Новейшая Москва

Dec 11, 2011 23:38

Москва - большой город. Одиннадцать миллионов человек. Хватит на европейскую страну средней руки. В этой огромной массе людей особняком стоят коренные москвичи и примкнувшие к ним. Они считают границей города Садовое кольцо и горячо любят «Старую Москву» с её живописными двориками, узкими переулочками и коваными решётками. Они зачитываются Гиляровским и гуляют по Чистопрудному бульвару.



Но если же посмотреть на карту, то можно увидеть, что Садовое кольцо в масштабах Москвы - маленькое колечко, небольшой островок патриархальности. Неудержимо растущему городу уже давно тесно в нём, и просто Москва, без эпитетов, лежит между Садовым кольцом и МКАДом. Большая часть из этого - то, что иногда называют Новой Москвой, это новые районы, построеннные в 70-80-х годах. Белые панельные дома, дворы-колодцы. Именно про эти районы пел в начале 80-х Виктор Цой: «Мы родились в тесных квартирах новых районов», а пятнадцатью годами раньше ими же восхищался Иван Васильевич: «Красота-то какая! Лепота...»



Потом были тревожные восьмидесятые и смутные девяностые, городские окраины стали местом тёмным и опасным, там ходили крепкие ребята в клетчатых штанах («Клетки, клетки, клетки, Как в метрополитене вагонетки...»), а улицы соответствовали меткому прозвищу из сериала: «улицы разбитых фонарей». Солнцево, Митино, Бутово - от этих названий полагалось шарахаться, как от чумы.



Время шло. Крепкие ребята надели дорогие костюмы, Митино снова стало радиорынком, а в Бутово пришло лёгкое метро. И оказалось, что окраины города как-то незаметно стали совсем другими. Новее, чем прежние «новые районы». Новейшая Москва.

Уход из привычной московской действительности начинается на конечной станции «серой» ветки метро: здесь нужно пересесть на лёгкое метро, какого больше нет ни в Москве, ни вообще нигде в России. Лёгкое метро такое же, как обычное, только проложено не под землёй, а на эстакаде, так что из окон открываются замечательные панорамные виды. И вот поезд выныривает навстречу дневному свету из тёмных стен туннеля, набирает высоту, и тут начинается совершенно кинематографческий «пролёт камеры» над городом.

Первое, что замечаешь из окна вагона - простор. Высокие дома разделены широкими пространствами, а уж от эстакады метро до ближайшие построек и вовсе целое поле. Впечатление простора усиливается отсутствием высоких деревьев: эти места обжиты относительно недавно, и деревья просто не успели вырасти. От этого, да ещё с высоты местность выглядит, как архитектурный макет: чётко отчерченные газоны, перекрёстки и дорожки.



Вторая любопытная деталь - множество ярких вывесок. В каком-нибудь «новом» панельном районе можно полчаса ходить по улицам и не увидеть никакой торговли, кроме занюханного ларька; здесь фасады пестрят магазинами не хуже, чем в центре. Даже Макдональдс есть. Показатель цивилизации по нынешним временам.



Но вот поезд доплыл до конечной станции с умиротворяющим названием «Бунинская аллея». Здесь стоит спуститься обратно на землю и пройтись по улицам. В отличие от «новых» районов их строили с оглядкой на эстетические чувства будущих жителей, и вот над чёрным асфальтом плавно вырастают неправильной формы дома мягких пастельных тонов.



Впрочем, не все улицы такого зефирно-мармеладного оттенка: есть и красные, и жёлтые, и зелёные дома... Долой серость!



Не одними цветами выделяются постройки Новейшей Москвы; не чужда им и некоторая архитектурная смелость:



Не обошлось, конечно, без раскрашенных трансформаторных подстанций и городской скульптуры:





Есть и своего рода тихие уютные дворики:



Рядом с местным прудом можно погулять по... лужайке? газону? Да нет, тут целое поле, на котором здание спортивного центра смотрится маленькой сторожкой:



Когда деревья подрастут, здесь будет сквер:





Тот путь, который поезд проплывает по воздуху, теперь стоит пройти пешком. И это будет довольно приятная прогулка вдоль рощ деревьев и мимо зелёных лужаек.





Иной раз кажется, что это не Москва, да и не город даже, а какой-нибудь посёлок вдали от шоссе:



Линию лёгкого метро иногда окружает уже вполне настоящий парк: видимо, эти деревья высадили ещё до начала всех строек:







Есть и специально выделенный парк, с забором, планом дорожек при входе, детской площадкой и круглым озерцом:



По другую сторону линии метро то ли какой-то мемориал, то ли просто причуда архитектора:







Но вот прогулка окончена, пора прощаться c Новейшей Москвой. Взметнувшиеся крылья последней станции лёгкого метро провожают поезд в недра тёмного туннеля. В последний раз проплывают внизу дома, машины, магазины. И как-то необыкновенно ясно становится, что вот тут, под самым боком у столицы, тихой сапой появилась новая, совесм не столичная жизнь. Это место самодостаточно: здесь есть школы и магазины, салоны красоты и спортзалы, парки и детские площадки; встречались даже магазин необычных подарков и чаеразвесочная лавка. И тут не чувствуешь себя на окраине - это просто другой город, случайно оказавшийся рядом со столицей. Отсюда не обязательно даже ездить на работу, это не спальный район. Это Новейшая Москва.



круглый год, люди, туризм, интересное, Подмосковье, традиции, welcome, Москва, необычное, livejournal, рекомендации, забавные памятники, приключения, куда-сходить-в-москве, Россия, россия, Пешеходный туризм, туризм круглый год, города, самостоятельный туризм, пешеходные маршруты, отчеты, фоторепортаж

Previous post Next post
Up