Москва - большой город. Одиннадцать миллионов человек. Хватит на европейскую страну средней руки. В этой огромной массе людей особняком стоят коренные москвичи и примкнувшие к ним. Они считают границей города Садовое кольцо и горячо любят «Старую Москву» с её живописными двориками, узкими переулочками и коваными решётками. Они зачитываются Гиляровским и гуляют по Чистопрудному бульвару.
Но если же посмотреть на карту, то можно увидеть, что Садовое кольцо в масштабах Москвы - маленькое колечко, небольшой островок патриархальности. Неудержимо растущему городу уже давно тесно в нём, и просто Москва, без эпитетов, лежит между Садовым кольцом и МКАДом. Большая часть из этого - то, что иногда называют Новой Москвой, это новые районы, построеннные в 70-80-х годах. Белые панельные дома, дворы-колодцы. Именно про эти районы пел в начале 80-х Виктор Цой: «Мы родились в тесных квартирах новых районов», а пятнадцатью годами раньше ими же восхищался Иван Васильевич: «Красота-то какая! Лепота...»
Потом были тревожные восьмидесятые и смутные девяностые, городские окраины стали местом тёмным и опасным, там ходили крепкие ребята в клетчатых штанах («Клетки, клетки, клетки, Как в метрополитене вагонетки...»), а улицы соответствовали меткому прозвищу из сериала: «улицы разбитых фонарей». Солнцево, Митино, Бутово - от этих названий полагалось шарахаться, как от чумы.
Время шло. Крепкие ребята надели дорогие костюмы, Митино снова стало радиорынком, а в Бутово пришло лёгкое метро. И оказалось, что окраины города как-то незаметно стали совсем другими. Новее, чем прежние «новые районы». Новейшая Москва.
Уход из привычной московской действительности начинается на конечной станции «серой» ветки метро: здесь нужно пересесть на лёгкое метро, какого больше нет ни в Москве, ни вообще нигде в России. Лёгкое метро такое же, как обычное, только проложено не под землёй, а на эстакаде, так что из окон открываются замечательные панорамные виды. И вот поезд выныривает навстречу дневному свету из тёмных стен туннеля, набирает высоту, и тут начинается совершенно кинематографческий «пролёт камеры» над городом.
Первое, что замечаешь из окна вагона - простор. Высокие дома разделены широкими пространствами, а уж от эстакады метро до ближайшие построек и вовсе целое поле. Впечатление простора усиливается отсутствием высоких деревьев: эти места обжиты относительно недавно, и деревья просто не успели вырасти. От этого, да ещё с высоты местность выглядит, как архитектурный макет: чётко отчерченные газоны, перекрёстки и дорожки.
Вторая любопытная деталь - множество ярких вывесок. В каком-нибудь «новом» панельном районе можно полчаса ходить по улицам и не увидеть никакой торговли, кроме занюханного ларька; здесь фасады пестрят магазинами не хуже, чем в центре. Даже Макдональдс есть. Показатель цивилизации по нынешним временам.
Но вот поезд доплыл до конечной станции с умиротворяющим названием «Бунинская аллея». Здесь стоит спуститься обратно на землю и пройтись по улицам. В отличие от «новых» районов их строили с оглядкой на эстетические чувства будущих жителей, и вот над чёрным асфальтом плавно вырастают неправильной формы дома мягких пастельных тонов.
Впрочем, не все улицы такого зефирно-мармеладного оттенка: есть и красные, и жёлтые, и зелёные дома... Долой серость!
Не одними цветами выделяются постройки Новейшей Москвы; не чужда им и некоторая архитектурная смелость:
Не обошлось, конечно, без раскрашенных трансформаторных подстанций и городской скульптуры:
Есть и своего рода тихие уютные дворики:
Рядом с местным прудом можно погулять по... лужайке? газону? Да нет, тут целое поле, на котором здание спортивного центра смотрится маленькой сторожкой:
Когда деревья подрастут, здесь будет сквер:
Тот путь, который поезд проплывает по воздуху, теперь стоит пройти пешком. И это будет довольно приятная прогулка вдоль рощ деревьев и мимо зелёных лужаек.
Иной раз кажется, что это не Москва, да и не город даже, а какой-нибудь посёлок вдали от шоссе:
Линию лёгкого метро иногда окружает уже вполне настоящий парк: видимо, эти деревья высадили ещё до начала всех строек:
Есть и специально выделенный парк, с забором, планом дорожек при входе, детской площадкой и круглым озерцом:
По другую сторону линии метро то ли какой-то мемориал, то ли просто причуда архитектора:
Но вот прогулка окончена, пора прощаться c Новейшей Москвой. Взметнувшиеся крылья последней станции лёгкого метро провожают поезд в недра тёмного туннеля. В последний раз проплывают внизу дома, машины, магазины. И как-то необыкновенно ясно становится, что вот тут, под самым боком у столицы, тихой сапой появилась новая, совесм не столичная жизнь. Это место самодостаточно: здесь есть школы и магазины, салоны красоты и спортзалы, парки и детские площадки; встречались даже магазин необычных подарков и чаеразвесочная лавка. И тут не чувствуешь себя на окраине - это просто другой город, случайно оказавшийся рядом со столицей. Отсюда не обязательно даже ездить на работу, это не спальный район. Это Новейшая Москва.