Психологические аспекты для начинающего гитариста

Jan 28, 2013 19:03



За всю мою сознательную гитарную жизнь (14-15 лет) ко мне обращалось около 30 человек с просьбой "показать пару аккордов". Альтруистом я не был, но "показывал" всем без исключения, даже если у человека заведомо не было слуха или голоса. Ну, во-первых, я считал, что при желании и слух можно немного натренировать, а во-вторых, никто не запрещает играть для самого себя.

Из всего этого количества лишь 10% желающих научиться смогли стать на самоподхват (я так это называю), когда далее учиться играть тебя заставляет не чей-то сердитый голос, а уже сознательный интерес и желание уметь лучше, быстрее, точнее, красивее. Это на самом деле печальный процент, хоть и вполне объяснимый. С одной стороны хотелось бы, чтобы люди понастойчивее были в своих стремлениях, а с другой - как ни крути, но быть музыкантом не каждому дано, иначе половина людей вокруг была бы музыкантами.

В связи с этим появились мысли, которые я попытался превратить в рекомендации для тех, кто только-только прикасается к удивительному миру гитары. Это не практические советы, нет. Скорее, это тезисы о том, как настроить себя психологически, с какими трудностями придется столкнуться и как не сдаться, если терпение лопнет. Думаю, мои рассуждения будут полезны родителям, чьи дети учатся играть, а так же гитаристам, которые ограничивают себя 3-мя "блатными аккордами". А может и всем остальным пригодятся... :)
Поехали от простого к сложному. От начала к бесконечному обучению...

Первое. Никогда не откладывайте на потом!

Ни разу не ловили себя на мысли, что "неплохо бы научиться играть на гитаре"? Раз читаете эту заметку, то ловили, наверное. Но мысль промелькнула, а вы так и не сдвинулись с места. В следующий раз, когда вы увидите, как кто-то играет, эта коварная мысль промелькнет у вас опять. И так энное количество раз. А вы будете вздыхать и и находить тысячу причин, чтобы этого не сделать. По этому поводу восточная мудрость говорит: "Если у вас возникла мысль, что неплохо было бы подмести - берите веник и подметайте!" Если подумалось, что неплохо бы научиться играть - найдите гитару и пробуйте! Благо, достать инструмент в наше время не проблема: можно просто купить, попросить у знакомых на время, взять на прокат на худой конец. Конечно, если вы сразу купите инструмент, то есть риск пустой траты денег, если "не попрет". Но этого бояться не стоит, ведь гитару всегда можно перепродать, подарить или оставить потомкам - вещица это нужная везде. Но я-то надеюсь, что все у вас получится ;)

Второе. Попрощайтесь как минимум с получасом своего времени каждый день!

Думаю, для вас не будет сюрпризом, что взяв в руки гитару, вы моментально не заиграете, как Виктор Зинчук. Да и как Розенбаум тоже не заиграете. Но вас несомненно должно утешать то, что когда-то вышеупомянутые музыканты тоже играли на гитаре, как на венике, и лишь только эти полчаса в день позволили им стать теми, кем они есть сейчас.

Арифметика тут проста: я не знаю ваших изначальных способностей, но давайте условимся, что тренируясь по полчаса каждый день, вы станете нормально играть, скажем, через два года, а через 4 года станете играть хорошо, даже классно. В таком случае, уделяя тренировкам по часу в день, вы вероятно сможете достичь тех же результатов за половину срока. Это не факт, конечно, но чем больше вы будете правильно заниматься, тем быстрее будут результаты. Самое главное - обязывать себя выделять полчаса (час, два или сколько вы себе выделите) каждый день! И находить эту трату приятной...

Третье. Не бойтесь боли!

Начало обучению игре на гитаре почти всегда сопровождается неприятными болевыми ощущениями. Для получения чистого звука струну надо прижимать с определенным усилием, и из-за этого подушечки ваших пальцев будут болеть до тех пор, пока кожа на них не приобретет необходимую грубость (появятся мозоли). Кроме того, мышцы руки некоторое время всегда болят, так как для человека движения, совершаемые при игре на гитаре, не совсем характерны в обычной жизни. В такие моменты много новичков сдается, пугаясь боли, что есть крайне неверно.
Вспомните, как в первом классе вы учились писать первые буквы и у вас на пальцах были мозоли от ручки. Если бы вы сдались тогда, то не научились бы писать. И если сдадитесь сейчас, то не научитесь играть на гитаре. В крайнем случае, приостановитесь на день, пока боль в подушечках не утихнет, и потихоньку при ступайте снова.

Четвертое. Не отчаивайтесь, если не видите немедленных результатов!

Совершенство не приходит само собой, оно достигается долгим постоянным трудом. Представьте, что вы идете по пустыне, которой конца-края не видно. Идете день, два, десять, а вокруг все тот же унылый пейзаж. Постепенно вам надоедает идти, потому что не видно как далеко находится финиш. Вы садитесь на песок и сдаетесь! А теперь представьте, что вы смотрите на пустыню с высоты птичьего полета и видите цепочку своих следов, и то, что до финиша осталось меньше половины. Что вы сделаете? Передохнете и снова пойдете, потому что видите прогресс!
Так и с гитарой. Не отчаивайтесь, если видимых результатов нет. Они есть с каждой сыгранной нотой, с каждым ударом по струнам, но чтобы их увидеть, надо мыслить более масштабно. Свой прогресс малозаметен, поэтому попросите знающих людей объективно оценить ваше продвижение. Они подскажут вам ваш действительный уровень мастерства, который обязательно будет расти!

Пятое. Осмысливайте все, что делаете!

Здесь, как и в школе, можно зубрить, а можно понимать. Можно заучить, как играется тот или иной аккорд, как сыграть то или иное соло, но не поняв этого, не уловив связи между нотами вы не сможете создавать музыку сами. Вы не сможете творить что-то новое, и в конце-концов создать свой собственный стиль.
История знает уйму хороших гитаристов, обладающих техникой, скоростью игры, но не способных создать свой собственный стиль. Именно он делает гитариста великим, приносит ему признание, слушателей и последователей.

Шестое. Поднимайте себе планку изо дня в день!

Настанет день, когда трудный аккорд или технический прием поддастся. Порадуйтесь этому и поставьте себе новую, более сложную задачу. Если вы смогли сыграть 5 нот в секунду, скажите себе: "Через месяц я сыграю 7 нот!"
Довольствуясь достигнутым, гитаристы быстро начинают терять интерес и обычно становятся заложниками своего узкого репертуара. Например, с десяток моих знакомых годами играют те же нарезки мелодий и поют те же песни, что не есть хорошо. Чтобы этого не случилось, поставьте себе задачу- каждую неделю что-то делать быстрее, сложнее, новее. В идеале, пробуйте достичь того, чтобы придумывать что-то самому. И пускай спустя некоторое время вы узнаете, что кто-то уже придумал это 100 лет назад, но вы-то дошли до этого сами!
Запомните одну простую вещь: творческие музыканты развивают какое-то направление, а гениальные музыканты - открывают новое! Постарайтесь войти в число вторых...

Седьмое. Смотрите глобально!

Звуки соединяются в мелодию точно так же, как буквы соединяются в слова и предложения. Ища легких путей, начищающие гитаристы могут научится играть так, как школьники младших классов заучиваются читать по слогам. Если по правде, то многим так действительно легче, но вреда в конечном итоге вы нанесете себе больше, да так, что придется переучиваться. Старайтесь понимать, почему звуки идут именно в такой последовательности, а аккорды - в такой. Одно время я сильно делал акцент на то, чтобы взять один отдельный аккорд и перебраться десятки вариаций, сдвигая пальцы на полтона/тон. Кстати, у Высоцкого "Охота на волков" очень хорошо демонстрирует это, да и Битлы молодцы.
Главная задача на этом этапе - научится видеть произведение целиком, а не как набор отдельных партий (проигрышей и т.д.)

На этом пока заканчиваю, так как заметки превратится в длинющий и нудный текст. Быть может, напишу заметки еще, если на это будет спрос.

С вами был eto_shef :)

P.S. Буду рад репостам :)

Posted via LiveJournal app for iPad.

Гитара, Практические советы

Previous post Next post
Up