Египет - неопределенная переменная Ближневосточной геополитики

Jan 29, 2013 18:27



Уже почти два года с момента свержения Хосни Мубарака Египет с тревожным постоянством не покидает первых страниц новостных лент. При этом египетские новости по общему тону стабильно относятся к разряду негативных - значительная часть населения, недовольная социально-политической ситуацией, активно и массово протестует, акции протеста переходят в столкновения с полицией и сторонниками властей, в том числе выливаются в человеческие жертвы.

Хотя минорный тон египетских новостей понятен и, к сожалению, уже привычен, у заинтересованных читателей остаются стабильные вопросы: "В чем все же причина повторяющихся трагических событий, и во что проблемы Каира выльются для Египта и всего региона завтра?"


1. Общая характеристика ситуации в Египте

Сегодняшние волнения, спровоцированные смертным приговором суда футбольным фанатам, являются логичным продолжением внутриполитического конфликта начала декабря 2012 года, связанного с массовыми протестами оппозиции против новой редакции конституции (подробнее в статье Сирия или все же решение проблем в Египте?).

Вновь массовые протесты и снова в районе Суэцкого канала, но более масштабные, чем декабрьские.

В результате непрекращающихся волнений 26 января власти Египта вводят в Суэц войска на помощь не справляющейся с протестами местной полиции.

А через два дня 28 января Мухаммед Мурси, при отсутствии в стране нижней палаты парламента, провел через временно замещающий его Консультативный совет закон "Об участии армии в обеспечении безопасности внутри страны", и утвердил указ о введении чрезвычайного положения на территории трех провинций, Порт-Саида, Суэца и Исмаилии.

Ориентировочный срок действия ЧП - до конца февраля, срока проведения выборов в нижнюю палату парламента.

Комментируя свое решение, Мурси предупреждает оппозицию о возможности принятия более жестких мер в отношении протестующих: "Я всегда говорил, что я против чрезвычайных мер, но я также говорил, что если мне нужно будет остановить кровопролитие и защитить людей, то я буду действовать".

Тем не менее, президент Египта как и в декабре в очередной раз готов договариваться с оппозицией и соглашается создать комиссию для определения разногласий по конституции. Для переговоров приглашены лидеры 11-ти политических партий и четверо наиболее влиятельных египетских общественных деятелей.

Но диалог изначально не складывается. Наиболее влиятельное в Египте объединение оппозиционных партий - Фронт национального спасения (ФНС) бойкотирует встречу и выдвигает встречные требования: немедленное формирование "правительства национального спасения" и специальной комиссии по изменению недавно принятой конституции, а также отставка министра внутренних дел и привлечения его к суду, которого оппозиция считает ответственным за беспорядки, охватившие в последние несколько дней крупнейшие египетские города.

Кроме того, ФНС выступает за безотлагательную отставку премьера, министра информации и генерального прокурора Египта, а также роспуск исламистского движения "Братья-мусульмане" и начало судебного разбирательства в отношении его членов. В противном случае оппозиция готова выступить с призывом к проведению досрочных выборов президента.

29 января, не дожидаясь итогов переговоров оппозиции с Мурси, жители провинции Порт-Саид объявляют о своей независимости. Такой же шаг, что пыталась предпринять 7 декабря прошлого года и провинция Александрия.

В результате события последних дней для Мурси лучше всего характеризует шахматный термин "цуцванг".
Любой ход президента в попытке надавить на оппозицию или договориться с нею, потенциально лишь ухудшает его ситуацию.

2. Почему Египет не прекращает кипеть?

Общепринятый ответ на этот вопрос - Египет логично пожинает плоды "арабской весны", которые сам взрастил при организационной поддержке США и союзных им стран Запада.

А давайте поставим вопрос по-другому - Входила ли "демократизация" Египта на волне "арабской весны" в обязательные региональные планы Запада? - и попытаемся дать на него объективный ответ.

Выскажу собственное мнение. Убежден, что план "арабской весны" действительно родился и вызрел в кабинетах вашингтонских аналитиков, но основной целью имел, конечно, не борьбу за демократию, а выключение неподконтрольного США экспорта нефти основным энергозависимым геополитическим соперникам Штатов - Китаю и ЕС.

Но активная фаза "арабской весны" началась не в декабре 2010 - январе 2011 в Тунисе, а еще в мае 2010 года, когда президент Судана Омар аль-Башир пообещал провести в январе 2011 года референдум по самоопределению Южного Судана (что и было выполнено). В результате раздела страны на север и юг в 2011 суданской нефти лишился ставший ее практическим монопольным потребителем Китай.

Далее "в очереди на демократизацию" следовали по порядку главные независимые поставщики нефти для Еврозоны - Ливия и Сирия.

"Жасминовая революция" в Тунисе должна были "зажечь" Ливию, что вполне логично исходя из взаимного географического расположения этих стран. Достаточно взглянуть на карту.

Но первым, практически сразу вслед за Тунисом, еще до конца января 2011 "полыхнул и сгорел" Египет, отделенный от него территорией Ливии.

Считаю, что с большой вероятностью для США и Запада, которые в это время активно готовили участников первых февральских антиправительственных выступлений в Бенгази, обрабатывали руководство Китая и России для "правильного" голосования по лживой мартовской резолюции ООН № 1973 о запрете полетов над территорией Ливии, складируя натовские бомбы для ливийских городов, январское восстание египтян против режима Мубарака стало настолько же неожиданным, насколько и несвоевременным неприятным сюрпризом.

По большому счету Запад вполне устраивал "покладистый" Мубарак.
Да, он монополизировал власть и превратил руководство страной в семейный бизнес. Но он продолжал выполнять Кэмп-Дэвидские соглашение своего предшественника Анвара Садата, одновременно будучи достаточно лояльным лично Вашингтону.

Так почему США не защитили Мубарака?
Просто Штатам и их союзникам в разгар искусственной демонизации "засидевшегося во власти тирана Каддафи" иначе поступить было нельзя. Все усилия "демократичных" против лидера Джамахирии могли в момент оказаться тщетными, поскольку также (и даже в гораздо большей степени, чем к Каддафи) относились и к Мубараку .

Кроме того, не исключу того, что Вашингтон рассчитывал на лояльность президенту армейской верхушки Египта. Но, в своей попытке превратить Египет в личную вотчину и передать ее по наследству сыну, Мубарак зашел слишком далеко. Без должной поддержки военных, он был вынужден в феврале 2011 сложить президентские полномочия и передать власть Высшему военному совету страны.

Практически в это же время, в феврале 2011, начались антиправительственные выступления против Каддафи в ливийском Бенгази, а в марте - протесты оппозиции в сирийской Деръа против Асада.

И Западу надолго стало не до Египта.

А в июне 2012 президентом Египта стал единый кандидат от Братьев-Мусульман Моххамед Мурси, лишь на 3,5% обошедший своего конкурента Ахмада Шафика (последнего премьера правительства Мубарака).

По логике событий Шафик был бы более удобен Западу в Каире. Но, то ли оказывая поддержку бывшему премьеру Запад недооценил антипатию египтян к Мубараку (все же разрыв во 2-м туре между кандидатами достаточно мал), то ли в какой-то момент Запад решил, что более выгодно будет занять пассивную позицию, отдав власть Братьям-мусульманам, дабы использовать египетских салафитов против стойкой и непокорной Сирии.
Но это уже не столь важно.

3. Что может ожидать Египет?

Чтобы понять какая судьба может ожидать Египет в будущем целесообразно внимательней взглянуть на эволюцию Мурси в качестве президента страны. На путь его личного противостояния попыткам США сделать из страны послушную марионетку в решении ближневосточных проблем.

После египетских президентских выборов 2012 Запад и международные фонды достаточно щедро кредитовали (покупали) существенно обедневший за год после революции Египет, получая в ответ от Мурси поддержку ЕС, Турции и монархий Персидского залива в их антисирийских планах. Более того, до конца лета 2012 в своих речах Мурси высказывался за идею интервенции в Сирию для поддержки антиправительственных сил.

Но в конце сентября 2012 года, выступая с первой речью в штаб-квартире ООН, президент Египта Мохаммед Мурси прямо высказался против возможного международного вторжения в Сирию, отметив, что Каир предпринимает "все усилия" для урегулирования ситуации.
"Нам следует защитить целостность братского государства без дискриминации по расовому и религиозному признаку и оградить народ от опасностей военной интервенции", - сказал Мурси, сообщает ВВС.

Но самым большим "грехом" Мурси в лице США стало то, что президент Египта пытался вести самостоятельную игру на Ближнем Востоке и при каждом удобном случае демонстрировать это Вашингтону.

А последней каплей, вероятно, стали намеки Египета на возможность ревизии Кэмп-Дэвидских соглашений и попытки установления контактов с Ираном, а не исключительно с "одобренными Вашингтоном в качестве друзей для Каира" Саудовской Аравией и Турцией.

При чем заметьте, что обе новости обнародованы в СМИ практически накануне начала январских волнений в Порт-Саиде.

По большому счету, рвения Турции и монархий Залива в попытках разорвать Сирию и лично ее президента Асада для Запада достаточно.

От Египта более важны обеспечение безопасности Синайского полуострова (левого фланга Израиля) и судоходства по Суэцкому каналу. И если Мурси, неважно по каким причинам, не в состоянии или не желает делать это "правильно" (по мнению Вашингтона), то США вряд ли станут возражать, если власть в Египте снова вернется к военным.

И это хорошо понимает не только Мурси и его правящая партия, но и министр обороны страны генерал-полковник Абдель Фаттах аль-Сис.

Вряд ли Мурси сможет удовлетворить требования оппозиционеров ФНС, которые равносильны утрате так долго и тщательно создаваемой им единоличной и безраздельной власти над страной.

Поэтому, главное решение о дальнейшей судьбе Египта, вероятнее всего, все же будет за военными:

Встать на сторону действующего президента Мурси и помочь ему подавить мятежников, или с молчаливого одобрения Запада (не боясь получить клеймо "недемократичных заговорщиков") снова вернуть власть очередному Высшему военному совету Египта.
Previous post Next post
Up