Про многое, чувствую, надо успеть написать, пока окончательно не привыкла к этой новой реальности и не забыла старую, а то скоро удивительным теперешнее и тутошнее уже больше не будет казаться, а будет восприниматься единственно возможным. Хотя, интернет все же не дает оторваться от тенденций в бывшей стране и вокруг нее. Вот, например, я бы совсем уже привыкла к тому, что тут почти не воруют и об этой проблеме заботятся очень ненавязчиво, но даже развлекательные сайты на русском языке постоянно напоминают мне, что это не что-то само собою разумеющееся; что может быть очень по-другому:
Все эти бесконечные истории и новости: "Меняли дверь в квартиру, новую прислонили к стене в подъезде и зашли внутрь буквально на минуту, а ее своровали, как и не было новой двери", "Повесили новогоднее украшение на дверь своей квартиры, а его, несчастный шарик, стибрили", "Кабель линии спецсвязи похитили из телефонной канализации военной части ФСБ на юго-западе Москвы", "Посетители массово крадут растения из нового парка Зарядье", "Новый тип мошенничества, ходят по квартирам, предупредите родителей и стариков"... и типа такого, про воровство или мошенничество, почти каждый день, на новостных и развлекательных сайтах. От мелкого, бытового, индивидуального мухлежа и воровства до почти официально оформившихся, системных процессов в одной соседней с Беларусью стране: почта ворует посылки, магазины дурят с ценниками, сотовые операторы обирают клиентов втихаря, пенсионный фонд играет со стариками в наперстки, чиновники воруют деньги астрономическими цифрами и коробками из-под обуви, и так далее, и тому подобное... Ничего этого нет в моей жизни здесь, мне не приходится быть настороже и беспокоиться о том, кто и где меня сейчас надурит или стырит, что плохо лежит. Это кажется диким и нереальным.
Покажу, почему.
Это на улице перед магазином в Мэдисоне. Камеры, наверное, есть, но если ты по-быстрому захочешь умыкнуть арбуз или упаковку угля для барбекю, то никто не успеет выйти и остановить тебя, если вообще заметят.
(тут вспоминается мне вот эта старая картинка из рунета)
Вот еще вход в магазин. Хризантемы, тыквы, вязанки сухой кукурузы, соломенные снопы - это декор к Хэллоуину, он продается за денежку, а складируется на улице. Положить в багажник и уехать - как нефиг делать. Но так не делают, наверное, или делают редко, раз практикуют такую выкладку. Тоже магазин в Мэдисоне, а не в каком-нибудь тихом городке, где все свои.
Часто товары также выкладываются если не на улице, то в предбаннике магазина, где работников совсем нет и они тебя еще не видят. Там могут быть чипсы на стендах, сладости, газировка в охлаждающем шкафчике без всяких замков. Зашел, взял, вышел. Но законопослушные американцы идут дальше: заходят, берут и на кассе оплачивают.
Книжный магазин. Тележки с книгами (недорогими, правда, и даже с бесплатными есть, но все же) на улице.
Цветочные базары как их оставляют на ночь. Войти в палатку, полную растений на продажу, как видно на фото, проще простого, так еще и снаружи оставляют цветы. Без охраны, без камер, без заборов, без сторожа, к полкам не прикручено, сигнализации нет. Вот так вот и стоит после закрытия до следующего дня.
Елки продают. Магазин закрыт, они просто остаются на улице, тоже без всякого надзора. Это магазин у нас в городке, вдоль дороги и виден с нее. Елки по 30-70 долларов.
Удобрения, мульча, земля, соль против оледенения и для смягчения воды в домах, уголь для костра - все это просто лежит в мешках вдоль дороги у сельскохозяйственного магазина. Оплатили внутри, вышли и забрали. А если не оплатили и просто подошли и забрали - то вряд ли кто-то всполошится и заметит. Но вам доверяют.
Когда я работала на бензозаправке, которая также была и магазинчиком со множеством мелочовки, я в первую очередь спросила начальницу, как мы предотвращаем воровство, как уследить за покупателями, какая ответственность на мне, если что-то своруют. Она была натурально удивлена моим вопросом и сказала: "Э, ну, такого не происходит обычно, мы доверяем людям... Я даже не знаю..." (И материальной ответственности у меня ни на одной работе тут не было и нет, кстати.)
А, и за бензин тут, в основном, платится после того, как уже заправил машину. То есть, в общем, можно сесть и уехать с полным баком нахаляву. И камер у нас не было даже наружных, чтобы проследить номер такой машины, если произойдет, и передать его в полицию. То есть тоже нечасто, видимо, происходит, раз так беззаботно к этому относятся.
Дрова для камина у боковой стены бензозаправки. Связка стоит доллара 4-6 обычно.
Баллоны пропана для гриля по пятьдесят почти долларов за штуку в ящике у заправки на безлюдном перекрестке в глухой деревне. Ну разве не перекусил бы русский человек сеточку эту хлипкую или замок, чтобы умыкнуть? А тут стоит.
И шкаф с фасованным льдом для охлаждения напитков. Летом эти шкафчики стоят без замков, так как товар ходовой, а выбегать каждому открывать лень и времени нет. Оплатили внутри, вышли, сам открыли и взяли то количество, за которое заплатили. У нас на заправке никак нельзя было видеть, если бы кто-то просто с улицы подошел и взял себе мешок или целый этот шкафчик без оплаты. И никак это нас не тревожило, и не происходило такого просто.
Еще на всех почти бензозаправках есть вот такие уголки самообслуживания с кофе, напитками, готовой едой.
Ну не поверю я, что наши тетки, которые дерутся в магазине за соль подешевле и бесплатные газеты зачем-то тащат домой пачками, не напиздили бы, простите, сиропов, пакетиков сахара и чая, одноразовых приборов, салатных соусов, салфеток или кофейных стаканчиков (самое то для рассады!) под шумок. Также, как человек с опытом работы в таком месте, могу сказать, что никто не следит и не заботится, надо ли вам все эти пять разных соусов для одного хот-дога и не слипнется ли у вас от жмени подсластителя и сухих сливок для маленького стаканчика кофе. Правда, так бессовестно никто и не набирает, не дикие ж.
Подобные мини coffee stations есть в офисах частных врачей, в ветеринарных клиниках, на станциях техобслуживания автомобиля, офисах по продаже недвижимости и т.п., со всей вот этой чайно-кофейной мелочовкой в бесплатном и беспризорном пользовании.
Ну, или, вот, в палате в больнице. Шкафчики с лейкопластырем, антисептическими салфетками, упаковки с перчатками. Я борюсь между тем, чтобы не думать слишком уж плохо про нашего человека, и беспристрастным пониманием, что тянули бы у нас это.
И не потому тянули бы, что не могут позволить себе лейкопластырь или ватные тампоны, а просто потому, что вот оно ж, лежит, не прикрученное и не приклеенное, без присмотра, халява. Помню, читала у психолога Козлова как-то рассуждения про то, что красть - это в ментальности русского человека, это наше. И рассказывал он в подтверждение "притчу", как мужик упер с завода ведро жидкого цемента. Он пер его домой и понимал, что цемент этот застынет все равно по дороге и что он не нужен ему даже, но спиздить, спиздить - это святое, не удержаться нам.
Если мне сейчас рассказывать, что воруем мы от бедности, а злые мы от тяжкой жизни, а американцам быть и добрыми, и честными проще, при ихней-то устроенности (которую они сами себе устроили), то я как минимум рассмеюсь, если удержусь не пуститься в гневную тираду. Нет, не в обеспеченности тут дело, проблема масштабнее. Чем дольше наблюдаю и сравниваю, тем больше понимаю это. Очень мы разные люди, очень разное воспитание и ценности. И скреп у них нет, конечно. И не считают они присвоение чужого чем-то веселым и безобидным, и не гордятся этим, как смекалочкой какой-то ("Не объе*#шь - не проживешь", "Сколько у государства ни воруй, своего не вернешь", "Все вокруг колхозное, все вокруг мое", "Без лоха и жизнь плоха", "Тихо стырил и ушел - называется нашел", а уж бесконечное разнообразие синонимов к слову "воровать" и нежная любовь к халяве в любых ее проявлениях!..). Ведь еще Джейсон Стэтхэм, кажется, говорил: "Разбудите меня лет через сто, и спросите, что сейчас делается в России, и я отвечу - пьют и воруют".
Ладно, отвлеклась.
В магазинах здесь есть кассы самообслуживания. Сам сканируешь товар, сам кладешь в пакет, платишь. Там бывают смотрители-помощники, есть камеры, платформа реагирует на изменение веса в пакете (если положили что-то, что не сканировали и не провели к оплате, машина это заметит), но разве не придумал бы русский человек тысячу и один способ, как это обойти и сделать себе подарок? Пфф.
Помню, знакомые знакомых приехали с заработков из заграницы, где собирали клубнику, и рассказывали, довольные, как тупо переклеивали ценники в магазинах и покупали дорогие вещи дешевле, и с веселых смехом называли Англию "страной непуганых лохов". А еще другие знакомые знакомых, находясь заграницей, помню, спрашивали, что привезти друзьям домой и какие у них размеры, а то они сегодня на "охоту идут" - тырить в магазинах.
Ну оно реально просто тут. И если у тебя есть такие мысли и склонности, то должно быть неодолимо соблазнительно. Потому что сумки и рюкзаки никто не проверяет, ни в какие шкафчики их при входе сдавать не надо. Камеры есть, но никаких охранников я ни в одном магазине не видела, не вспомню сейчас такого. Мелочовка всевозможная выложена просто так, не за стеклом. Ее в карман положить и пойти - вообще плевое дело.
Я иногда могу, например, ходить с выбранной помадой в руках и положить ее в карман, если я без корзинки, а понадобилось найти что-то в сумочке, и только уже на кассе вспомнить: "Ой, вот еще у меня помада, чуть не украла!" И никто за этим не следит, по пятам не ходит, не просит показать карманы или пакет при выходе. Так и уходила бы, наверное, если бы сама не вспоминала.
Иногда я прихожу в магазин с чем-то своим, что и в этом магазине тоже может продаваться, и стою на кассе, держа это в руках или просто не выкладывая на ленту, и кассир не спросит даже: "А это вы у нас купили? А чек у вас есть?" Вам доверяют.
Еще про доверие. Тут большинство товаров можно возвращать, и вот как-то мы возвращали в строительный магазин не пригодившихся нам досок на 300 долларов. Мы оставили их в машине, муж пошел спросить у кассира, к какому входу их поднести, как это все правильно сделать. А она сразу отдала ему эти 300 долл, которые были показаны в чеке с той покупки, и отпустила его - поверив, что доски выгрузит там, где показала. То есть деньги у нас уже были на руках, можно было сесть и ехать обратно: и с кэшем, и с досками. Никаких сведений о нас у них не осталось, ни машины они нашей не видели, ни состояния и количества тех досок. Вот так доверяют.
В культурном центре у нас часто проходят выставки-продажи, они могут длиться несколько дней, и на ночь продавцы оставляют весь товар на столах. Иногда это что-то мелкое, как бижутерия, игрушки, семена растений. В здании остается весь обслуживающий персонал, уборщики, электрики. А продавцы могут прикрыть товар простынкой или просто весь развал оставить открытым, у нас на виду, и уйти. И никто его не охраняет, а оно лежит, нетронутое.
Вот тут участники ярмарки оставили украшения для сада прямо на улице. Ворот у нас нет, территория комплекса никак не закрыта, со всех сторон можно просто зайти. Декор этот - ручная ковка, долларов по 50 и больше за штучку.
Гардероба у нас нет. Когда люди приходят, они просто оставляют верхнюю одежду на вешалках без всяких номерков и без всякого присмотра. Не слышала, чтобы у кого-то что-то пропало.
Часто наблюдаю и удивляюсь, как люди совершенно беззаботно оставляют свои фотоаппараты, телефоны, ноутбуки на таких больших мероприятиях. Оставят телефон подзаряжаться в холле с сотнями незнакомых людей и пойдут кофе в буфет покупать. Сумки, рюкзаки будут валяться беспризорными, и не сразу найдешь, чье это, - хозяии не следит и не волновался. Знают, наверное, что так можно.
Я уже делала пост про то, как фермеры могут продавать овощи и фрукты на тележках без всякого присмотра. Вы берете, что вам нужно, по указанной цене, оставляете денежку или чек - и всё. Никто не видит, что вы там взяли и заплатили ли, а верят, что не обманете.
Вот такая фермерская тележка у съезда с большой трассы. Специально сняла издалека, чтобы было видно, что никто даже при желании не увидел бы, заплатили ли вы за ту дыню или кабачки или просто так взяли, а кошелек открывали только для вида.
Также торговлю на доверие могут практиковать на "гаражной распродаже", например. Выставят на лужайку перед домом все, что продают, с наклееными ценниками, а денежку вон в ту коробочку класть. Или постучать и отдать хозяину, когда выберете, что вам надо.
Еще про денежку в коробочку. В нашем городке этим летом было поле подсолнечников, а по углам его стояли шесты с табличкой: "Срезайте цветы, если вам хочется. 1 доллар за цветок, а денежку в коробку". И коробки к этим шестам прикреплены были. И люди так и делали.
Рассказывала также про эксклюзивную мебель из окаменелового дерева, которая продавалась в сувенирной лавке у одной местной достопримечательности и которую на ночь оставляли стоять снаружи магазина, а вход в этот парк никак не охранялся, кажется. Ну, по крайней мере ворот и забора там не было. Так вот они, эти табуреточки с ценниками по 450-650 долларов - нашла фото. Лавка стоила за тысячу, кажется.
Это фото из двух разных парков, где можно спустить на воду свою лодку и поплавать. Там стояли стенды с бесплатными детскими спасательными жилетами, для безопасности вашего ребенка вам напоминают воспользоваться ими. А потом вернуть. Жилеты эти недорогие, конечно, долларов по 20, но что-то мне подсказывает, что у нас такой трюк не прошел бы.
Посылки доставляются вам на порог, и будут ждать вас, сколько надо. Вот так они оставлялись почтальоном в нашем квартирном комплексе. В предбанник может зайти любой, наружная дверь открывается без ключа.
Здесь вот уже холл с доступом только для жителей, но видно, что посылки есть и в предбаннике, куда мог зайти любой человек с улицы.
Оставляли их и в коридоре под дверьми. Если соседа не было дней пять, так его коробка и стояла. Иногда добрые соседи могут забрать ее к себе и придержать, если вас долго нет. Потом отдадут.
В частном доме оставляют просто под дверьми. Заборов, напомню, тут нет (ну, или таких, которые обнимали бы дом вместе со входом. Забор если есть, то начинается с боков или с задней части дома и захватывает только задний двор).
Вот так вот просто, у всех на виду, лежат посылки с очень ценным иногда содержимым. И не воруют же, наверное, раз такое практикуют. У нас не было никаких проблем с их пропажей ни разу. Ни в частном доме, ни в квартирном комплексе, ни у кого-либо из знакомых или родственников тоже. Но в городах побольше или в районах похуже бывает, конечно.
Гаражи здесь часто оставляют открытыми, с поднятыми воротами, и в течение дня, и на ночь могут даже. Там газонокосилки, снегоуборочные машины, инструменты, холодильники с напитками или замороженной едой... - и ничего, видимо; можно. Владельцы домов у водоемов оставляют свои открытые лодки на воде, а там может быть рыболовных снастей на сотни долларов. У домов стоят грили, детские велики, хорошая садовая мебель - воруй не хочу. Но не хотят, видимо...
Украшение своих дверей в квартирном комплексе.
Конечно, воруют, бывает. У нас свинтили номера с машины. Может, ради самих номеров, а, может, ради наклейки с уплатой налога на машину за этот год. Пьяная молодежь утащила из нашего сада и разбила гипсовое украшение. У родственников как-то утянули красивый садовый стул. Но эти истории такие редкие, что всегда изумляют. А уж как веселит узнать размеры взяток или злоупотреблений служебным положением чиновников на этом гниющем Западе! Аж жалко их, скромняг.
В магазине с ценою или сроком годности не надурили ни разу. А если где-то произойдет ошибка из-за человеческого фактора - бывает же - то извинятся и компенсируют. Например, обнаруживаешь только дома, что в пакет с едой из фастфуда забыли положить картофель фри. Следующий раз, дня через три, покупая у них еду, упомянешь это, без всяких доказательств, и тебе его бесплатно дадут, тот картофель, и извинятся, и еще печеньку добавят. Или вернешься в магазин и скажешь: "Вы мне в чеке тут две упаковки сыра посчитали, а я покупал одну", и отдадут деньги без проблем, даже если пришел сильно не сразу.
В общем, совсем я уже забыла, как это - рефлекторно настораживаться, "чего ему от меня надо?", когда к тебе вдруг обращается незнакомец, да еще и улыбается. Забыла, что надо перепроверять цену в чеке, желательно еще на кассе. Не оставлять ценное вне дома или без присмотра. Обнаруживать, что на даче выкопали цветы или картошку, пока вас не было. Ожидать подвоха и разводов. И очень уже мне трудно представлять, что бывает по-другому. И жаль, что все же бывает.