Есть ли перспективы у пакистано-российских отношений?

Oct 06, 2012 12:54

Пока внимание общественности полностью поглощено Сирией, ядерной программой Ирана, волнениями в исламском мире и президентскими выборами в США, вокруг Пакистана продолжают протекать знаковые процессы, важные не только для судеб страны и центрально-азиатского региона, но и определяющие потенциальные векторы дальнейшего развития мировой геополитики.

Исламабаду последний год приходится крайне нелегко как в экономическом, так и в политическом плане. Густозаселенная страна испытывает все усиливающийся дефицит энергоресурсов. Не прекращаются центробежные процессы, могущие привести к федерализации Пакистана, как на севере вокруг Вазиристана и других зон влияния Талибана, так и в южной провинции Белуджистан, выливающиеся в теракты и акции протеста. Отношения с соседней Индией хотя и приняли относительно спокойный характер, но тлеющие угли потенциального конфликта между ядерными державами остались. При этом Пакистан, практически потеряв поддержку Вашингтона после конфликта вокруг расстрела пакистанских пограничников американским БПЛА и перекрытия пакистано-афганского транзита, так и не обрел надежную опору в новом союзнике - Китае.

В связи с этими острыми проблемами, зимой-весной 2012 года руководство Пакистана приняло решение о курсе на сближении с Россией. Но, несмотря на предварительные договоренности, это решение так и остается далеким от практической плоскости. Стороны пока так и не смогли прийти к взаимовыгодной позиции.

Так, в начале марта 2012 пакистанская пресса заявила о том, что новоизбранный Президент РФ принял приглашение пакистанского премьер-министра Юсуфа Разы Гилани посетить Пакистан в сентябре.

В связи с этим на 2-3 октября пакистанская сторона анонсировала и подготовила 4-х сторонний саммит президентов Афганистана, Пакистана, России и Таджикистана. Логично, что графики визитов, программы и протоколы встреч президентов готовятся и согласовываются заранее, но только в случае предварительного принципиального согласия участников встречи на высшем уровне. И, если указанная встреча была анонсирована, а официальных возражений Москвы изначально не последовало, то пакистанская сторона получила предварительное согласие на участие в саммите российской стороны. Но буквально за две недели до начала 4-х стороннего саммита президент России В.Путин направил официальное письмо президенту Пакистана Асифу Али Зардари, информируя его о невозможности прибыть в Исламабад на указанную встречу. И, поскольку Россия являлась главным и важнейшим участником запланированных на саммите переговорных процессов, встреча логично была отменена.

Достаточно подробный обзор и анализ вероятных первопричин такого шага российского президента провел представитель Института Ближнего Востока Каменев С.Н. в статье «Почему президент РФ В.В.Путин не поехал на 4-х сторонний саммит в Пакистан?».

Зададимся и мы вопросом, почему Россия и Пакистан так и не совершили первого шага для установления более дружественных отношений?

Какие цели может ставить Россия, идя на сближение с традиционно недружественным в прошлом Пакистаном, даже рискуя ухудшить давние теплые отношения с Индией?

Ответы, вероятнее всего, лежат в плоскости региональной энергетики. Не исключено, что пакистанская сторона по каким-то причинам не смогла гарантировать участие России на выгодных для неё условиях в реализации центрально-азиатских газовых проектов - газопроводов ТАПИ и «Иран-Пакистан». При этом Россия кровно заинтересована в их строительстве, руководствуясь не столько экономическими, сколько стратегическими соображениями. В случае реализации указанные газопроводы уведут туркменский и иранский газ на восток, уменьшив вероятность конкуренции указанных стран с «Газпромом» на газовом рынке Европы по запроектированным транскаспийским и трансанатолийским газопроводам. Тем более что работа европейских энергетических компаний в этом направлении в последние месяцы существенно активизировалась с привлечением заинтересованных стран-транзитеров Азербайджана и Турции.

Других существенных выгод и преференций для России в сфере политического сотрудничества Пакистан предоставить не может. Причина в отсутствии общих границ и крайне слабом влиянии Исламабада в ключевом для геополитических интересов Москвы среднеазиатском регионе.

Что может хотеть от России Пакистан, кроме финансирования энергетических проектов, жизненно важных для испытывающей острый дефицит энергоресурсов развивающейся экономики страны?

Исламабад не без оснований серьезно озабочен дальнейшим сохранением собственной государственности в нынешнем статусе. И от России ему необходимо дополнительное покровительство и защита в случае возникновения внешнего конфликта или вооруженного противостояния внутри страны, которое сегодня на словах обещает лишь Китай.

В подтверждение приведу выдержку из упомянутой статьи С.Каменева:

«…В связи с отказом Путина приехать в Исламабад пакистанская сторона в настоящее время уделяет особое внимание 4-хдневному (!) визиту в Россию начальника Объединенных штабов сухопутных войск Пакистана Ашфак Первез Кияни (3-6 октября 2012 г.). По мнению наблюдателей, переговоры затронут вопросы налаживания военно-технического сотрудничества между Россией и Пакистаном, а именно - обмен военными специалистами, методикой подготовки военных кадров, возможно рассмотрение вопроса продажи вооружений; не исключен анализ военно-политической ситуации в Афганистане и вокруг него, включая перспективы развития страны после вывода войск НАТО, а также совместная борьба с терроризмом./8/ Этот визит готовился с мая 2011 г., после поездки в Пакистан генерал-полковника А.Н.Постникова, являющегося Главнокомандующим сухопутными войсками российской армии и известного своей резкой критикой выпускаемого российской оборонной промышленностью вооружения…».

Так могут ли Исламабад и Москва все же наладить дружественные отношения после многих лет политического противостояния? Считаю, что ответ на это вопрос могут дать в Тегеране и Душанбе. Ведь если иранский и туркменский газ все же найдут путь в Европу, то любая, выходящая за рамки моральной, практическая поддержка Россией Пакистана Москве будет не только не выгодна, но и проблемной в части ухудшения отношений с такими важными странами как США и Индия.

Дополнительно по теме:
1. «Проблеск света» для Пакистана и России?
2. Иранский газ, который может "взорвать" Азию
Previous post Next post
Up