"Крым вернулся домой, в родную гавань, в Россию!".
Ликующие россияне. Тысячи по-настоящему радостных, счастливых лиц крымчан, с искренней надеждой смотрящих в завтрашний день.
От души пожелаю крымчанам удачи в исполнения их надежд и чаяний.
А с другой стороны, постоянно на ум приходят аналогии той неподдельной надежды и радости, которая охватила киевлян, и читалась на их лицах после "победы" оранжевой революции в 2004 году.
Тем не менее, если кажется, то стоит перекреститься. Потому, дай Бог, чтобы это впечатление осталось только необоснованным домыслом. Просто хочу надеяться, что жизнь по российским законам и в составе Федерации после украинской "тирании" и "оккупации" будет для крымчан многократно лучше. И не только для русских по национальности, но и для других народов Крыма, которых новые власти и их представители, надеюсь, не заклеймят предателями и не начнут третировать.
Но предлагаю сегодня снять "розовые очки" и поразмышлять не столько о нюансах включения Крыма и Севастополя в Российскую Федерацию, сколько о завтрашней мировой геополитике, в первую очередь, о перспективах противостояния России и США и шансах противоборствующих сторон через призму событий происходящих вокруг и внутри Украины до и после 16 марта.
1. Коренное различие принципов внешней политики России и США
Никто не задумывался над тем, почему внешняя политика США была и все еще остается многократно сильнее и эффективнее, чем внешняя политика России?
Выскажу собственное мнение.
Кремль унаследовал не только амбиции СССР, но и перенял главные внешнеполитические ошибки руководства бывшего Союза, приведшие по результатам "холодной войны" к развалу намного более мощного, чем сегодняшняя Россия, социалистического государства.
Москва, также как в советские времена, продолжает вкладывать значительные средства в создание, формирование, укрепление и защиту отдельных "союзников", которые в какой-то момент либо предают своего "друга" (спонсора), либо просто разлагаются и рушатся от собственной немочи, являющейся прямым следствием полной зависимости от опеки и помощи куратора.
"Авария" в стране интереса "ремонтируется", насколько это возможно, снова же за счет средств России. Если "ремонт" не получается, то вся конструкция валится, а все российские вложения списываются в разряд безвозвратных потерь.
США финансирует только возникновение желательных для Вашингтона течений в нужных странах. Потом эти страны самостоятельно и за свой счет развивают отдельные "нужные" Америке течения в числе более многочисленных собственных проектов.
Максимум, что делает Белый дом, это лишь временами корректирует (финансовыми, техническими и политическими методами) ситуацию в стране интереса и ее руководстве, чтобы сохранить полезные для себя тенденции, одновременно не позволяя слишком бурно разрастись вредным для США внешне- и внутриполитическим процессам.
Скажу больше. США растят даже не отдельное "дерево", а закладывают сразу целый "сад" необходимой конфигурации.
Вашингтон не ограничивается ставкой на отдельную страну, а работает сразу по целому региону, оставляя себе возможность маневра, обеспечивая общее надежное управление процессами и резервирование его каналов. Если рычаги управления слишком ослабевают в одной стране, корректировка ситуации, насколько возможно быстро, производится через соседнюю или другую страну, имеющую достаточное местное влияние.
Саженцы растут сами. "Садовник" лишь временами финансово возделывает почву и технически культивирует отдельные деревья.
Таким образом Штаты во внешней политике делают ставку на создание и поддержку динамично развивающихся саморегулирующихся структур под постоянным контролем и в рамках, предварительно определенных внешнеполитическими стратегическими интересами Вашингтона. И США тратят деньги преимущественно лишь на создание и закрепление этих рамок, и на то, чтобы иметь в своих руках надежные рычаги контроля и управления ситуацией.
Самое главное, что США изначально очень серьезно размышляют над тем, что конкретно им нужно от данного региона, перед тем как начать вкладывать в него средства и усилия.
И Вашингтон никогда не потратит и цента, пока на месте присутствует хотя бы одна "широкая натура", которая по различным мотивам готова сама "платить за общий региональный банкет", в котором максимально неприметно, насколько это вообще возможно, участвуют и Штаты.
Штаты не гордые. Для них нет ничего позорного в том, что "за американское угощение может заплатить" и "непримиримый враг" Америки. Пусть другие заблуждаются, а Вашингтон знает две истины.
1. В политике нет врагов и друзей - время ровняет все и всех.
2. Деньги в глобальном понимании не бывают чужие или свои - все это временные категории. К тому же, и те, и другие не пахнут. Важна не принадлежность и происхождение самих денег. Главное - своевременная и максимально полная оплата нужных США счетов. Абсолютно не важно кем, но крайне желательно, чтобы не самими Штатами.
Россия, в отличие от США, слишком часто ничего глобально не планирует даже на завтра, не говоря о послезавтра.
А "лишние деньги", когда они вдруг появляются в национальном бюджете, будто жгут карманы и руки чиновников. Кормчие начинают судорожно размышлять - куда бы "излишки" финансов быстрее и более эффектно (не путать с эффективно) истратить, так, чтобы похвастать перед все миром, какая Россия "богатая"!
Может это неизлечимый "комплекс бедняка", которому постоянно хочется доказывать игнорировавшим его еще вчера богатеям, что он им теперь не просто ровня, а более "крут и богат", чем они? В любом случае, отвечать на этот вопрос не мне.
Показалось Москве, что есть возможность получить опору в важном регионе, и Кремль просто берет тяжелые инструменты, главный из которых "универсальный топор", и, засучив рукава, за свои кровные деньги усердно день и ночь трудится над ваянием очередной страны-Истукана с настолько огромной надписью на его груди "Наш верный друг - Россия!", чтобы ее видел весь мир.
А Истукана, даже самого громадного и внешне величественного, рано или поздно просто валят внешние воздействия и внутренние дисбалансы. И другого исхода быть не может. Истукан хоть и большой, но изначально делается полностью статичным. Это не гибкое деревце, которое гнется и, отряхивая снег, выпрямляется. Истукан рушится.
2. Падение "украинского Истукана"
В цикле статей
Где твои берега, "река Украина"? сравнил Украину с яблоком раздора, которое 22 года не выпускали из рук США, "дразня" им Россию и ЕС, но не отдавая этот "приз" никому. Но в заключении оговорил условия исключения из этого правила:
"...США могут дать добро на раздел Украины, только в случае форс-мажора... Вашингтон с плохо маскируемой радостью поделит Украину между ЕС и Россией в том случае, если Россия введет свои войска в Крым и на восток. Тогда он (прим. Вашингтон) получит от 22 летнего манипулирования Киевом самые максимальные для себя результаты. Много большие, чем в 1991 от демонтажа СССР..."
Как это не прискорбно, но Россия для продвижения и защиты своих интересов в Украине после изгнания Януковича, так и не удосужилась найти ни одного более действенного политического инструмента или метода, чем ультиматумы, диктат, шантаж, угрозы, поддержание зон нестабильности, демонстрации и применение силы, одностороннее нарушение договоров и продолжения мощнейшей тенденциозной пропаганды (которая скоро еще станет острейшей проблемой для самих "пропагандистов").
Снова в "братской" Украине Россия достала "универсальный топор", но только лишь для того, чтобы "рубить с плеча дрова", хотя умелому мастеру им вполне можно и ваять избу, и вырезать украшения.
Сейчас "крымская развилка" Россией уже безвозвратно пройдена и путь выбран. Заднего хода нет.
"Украинское яблоко" хотя и не вырвано Кремлем из рук США, но часть его в виде Крыма проглочена.
Но надкушенное яблоко - что в библейском сюжете, что в сказках братьев Гримм - всегда приносило очень плохие последствия тем, кто его пробовал.
Сейчас у многих россиян присутствует понятное эйфорическое настроение: "Победа. Крым вернулся в Россию. США мировой общественности более не высший и единоличный указ. Запад проиграл и ничего России кроме бессильной злобы реально противопоставить не может, а все санкции по отношению к Москве обернутся против ЕС и США".
Но, вместе с этим, многих россиян не покидает и интуитивная тревога. Может не все складывается так радужно и победно, как хотелось бы россиянам?
Украинцы почему-то массово и горячо не приветствуют искреннюю и активную (в понимании россиян) заботу России о благополучии братской Украины.
Украинские военнослужащие в Крыму даже после присоединения полуострова к Федерации не захотели сразу и поголовно нарушать присягу "стране-недоразумению Украина".
Эта тревога российских граждан находит отражение в российских СМИ, еще сильнее разворачивающих беспощадную информационную войну вокруг ситуации в Украине.
Лично мне крайне прискорбно, что практически все уважаемые мною российские коллеги-блогеры, возможно не отдавая себе в этом отчет (не хочу думать, что сознательно или по заказу) всерьез рассуждают, как дальше освобождать (воевать) и насильно "спасать" от самой себя, попавшую под диктат Запада, "глупую и несчастную" Украину. Совершенно не задумываясь над тем, что практически любые предлагаемые ими варианты "решений" со 100% гарантией подвергнут разорению территорию и население не США или ЕС, а так "горячо любимой" (???) ими "братской" Украины.
Но, чтобы сразу снять вопросы тех читателей, которые все еще пытаются выяснить, чью позицию занимает или "пропагандирует" автор, отвечу сразу: "Я за логику."
А логика нынешней ситуации, по моему мнению, такова, что уже нет никакой разницы, что дальше будет с Украиной и в каких границах она останется.
Более того, чем больший кусок Украины кроме Крыма попытается взять Кремль, тем лучше будут позиции США для мощной контратаки на Россию.
Поэтому, тот кто желает, может и дальше ломать копья об украинских "бандеровцев" и "фашистов". Просто учтите, что обломки от них летят лишь в простых россиян и украинцев, но никак ни в "толстокожих" киевских, европейских или американских политиков.
При любом раскладе, Россия, взяв Крым, уже надолго, если не навсегда, проиграла сердца очень многих нейтральных и даже в некоторой степени доброжелательных к россиянам украинцев. И вернуть, а тем более завоевать их понимание и благосклонность, начав боевые действия за "освобождение" Украины - невозможно.
Это только доставит эйфорию и бурную радость всем врагам славян.
США добились своего, у России теперь из надежных союзников действительно остались только Армия и Флот.
Если еще несколько месяцев назад лагерь России могли добровольно пополнить другие страны, то теперь уже Россия должна проявлять инициативу в поиске союзников. Первой "идти на поклон" к новым волонтерам, а не ждать сознательного прихода в свой стан достойных, убежденных и сильных партнеров.
Итак, Россия на Украине вышла на "решительный бой" с американским империализмом и его западными приспешниками.
Но слишком напрягаться не советую.
Потому что совсем не в Украине будут нанесены самые чувствительные и, не исключаю, что и смертельно опасные удары по Федерации...
3. России не страшны санкции...
Большинство аналитиков обсуждают варианты санкций Запада и контрмер Кремля, подсчитывают кто и какие убытки понесет, устоит ли вообще мировая экономика в этом противостоянии.
Создается впечатление, что многие видят противостояние России с Западом крайне упрощенно.
Примерно так: "Запад, трубя во все СМИ, предъявляет России очередную Санкцию. Кремль отвечает "Чемберлену" такой Контр Санкцией, что Запад в ужасе бежит, подсчитывать собственные убытки, которые не смог спрогнозировать заранее. Еще пара атак - и действенные Санкции у Запада заканчиваются. Больше Западу предъявить России нечего. "Чемберлен" посрамлен, унижен, стал много беднее. А Россия сильная и сплоченная как никогда. В США и ЕС начинаются бунты, прозревший народ свергает тиранов, обращает взоры к России и требует присоединения своих стран к Федерации. А Россия выбирает только самых достойных."
А все уже происходит, но много более буднично, проще и опасней для России.
И спешить Запад не будет, даже если Россия захватит половину Украины и разбомбит вторую. Вполне приемлемая жертва для США. Вашингтону в конфликте с Россией вообще не интересны промежуточные этапы и союзные потери - только гарантированная победа и безоговорочная капитуляция Москвы.
Как? Ответ в первом разделе этой статьи.
Аналогия политической системы нынешней России и СССР времен "холодной войны" упомянута не зря.
А США уже имеют богатый опыт успешного раскачивания и развала Союза. Его просто нужно несколько адаптировать на сегодняшние геополитические реалии и сделать поправку на место России в современной мировой экономике.
Не будет никаких радикальных и самоубийственных для всех сторон санкций со стороны США и ЕС.
Вашингтон, как сказано выше, слишком много собственных средств постарается не тратить (средства ЕС не в счет, но их также приберегут, по возможности), а доверить постепенное удушение и развал России самому Кремлю, точнее Министерству финансов Российской Федерации.
Будет лишь ряд последовательных мероприятий по постоянному увеличению расходов российского бюджета с одновременным снижением его доходной части и стимулированием усиленного "проедания" государственных резервов.
Запад будет регулярно делать небольшие, но многочисленные санкционные "надрезы" российской экономике. Если от этого и будут страдать обе стороны, то Запад постарается, чтобы Россия страдала хоть немного, но сильнее, тем более, что запас прочности ее экономики много меньше, чем у объединенной экономики противников.
Параллельно:
1) Запад приложит все силы, чтобы создавать вокруг России многочисленные очаги напряженности, которые потребуют достаточно чувствительного для российского бюджета дополнительного финансирования развертывания, оснащения и содержания сдерживающих военных группировок.
2) Будут подогреваться и финансироваться сепаратистские настроения в хорошо известных россиянам регионах Федерации.
3) Будут стимулироваться недовольство отдельных регионов "несправедливой" и "избирательной" социальной политикой Кремля. К лозунгу "Хватит кормить Кавказ" добавится что-то вроде "Тамбов (Саратов/Кострома...) тоже хочет в Крым".
И весь этот и другой негатив дополнительных нагрузок на российский бюджет, щедро удобрят низкими мировыми ценами на нефть и газ в комплексе с вытеснением Газпрома из газового рынка Украины и ЕС. Каким образом, выскажусь далее.
Читатели резонно возразят, что Россия не "мальчик для битья" и у нее есть надежные и эффективные союзники.
Что ж, перейдем к союзникам...
4. "Союзники" России
Коротко о личном впечатлении от исторического выступлении В.Путина перед подписанием договора Российской Федерации с Крымом.
Обычной мощной уверенности, присущей президенту России на официальных конференциях в этой речи, не обессудьте, не увидел.
Юго-восток Украины упомянут не раз, но не раз сказано и об "уважении" территориальной целостности Украины, и о том, что украинский народ должен все решать сам. Видимо, даже если и присутствует желание "помочь" юго-востоку молчаливыми вооруженными людьми ("зелеными человечками" или называйте их как хотите), то нет никакой уверенности, что теперь это сработает.
Тем не менее, колебание все же присутствует. Вполне вероятно, что еще не все в Украине завершено. Упоминание Киева и Новороссии, которые "нужно освободить" в комплексе с темами Приднестровья заставляют серьезно задуматься о дальнейших планах Кремля в Украине...
Следуют неоднократные обвинения Запада в нечистоплотной внешнеполитической игре, что ожидаемо и правильно, но после Крыма из уст Кремля для международной общественности звучит уже более чем спорно.
Но одновременно Путин обращается к американскому и немецкому народу с призывом понять (повлиять на своих лидеров?) Россию.
И о союзниках:
"...При этом мы с благодарностью относимся ко всем, кто с пониманием подошёл к нашим шагам в Крыму, признательны народу Китая, руководство которого рассматривало и рассматривает ситуацию вокруг Украины и Крыма во всей её исторической и политической полноте, высоко ценим сдержанность и объективность Индии..."
В союзниках по крымскому вопросу упомянуты Китай и Индия. Но обе страны официально крымский референдум не поддержали.
А вот Иран, от которого слишком сильно зависят мировые цены на нефть и газ, не упомянут вовсе.
Не исключено, что с представителями Тегерана о какой-то весомой и гарантированной поддержке России в нефтегазовой сфере Кремлю договориться не получилось. Но об этом важном моменте отдельно.
Кроме того не упомянута в качестве союзника и энергетически зависимая от России Турция, позиция которой как мощной региональной державы, хотя и входящей в НАТО, но не входящей в ЕС, более чем важна в крымском конфликте .
Ведь Анкара в состоянии влиять на две такие болезненные для России после присоединения Крыма переменные, как крымские татары и Босфорский пролив.
А теперь по порядку.
Индия
Для Индии в отношениях с Россией присутствуют два приоритета - военно-техническое сотрудничество и сотрудничество в сфере атомной энергетики. Может ли Запад предложить Индии достойную альтернативу Москве в этих направлениях. Вполне. Тем более, что проекты в обеих сферах уже существуют, нужно просто предоставить им больше свободы и широты.
И, по большому счету - у Индии масса собственных экономических, социальных, политических и гуманитарных проблем, а вес на международной арене не достаточен, чтобы как-то существенно повлиять на решения и поведение геополитических тяжеловесов. И не стоит забывать, что наиболее напряженные отношения у Индии не с США и ЕС, а со вторым названным Путиным союзником России - Китаем.
Китай
Китай - за Россию.
СССР эту иллюзию уже проходил и очень болезненно от нее потом излечивался. Но Россия не СССР, ей, видимо, нужно самостоятельно убедиться, что история имеет свойство повторяться.
Во-первых.
Что может подспудно хотеть Китай в случае неизбежности конфликта в Украине для себя лично?
Самый простой вариант. Обезьяна, взирающая с безопасного дерева на смертельную битву тигра и дракона.
И что плохого для Пекина в том, чтобы столкнулись и взаимно ослабили друг друга во время противостояния вокруг Украины все геополитические соперники Китая - Россия, США и ЕС? Они понесли бы серьезные материальные издержки, а после каждый обратился бы за помощью к КНР, ведь финансы это козырная карта и любимое поле Китая. А Пекин уже выберет, кому, когда, каким образом и насколько помогать. И каждая услуга, без сомнений, будет предоставлена Китаем по максимально выгодной для Поднебесной цене.
В такую ловушку, если это случится, скорее всего глубже остальных попадут Россия и ЕС, наиболее идеализирующие мотивы и побуждения китайского руководства.
США, прагматично смотрящие на КНР и сами немало посодействовавшие развитию Китая в геополитического тяжеловеса второго плана, на этот крючок попадутся вряд ли. Но какая разница для Пекина, если выгоду можно и нужно получить ото всех.
Во-вторых.
Что не вещали бы оптимисты о мощном союзе России и Китая, который гарантированно "взорвет" Запад, не поверю, что в угоду Москве Пекин сам уйдет с западного рынка, который ему в любой ситуации не только более выгоден, чем российский, но и жизненно необходим для удержания уровня своей экономики на нынешних высоких стандартах.
При этом, даже не сомневаюсь, что Китай откликнется на предложения дружбы от Кремля, особенно в нынешних условиях международной изоляции России. Как отказаться от такого подарка судьбы? Получить уже полностью на условиях Поднебесной "запасной аэродром" для экспорта китайских товаров, эксклюзивные права на доступ к российским ресурсам и транспортной инфраструктуре. И ко всему этому огромный бонус для Пекина. Возможность в обмен на какие-то ограничения сотрудничества с Москвой, выторговать у Запада дополнительные преференции по импорту сырья и экспорту товаров.
Ничего личного, просто еще одна грань китайского внешней политики. Нет ни врагов, ни друзей - есть только партнеры, от торговли с которыми можно и нужно получать максимальную прибыль.
И насчет триллионов долларов в руках китайского правительства. Не будем экспрессивными, а взглянем на суть вещей реально.
Вряд ли Пекин и даже Москва станут обваливать долларовую экономику, в которую сами максимально встроены и эффективной альтернативы которой так и не создано. Одни намерения и теории, ничего, что может сразу реально заработать и заменить доллар без длительного хаоса и общего коллапса после финансового самоубийства всей мировой экономики.
За многолетнее тесное экономическое сотрудничество в ШОС и БРИКС, ни Россия, ни Китай, несмотря на многочисленные попытки, договориться и что-то предложить миру так и не смогли. Только наработки, теории и пожелания, так и не воплотившиеся в что-то жизненное и практичное для мировой финансовой системы.
Предположим на секунду, что Китай все же согласился начать атаку на доллар и торпедировать всю нынешнюю мировую финансовую систему.
Кто победит в условиях хаоса после полной перезагрузки финансовой системы, когда каждый за себя?
Ставлю на США, которые наиболее готовы к такому апокалипсическому сценарию.
Вашингтон решит ресурсные проблемы объединением под своей эгидой обеих Америк и включением в свою орбиту Австралии и Японии, финансовые - введением и предложением миру Амеро в качестве альтернативы Доллара. И все эти инициативы Вашингтон защитит своим ядерным потенциалом, самым мощным флотом и сетью военных баз по всему миру.
И еще, немного для самостоятельного изучения:
1) о политике
Крым: победы и потери России, Украины и Запада2) об экономике
Прямые иностранные инвестиции: в чем разница между Китаем и Россией?3) Об отношениях с США. Китай торгуется, но как только Вашингтон даст цену - Пекин с ним договорится как торговец с торговцем. И ничего личного для остального мира, который будет с этим не согласен.
У Китая позитивный подход к переговорам по инвестиционному соглашению с США - Минкоммерции4) Об отношениях с экспортерами нефти
Китай и Саудовская Аравия подтвердили свое намерение развивать сотрудничество в сфере энергетикиРост экспорта иранской нефти в Китай А напоследок предлагаю россиянам снять "розовые очки" и самим себе честно ответить на следующие вопросы:
1) Уверены ли россияне, что Китай откажется от торговли со своими наибольшими партнерами ЕС и США в пользу России?
2) Устроит ли россиян, чтобы Россия стала лишь сырьевым придатком и "аварийным" рынком (а при необходимости телохранителем) у Китая?
3) Готовы ли россияне отдавать Китаю как стратегическому союзнику в длительную аренду (читай навсегда) российские земли, транспортные магистрали, порты, месторождения?
4) Будет ли Китай давать хорошую цену за российское сырье и энергоносители?
5) На каких условиях подключится Пекин (если подключится) к строительству нефте- и газопроводов из Сибири в Китай?
6) Кто будет главным в тандеме Пекин-Москва, и как россияне отнесутся, если безоговорочным лидером окажется не Россия, а Китай?
Да, и не исключу, что с учетом потенциального "союза" Китая и России японская конституция с согласия и по инициативе США, исходя из состояния "крайней необходимости" может быть изменена. Силы самообороны Японии достаточно быстро реформируются в полновесные вооруженные силы. А Токио в очередной раз приправит свою международную риторику темой Курил.
С оглядкой на Северную Корею, вполне вероятно даже приобретение Японией официального ядерного статуса, которым Токио де-факто уже и так обладает (проблема только в политическом решении). Это вполне вероятно. Ведь Россия отказалась от ядерных гарантий Украине и проявила агрессивность, а Япония, к примеру, тоже боится КНДР, регулярно пускающую ракеты в ее сторону.
Потянет ли Россия, вернее ее бюджет, даже не вооруженный конфликт, которую Китай реально всеми силами поможет не допустить, а лишь необходимость поддержки полновесного военного противостояния недоброжелателям максимально боеспособными и оснащенными воинскими соединениями одновременно на западе и на Дальнем Востоке? Или, может, доверит защиту Дальневосточных рубежей России Народной Освободительной армии Китая?
Подытожу изложенное. Китай как последний и единственный для России аргумент против западного давления - вариант не лучший.
Все крайне просто и логично. Еще три месяца назад Россия была жизненно важна для Китая в противостоянии Пекина с Вашингтоном.
Но после Крыма все перевернулось с ног на голову. Россия сама себя поставила в международную изоляцию. И теперь России крайне необходим Китай, чтобы не даже просто выстоять, а выжить перед коллективной угрозой Запада во главе с США и их союзниками.
А что делает торговец с клиентом, когда понимает, что только у него есть то "драгоценное и важное" для покупателя, без чего клиент не может уйти?
И что Россия не предлагала бы Китаю, Пекин это любезно примет как должное максимально использует, но отношения с Западом все равно продолжит.
5. Иран
Теперь о самом главном. О дружественном Иране, почему-то не упомянутом в речи Путина в качестве союзника России.
Основной принцип внешней стратегии Тегерана «Ни Восток, ни Запад», был, есть и остается основополагающим в Конституции Ирана.
Тем не менее, Иран - это Восток. С одной стороны Тегеран никогда до конца не поверит каким-то обещаниям "райской жизни" от США. Но Восток - это и коммерция.
Последнюю неделю в российских СМИ появился ряд статей о каком-то посредничестве России в экспорте всей иранской нефти.
Но, даже после
визита министра нефти Ирана в Москву речь идет лишь о подготовке очередного заседания межправительственной ирано-российской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству и в организации его скорейшего проведения. И предположу, что если Тегеран и будет предоставлять России нефть, то только в качестве оплаты за строительство новых атомных блоков, поставки вооружений и промышленных товаров. И это будет далеко не вся экспортная нефть Ирана.
Еще нет никаких российско-иранских договоренностей, а Иран уже увеличивает экспорт нефти Китаю и странам Азии. На очереди ЕС. И очень сомневаюсь, что Тегеран в качестве мести Брюсселю за поддержку американского эмбарго введет какой-то запрет на возобновление поставок иранской нефти в Европу. Лучшей "местью" для прагматичного Ирана станет полновесный поток Евро от продажи иранской нефти из бюджета ЕС в бюджет страны.
Согласится ли Москва выкупать только часть иранской нефти в обмен на промышленное сотрудничество с Тегераном или предпочтет валюту? Более склоняюсь ко второму. Зачем везти "самовар в Тулу"?
И самый важный вопрос.
Могут ли США предложить Тегерану больше чем Кремль, чтобы Иран сознательно действовал на благо собственных интересов в ущерб интересам России?
Не только могут, но и с большой вероятностью предложат.
Ранее в статье
Иран - "заряженное ружье на сцене" уже рассмотрел варианты участия Ирана в снижении мировых цен на нефть.
Но есть и еще одна даже более опасная для России и ее монополиста "Газпром" угроза - выход иранского газа на рынок ЕС, а именно
Газопровод Иран - Ирак - Сирия.
Устоит ли Иран перед соблазном широко выхода на газовый рынок не только Пакистана и Индии, но и Европы? Что победит в среде высшего иранского руководства - благодарность России за многолетнюю поддержку, или миллиардные прибыли от торговли газом на все еще крайне привлекательном, несмотря на кризис, рынке ЕС?
А если поставить вопрос еще более серьезно. Передать Тегерану по посредническим каналам информацию, что, если Иран не хочет конкурировать с «Газпромом» на рынке ЕС, то такую возможность (построить газопровод в строну Средиземного моря) попытаются предоставить Катару?
Или если США предложит Ирану, что перестанет давить на Дамаск (Вашингтон не просто так разорвал дипломатические отношения с Дамаском), и пытаться осуществить федерализацию Сирии по "крымскому сценарию" в западном (сирийском" Курдистане)? А взамен Иран, взяв себе лавры миротворца, сам решит - кто должен возглавить Сирию, чтобы обеспечить очень выгодный для Тегерана выход на газовый рынок ЕС по газопроводу Иран-Ирак-Сирия?
Устоит ли прагматичный Тегеран?
У меня никакой уверенности нет, слишком лакомый кусок без каких-либо имиджевых потерь для Ирана в комплексе с ударом по конкурирующему Катару на мировом рынке газа.
Кроме того, говоря об Иране нужно всегда помнить, что на часть иранских политиков, симпатизирующих России, приходится не меньшая, а скорее всего даже большая часть политиков нейтральных, которые доброжелательны к России лишь до той поры, пока это выгодно Тегерану и политиков видящих большие выгоды для Ирана в сотрудничестве с богатым Западом.
И еще обращу внимание читателей на несколько статей:
ЕС намерен сокращать энергозависимость от РоссииРоссия - Иран - Катар: Борьба за газовые рынки обостряетсяОбъем добычи нефти в Иране превысит 4 млн. баррелей в день Что может противопоставить Россия выбросу больших объемов иранской нефти на рынок нефтепродуктов и строительству газопровода Иран-Ирак-Сирия с выходом на рынок ЕС. Практически ничего, лишь полумеры, которые не решат, а лишь отсрочат проблемы России, но каждый раз будут достаточно дорого стоить российскому бюджету.
И еще. Как не странно это звучит, но лучшим выходом недопущения иранского газа на рынок ЕС, является поддержание нестабильности в Сирии. Я не оговорился. Звучит парадоксально на первый взгляд, но для сохранения монополии Газпрома в Европе, Россия должна начать содействовать продолжению вооруженного конфликта в Сирии.
Теперь, получается все наоборот. США более заинтересованы в стабилизации ситуации в Сирии, оставив на повестке лишь один принципиальный вопрос - уход Асада из власти. Исходя из этого, допускаю, что ситуация в Сирии теперь будет постепенно при содействии Запада затухать и стабилизироваться.
В этом же ключе создания зоны стабильности для будущего иранского газопровода в Европу и то, как США "вдруг" начали активно
помогать Багдаду гасить суннитское восстание в провинции Анбар. Могли ли многие подумать о том, что настанет момент, когда США могут реально не только хотеть, но и организовывать создание большой зоны стабильности в Центральной Азии и на БВ?!
Даже если у США по каким-то причинам будет не очень получаться усмирить борцов за исламское государство Ирак и Левант, то все равно остается запасной вариант.
Провозглашение независимого государства Курдистан на базе КРГ и сирийского Курдистана. И никто не возразит. Снова, спасибо России за крымский референдум.
И еще, не будем забывать, что у Ирана есть целых три собственных "Крыма" - Восточный Курдистан, Южный Азербайджан и Систан-Белуджистан.
Заключение
Все изложенное в этой статье не имеет целью напугать россиян и посеять в их душах чувство сомнения и неуверенности.
Предупрежден, значит вооружен. И тогда любой, даже самый идеальный сценарий, очень быстро может стать лишь надписями на бумаге и штабных картах.
Но оптимизма, признаюсь, крайне мало.
Кремль сам сдал старшие козыри врагам своими поспешными и не очень дальновидными действиями в Крыму.
Россия уже потеряла Украину.
В вопросе Крыма (или уже Тариды?) Москва крайне опрометчиво ссылается на "Косовский прецедент". Как к этому относятся многие украинцы? Задам лишь один риторический вопрос - а как сербы относятся к албанцам и поддержавшим "независимость" Косово странам?
И еще укажу на то, что украинцы не простят России. Это сознательное и циничное унижение "российскими людьми с оружием" (не хочу и не буду называть их солдатами, не считаю их достойными такой чести) украинских солдат, моряков и офицеров, оставшихся до конца верными своей присяге в Крыму.
20 век четко показал, как в считанные дни легко рушатся самые еще вчера "нерушимые" империи, основанные только на владении территориями.
Настоящие империи будущего не в землях, в сердцах единомышленников. И такие империи захватить и покорить нельзя, не убив всех людей.
Путин этого, то ли не понял, то ли не мог использовать на практике, став заложником собственной политики "собирания русских территорий".
Но то, что строится сейчас Кремлем под видом возврата России в границы СССР - изначально обречено.
Россия пыталась не допустить НАТО и другие враждебные силы на собственные рубежи, но что получила в результате?
1) Грузия теперь фактически член НАТО.
2) Судьба Приднестровья, думаю уже предрешена. Оно теперь реально окажется в полной изоляции, когда для него закроется украинская граница, кормившая ранее республику, и просто задохнется экономически.
И даже такая потенциальная глупость, как захват Россией юга Украины, не спасет ПМР.
Румыния и НАТО через Молдову займут самопровозглашенную республику гораздо раньше, чем россияне поставят под контроль Одессу и Бессарабию.
3) Теперь НАТО больше не имеет никаких ограничений в установке любых систем слежения и ПРО как на западной, так и на южной границах России.
4) Любое пророссийское движение в Украине после "оккупации" Крыма уже не является хулиганством или нарушением общественного порядка. Это уже преступление против государства, дающее Киеву широкие полномочия по их пресечению.
5) Видно как США просто слагают с себя ответственность за тот хаос, который они посеяли в Афганистане. И после этого нет никакой уверенности, что новые власти страны не организуют очередной джихад в Среднюю Азию, а оттуда на Поволжье и Южный Урал при молчаливом одобрении Запада.
Что остается Кремлю?
Как ни прискорбно - наилучший вариант все же союз с Китаем. Но в этом союзе Россия гарантированно будет только "вторым номером" на подносе боеприпасов Пекину. Если усмирить национальную гордость россиян, может это и не совсем страшно.
Но даже в такой ситуации нет никакой гарантии, что союз Москвы с Пекином останется вечным и нерушимым.
Еще никаких союзов нет, аШтаты уже задабривают Пекин. Не припомню, когда такое было, что первая леди США целую неделю совершает экскурсии по Китаю.
В любом случае, уверен, что не высказал ничего нового для руководства России, и Москве все упомянутые в статье вызовы Запада России не только известны, но на них уже готовы достойные и эффективные варианты ответов.
И хочу надеяться, что позитивные результаты действий кремлевского руководства мы увидим уже в скором времени.
Время все покажет и расставит на места.
Но времени очень и очень мало...