Советские электрогитары. Часть 1 - Московская и Ленинградская фабрики

Feb 11, 2013 21:21




Друзья! Я долго вынашивал идею этой заметки и вот наконец-то созрел. Сегодня я объединяю гитарную тематику и рубрику «Ностальгия» в заметке про советские электрогитары. Многие из нас смотрели на них через экраны телевизоров, со зрительских залов. Сейчас советские электрогитары почти отошли в прошлое, и используются лишь в частных коллекциях. Но не смотря на это определенная харизма у этих инструментов была и осталась. Пусть они никогда не были ровней модным мировым маркам гитар ни по звучанию, ни по качеству изготовления, но они были и остаются частью нашего прошлого. Большинство советской легендарной музыки сыграно на таких гитарах. Поэтому заметка сегодня о них...

Да, материал публикуется с разрешения владельца сайта oecc.ru, чьи гитары стали основой данной и последующих заметок.



МОСКОВСКАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ФАБРИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ


Элгава Уника 2
Выпускалась Московской Экспериментальной ф-кой музинструментов. Отличия Элгавы и Элгавы-В только в наличии вибрато у последней и в глубине фрезеровки паза под гриф у неё: на моей гриф стоит почти как на "нормальных" гитарах.
Корпус. 5 брусков разного дерева и по листу фанеры сверху и снизу. Чёрный полиэфир без вариантов. Надпись "Элгава" нанесена по трафарету уже по полированному лаку. Форма - необычная, довольно приятная.
Гриф. Из продольных брусков, безанкерный, с плоской накладкой. Маленькие аккуратные лады. Инкрустация - точки. Достаточно удобный профиль. Колки. Стандартные.
Электрика. Самая простая в СССР. Банальные громкость-тон с переключателем. Переключатель взят настенный для осветительных сетей, чето породило массу ржача в гитарном мире. Тем не менее, надежно. Звучки ставились накладные с овальным окном, накладные девятирублевые с пластиковым корпусом, а также и врезные как на Аэлите1.
Струнодержатель довольно тривиальный. Без вибрато - скоба, если вибрато, то на 2 пружинах. Ниразу не видел даже фото рычага.
Основная фишка данной гитары - регулируемая высота верхнего порожка, производившаяся гайкой на обратной стороне головки грифа. Вывернув винт, исполнитель мог спокойно играть на гитаре, как на лэпстил-инструменте, так как задевания струн о лады исключались.
Элгава-В встречается гораздо реже, чем безвибраторная. Вообще, в хорошем состоянии почти уже не достать.
Самая легкая электрогитара-солидбоди в СССР.


Элгава В
Выпускалась Московской Экспериментальной ф-кой музинструментов. Отличия Элгавы и Элгавы-В только в наличии вибрато у последней и в глубине фрезеровки паза под гриф у неё: на моей гриф стоит почти как на "нормальных" гитарах.

Корпус. 5 брусков разного дерева и по листу фанеры сверху и снизу. Чёрный полиэфир без вариантов. Надпись "Элгава" нанесена по трафарету уже по полированному лаку. Форма - необычная, довольно приятная.
Гриф. Из продольных брусков, безанкерный, с плоской накладкой. Маленькие аккуратные лады. Инкрустация - точки. Достаточно удобный профиль. Колки. Стандартные.
Электрика. Самая простая в СССР. Банальные громкость-тон с переключателем. Переключатель взят настенный для осветительных сетей, чето породило массу ржача в гитарном мире. Тем не менее, надежно. Звучки ставились накладные с овальным окном, накладные девятирублевые с пластиковым корпусом, а также и врезные как на Аэлите1.
Струнодержатель довольно тривиальный. Без вибрато - скоба, если вибрато, то на 2 пружинах. Ниразу не видел даже фото рычага.
Основная фишка данной гитары - регулируемая высота верхнего порожка, производившаяся гайкой на обратной стороне головки грифа. Вывернув винт, исполнитель мог спокойно играть на гитаре, как на лэпстил-инструменте, так как задевания струн о лады исключались.

Элгава-В встречается гораздо реже, чем безвибраторная. Вообще, в хорошем состоянии почти уже не достать.
Самая легкая электрогитара-солидбоди в СССР.


Гавайская электрогитара Лэп-стил предназначена для игры слайдом. Именно гитары такого типа первыми в мире получили элекроусиление звука, в след за которыми появились полноценные электрогитары. Эта гитара производилась на Московской Экспериментальной Фабрике Музыкальных Инструментов (Московская Экспериментальная Фабрика Баянов им. Советской армии) в 60х-80х годах, в комплекте с гитарой шел деревянный кофр оклеенный дерматином и слайд для игры.
Корпус гитары - полностью цельная древесина - бук покрыты прозрачным лаком.
Колки - как на советских акустических гитарах - открытого типа, но прикрыты пластмассовыми крышечками с обратной стороны.

С лицевой стороны вся голова прикрыта крышечкой из оргстекла.
Аналогичная крышка из оргстекла прикрывыает струнодержатель, бридж (представляет собой брусочек дерева с вставленным металлическим прутком).
Электроника гитары представляет из себя один звукосниматель - рельсовый сингл закрытого типа, с очень слабым выходом и темброблок состоящий из регулировки громкости и тона, с торца находится разъем типа «бытовая розетка».

ЛЕНИНГРАДСКАЯ Ф-КА ЩИПКОВЫХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ им. А.В. ЛУНАЧАРСКОГО


АК Адмирал - гитара со званием, которому полностью соответствует, совершившая переворот в отношении всего мира к тому, какие музыкальные инструменты могут делать в нашей стране. К сожалению Адмирал соответствует своему званию не только орденами, настоящих Адмиралов в стране не так уж много и этих гитар к сожалению тоже. Это и стало причиной, печального факта - не смотря на фурор, произведенный 20 лет назад к настоящему времени об этих гитарах совсем забыли, буд-то и не было их. Возможно бы и забыли, но так уж получилось что существуют энтузиасты, которые интересуются, восстанавливают историю, память и справедливость в отношении отечественных музыкальных инструментов. Так благодаря им в архивах питерской фабрики Муздеталь были найдены чертежи электро и бас-гитары АК АДМИРАЛ, вместе с чертежами других инструментов 87-го года, воплощающих в себе модифицированные копии и гибриды популярных западных производителей, многие из которых скорее всего так и остались на бумаге. Так Адмирал «всплыл», постепенно о гитаре начала находится информация, была найдена фотография гитары в книге The Ultimate Guitar Book, из которой так же стало известно, что эти гитары делались в 1984ом году и даже объявлении о продаже одной из этих гитар в 2004ом году



АрктопВначале 70-ых делали и такой инструмент.
Гитара, которую сейчас становится трудней и трудней найти. Практически уже невозможно, и вот почему: выпускали их недолго, хотя интенсивно. Корпус делали из тонкой фанеры. И вообще, по всем показателям, это инструмент начального уровня. Скорее всего, производился с прицелом на школьные ВИА. Правда, стоил не мало - 190 рублей (а это зарплата квалифицированного инженера в то время). Цвет был желтый (санберст) и зеленый (что реже, но прикольней).
На смену такой «деревянной» Ленинградке, очень скоро пришли нелепые поделки из пластмассы и все испортили. А между тем, на фанерном инструменте можно было сносно играть партии ритм гитары чесом и перебором. В некоторых случаях этого было достаточно.
Звучит довольно громко в неподключенном виде? то есть, как акустика.

Гитара имеет маленькую мензуру (610 мм.). Всего 19 ладов. Широкий (46 мм.) и довольно толстый кленовый безанкерный гриф, привычный для тех, кто тогда играл на Ленинградской акустической гитаре. Накладки нет.
На первых образцах гриф крепился снизу, через корпус, всего двумя (!) длинными шурупами, расположенными друг под другом параллельно плоскости грифа. Это еще одна из причин, почему этих инструментов сейчас почти нет. Гриф просто сворачивался на бок или отрывался. Позже, этот просчет устранили. Грифы стали «сажать» на три шурупа.
«Деревянные» модели не имеют скобы - ретинера, для фиксации струн на головке грифа. Однако, они держат строй лучше, нежели их пластмассовые последователи, выпускавшиеся со скобой. И это, не смотря на то, что на фанерных экземплярах, подвес совсем «жиденький», состоящий из гнутого стального прута, который цепляется за корпус и держит, собственно сам струнодержатель (см. фото). На пластмассовых же собратьях ставили более вычурный и надежный подвес из нержавейки.
Бридж из твердой древесины(!), с пластиковым порожком под струны. На корпусе не фиксируется.
Колковые механизмы, такие же, как на Ленинградских акустиках. Две планки, по три колка. Если играть только боем и перебором, без подтяжек и прочих наворотов, строй держится нормально. Собственно, она для этого и рождена.

В целом, довольно симпатичный на вид и на слух(!) инструмент. Стильный, легкий, маленький. К грифу привыкаешь, через 15 минут игры. При надлежащем уходе и правильном использовании, можно извлекать ритмовые партии. Звук сковородочный, сейчас такого добиваются спецсредствами. Для соло не подходит совсем. А перебор с фейзером и реверком интересен.


Шестиструнный инструмент из комплекта МАРИЯ, выпускавшегося в Ленинграде. Полуакустика, формой напоминающая GIBSON ES-335, полностью (за исключением грифа и еловых продольных пружин) выполненная из листового полистирола. Говорить о каком-либо «звучании», естественно, не приходится. Гриф довольно толстый, квадратного сечения, анкер, как правило, работает плохо. Крепление грифа - на пяти винтах через металлическую пластину. Три датчика с «тёрками», имеющие очень низкий выход, три раздельные громкости и общий тембр. Джазовый струнодержатель из нержавейки и незакреплённый на деке бридж (типовой для всех Ленинградских пластмассовых гитар) с возможностью регулировки по высоте.
Собственно, достоинств у инструмента нет: пластмассовый корпус легко «гуляет», из-за чего настроить гитару не представляется возможным, а любые, даже незначительные колебания температуры или влажности, моментально приводят к тому, что строй «плывёт». Звук гулкий, пустой, сигнал слабый, с большим уровнем шумов и наводок. Пытаться как-либо переделать этот инструмент имеет смысл, только если вы живёте на необитаемом острове и другой гитары у вас нет. В то же время, как чистый гештальт, МАРИЯ вполне может заинтересовать держателя частной Кунсткамеры, поскольку экземпляров, не изуродованных бесплодными попытками «улучшить звук» почти не осталось.


Двенадцатиструнный инструмент из комплекта МАРИЯ. Всё сказанное о МАРИИ-Лидер, справедливо для него вдвойне: пластмассовый, легко «гуляющий», корпус в сочетании с двенадцатью струнами, фактически не даёт возможности настроить инструмент. Звук гулкий, пустой, сигнал слабый, с большим уровнем шумов и наводок, плюс очень мощный микрофонный эффект: в эфы можно при желании петь. Однако, в виду того, что в Советском Союзе выпускались только две модели двенадцатиструнных электрогитар - в Ленинграде и Ереване - инструмент может вызвать определённый интерес у собирателей социалистических гитар.



Ленинградская электрогитара Тоника является одной из первых серийных цельнокорпусных электрогитар советского союза. Вупускавшаяся на фабрике им.Луначарского она послужила прототипом для серии электрогитар Тоника производившихся в Свердловске, Ростове и Орджоникидзе, которые несколько отличались от Ленинградской. В магазинах Тоника появилась в 1967 году, но производилась всего пять лет. Она имеет ни на что непохожую форму деки, очень удобную для аккордной игры. Гриф имеет 21 + нулевой лад и крепится к деке на болтах, в качестве интересной заметки можно отметить инкрустацию тремя точками на 12-ом ладу. Колки такие же как на Ленинградских Акустиках, гитара имеет не фиксированный регулируемый по высоте бридж и струнодержатель из металлической пластины с петлями под струны, на некоторых экземплярах прикреплен овальный логотип «ЛЕНИНГРАД». Исполнение электроники у гитары было в 2х вариантах:

первый - 2 звукоснимателя громкость которых регулировалась двумя потенциометрами (такая же схема на идентичной бас-гитаре)
второй - раздельная регулировка уровня громкости двух звукоснимателей,
общий тон и выполненные на базе осветительных выключателей ступенчатые
фильтры.

Электрогитара Тоника была относительно хорошим началом для производства электрогитар - имела очевидно простую электрическую схему, которая собирает потенциально меньше шумов, чем тот же УРАЛ, отсутствие тремоло - тоже плюс т.к. в советском исполнении большинство тремоло систем становятся виновниками уплывающего строя. Ленинградская тоника была намного лучше выпускаемых впоследствии на ленинградской фабрике Марий, очень интересный инструмент для коллекционеров советских электрогитар.



Аккорд
Вероятно, настоящий инструмент в комплексе с парным бассом могут считаться первыми отечественными электрогитарами с цельным корпусом, производившимися серийно. Прототипом для мастеров Ленинградской фабрики им. А.В. Луначарского могли послужить гитары итальянской фирмы EKO, достаточно широко использовавшиеся в то время (конец 60-х - начало 70-х годов прошлого века) профессиональными ВИА, по крайней мере, характерная форма деки достаточно недвусмысленно указывает на это.

Дека наборная, фанерованная шпоном ясеня и окрашенная в тобакко-санбёрст имела белый кант с обеих сторон, белую пластмассовую накладку и обечайку, оклеенную чёрным целлулоидом.

Вклеенный гриф, достаточно тонкий и узкий, не имеет анкерного стержня, вследствие чего под натяжением струн может прогибаться с течением времени. Накладка чёрная, без маркеров (разметка ладов белыми точками по ребру грифа). Колковая механика 6х1, с белыми пластиковыми бутонами.

Деревянный бридж, незакреплённый на корпусе, может регулироваться по высоте. Точная отстройка мензуры выполняется перестановкой обрезков ладовой проволоки в параллельных пропилах верхней части бриджа, как, допустим, на старых JOLANA’х.

Струнодержатель состоит из металлической пластины-гребёнки, прикрытой декоративным хромированным кожухом.
Электрическая схема состоит из трёх звукоснимателей-синглов в алюминиевых корпусах без магнитоводов (фиксировано привинченных к корпусу) и трёх потенциометров, регулирующих громкость и тон. В качестве гнезда использовалась обычная радиорозетка с двумя отверстиями. (Использованием подобных разъёмов, вполне сопрягаемых с вилками шнуров обычных электроприборов, собственно, и продиктованы предупредительные надписи в паспортах отечественных электрогитар «В осветительную сеть НЕ ВКЛЮЧАТЬ!», столь веселящие нынешние поколения гитаристов. В то время, однако, подобные небезопасные «эксперименты» были вполне вероятными.)

По ощущениям гитара довольно удобная, не тяжёлая, с достаточно удобным грифом.
В настоящее время обе Ленинградские «ЭКО-гитары», выпускавшиеся недолго и небольшими партиями, представляют собой безусловную коллекционную ценность.


У гитары-виолы отличие от большинства других гитар серии - стандартные силлуминовые колки на планках 3+3.Других особенностей нет. У датчиков хороший сигнал, они почти не фонят. Звук у гитары очень хорош, чистый - мощный и яркий, идеальный для ритм-энд-блюза, мод-рока, биг-бита. С небольшим перегрузом звук тоже весьма приятен. Говоря образно - гитара как выглядит, так и звучит. Проблема, как у большинства полуакустик - микрофонный эффект, но дело не в датчиках - заводится дека, соответственно, играть на гитаре можно просто громко(и этого, кстати, хватает - она прорезает и так), очень громко-не получится. ЗЫ для того, чтобы на этой гитаре стало можно играть, кобылку пришлось заменить на рикеновский порожек, поскольку гриф-вклеенный, а кобылка-высоковата, да и звука добавилось конкретно:))


Муза «Соло» - бюджетная гитара рубежа эпох производства фабрики Муздеталь. Гитара выглядит вполне современно, появившись на чертежах в 1987г. она видимо производилась вплоть до кризиса 98-го года. Как уже было сказано в описании бас-гитары Муза - это инструменты задумывавшиеся, как максимально дешевые гитары соответствующие современным на тот момент дизайнам. Деки для Баса и Соло делались по одной технологии и заготовке - корпус не цельнодеревянный, в основе деки всего один, но достаточно широкий буковый брус именуемый Клёц, а вся остальная часть - пустотелый полистирол, который и образует форму деки, поэтому гитара очень легкая.

На этом обзора пока заканчиваю, так как осталось еще много моделей. Кстати, в обзор я не включил бас-гитары производства этих фабрик. И еще раз отдельное спасибо автору сайт oecc.ru за интересный материал!

вами был eto_shef :)

Ностальгия, Гитара

Previous post Next post
Up