечеру уже хотелось только купаться в море, и чем быстрее, тем лучше. Опять же, будет повод вернуться :)
В субботу утром опять на море, ритуальное бросание монеток, я много кинула, сюда вернуться хочу точно. Бегом домой, рюкзаки на спины, детей за руки, и на вокзал. Поезд, я уже почти забыла, как же это классно - ездить в поезде. Утром нас встречает Донецк и Анин муж Леша, ощущения такие, как будто мы здесь не были давно-давно. И мысль «Может, взять и переехать в Одессу? Все равно собираюсь в принципе куда-то переезжать, так почему именно Киев? Если так понравилась Одесса?»