Оригинал взят у
2_travellers в
ХИБИНЫ: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГОТОВЫ К СОТРУДНИЧЕСТВУ, НО НЕ ХОТЯТ УЧАСТВОВАТЬ В ФАРСЕ Очередные выводы по работе экологов.
Если кто не хочет читать, как это нынче пишут, "многабукв", резюме:
Экологические организации вышли из состава рабочей группы при Правительстве Мурманской области. Потому что данная "секретная" группа была создана исключительно для того, чтобы потянуть время и сделать вид, что что-то решается. В результате принято единственно "верное" решение, которое удовлетворяет потребностям компании СЗФК, но противоречит мнению экспертов. Об истинных мотивах, которыми руководствовались чиновники при принятии таких решений, можно только догадываться.
Далее подробно.
Правительство Мурманской области объявило о согласовании рабочей группой маршрута изысканий для промышленной дороги от месторождения Партомчоррр… за восемь месяцев до научного обоснования выбора этого маршрута:
http://www.gov-murman.ru/press/?d=17-09-2012_10%3A41 Это стало причиной выхода представителей экологических организаций из состава участников рабочей группы.
Простую и очевидную для многих мысль о том, что дорога через Умбозерский перевал убьет Хибины и идею создания национального парка, общественные экологические организации (как входящие в рабочую группу, так и не удостоившиеся такой «чести») пытались донести до правительства Мурманской области на протяжении многих месяцев.
Созданная в июне рабочая группа под руководством вице-губернатора Алексея Тюкавина должна была стать местом, где будут приняты в расчет экспертные мнения специалистов, научных и общественных организаций, занимающихся изучением Хибин на протяжении десятилетий. Природоохранные организации неоднократно подчеркивали, что они не против проектирования этой дороги, если предварительно будет проведено объективное изучение (а не рассматривание слайда презентации, подготовленного представителями СЗФК, как это было на одном из заседаний) всех имеющихся вариантов транспортировки руды от месторождения, которых, как минимум, четыре.
При выборе варианта дороги СЗФК не только игнорировала все мнения и предложения, не совпадающие с их собственными, но и отказалась использовать многолетние научные данные институтов РАН, которые однозначно подтвердили: Умбозерский перевал слишком ценен с точки зрения биоразнообразия, чтобы строить там дорогу и возить руду.
http://hibiny.info/images/stories/photo/letters/outbox/pabgi_ans.pdf http://hibiny.info/images/stories/photo/letters/outbox/ippes_rgo_.jpg То, что промышленная дорога пройдет по местам обитания редких видов растений, занесенных в Красные Книги России и Мурманской области, и по наиболее привлекательным туристическим маршрутам, промышленникам и представителям правительства области показалось досадной мелочью.
«Две недели назад, несмотря на то, что рабочая группа еще только рассматривала техническое задание на проведение работ, «Северо-западная фосфорная компания», а точнее - ее подрядчик, ЗАО «МурманскТИСИз» - уже начал буровые работы на Умбозерском перевале, - говорит недавний член рабочей группы, председатель совета «Кольского центра охраны дикой природы» Виктор Петров.
- Но вместо того, чтобы потребовать от СЗФК остановки работ, вице-губернатор предложил начать следующее заседание «с чистого листа» и принять решение о согласовании трассы. Ранее под надуманными предлогами из состава рабочей группы были исключены представители туристической компании. Мне трудно представить, как можно решать вопросы об организации туризма в Хибинах - а без этого не может быть национального парка - без участия представителей туристической индустрии.
Поэтому мы приняли решение более не участвовать в этом фарсе, и заявить о выходе из состава рабочей группы, которая, как теперь очевидно, и создавалась с единственной целью - создать видимость согласованного решения. Такое же решение принято и WWF России. Лишним подтверждением правильности такого шага стало сообщение пресс-службы правительства Мурманской области, в котором сообщается о согласовании всеми членами рабочей группы, в том числе и экологами, выбора трассы изысканий через Умбозерский перевал - то есть той самого варианта, который мы считаем недопустимым ни с природоохранной, ни с туристической точки зрения».
Напомним, что общественных обсуждений ни по проекту рудника на Партомчорре, ни по проекту строительства дороги не было, и СЗФК не считает нужным их проводить. Тем временем в Хибинах под рудник уже вырублено более 100 га леса, а на перевале начались буровые работы, которые компания называет «инженерно-экологическими». Прокуратура Мурманской области уже заранее дала прокурорское предостережение о недопустимости нарушения природоохранного законодательства в отношении «МурманскТИСИз», так как хорошо известно, что эта компания не утруждает себя соблюдением экологических требований, после чего два года назад было возбуждено уголовное дело:
http://hibiny.info/main/75-prt2 «Вероятно, Правительство Мурманской области, с подачи СЗФК, решило реализовать две грандиозные иллюзии. - говорит сотрудник «Кольского экологического центра» Михаил Рыжов. - Одна - создание видимости промышленного развития в регионе с помощью рудника на Партомчорре, несмотря на то, что от прокладки дороги через Хибины руда в бедном месторождении не станет богаче, и ощутимого экономического эффект не получится. Другая - показать единодушное одобрение промышленной дороги через будущий национальный парк. Но в этом случае он получится фиктивным: в Хибинах не останется мест, не подверженных влиянию промышленной инфраструктуры и для туризма такой парк будет малопривлекательным».
Вместе с тем представители общественных природоохранных организаций подчеркивают: отказ от навязываемого им одобрения планов СЗФК не является отказом от конструктивного сотрудничества со всеми органами власти любого уровня.
История вопроса