По гамбургскому счёту

Oct 07, 2011 18:59



Цирковое искусство - это «работа на публику». Вот эквилибрист замер на проволоке, и вслед за ним замерли сотни сердец: упадёт? Не упадёт? Но вот блестящая фигурка под куполом делает шаг, и зал облегчённо выдыхает; софиты скрывают торжествующую улыбку трюкача, так удачно обманувшего публику - он и не думал падать, на проволоке он уверенне, чем на собственной кухне. Вот акробаты долго скачут с трапеции на трапецию, не забывая улыбаться дамам из первых рядов; только в самом конце номера улыбки гаснут, глаза становятся напряжёнными, и труппа выполняет действительно сложный трюк, срывая бурю оваций
Таков цирк, и таким он был всегда. Но человек не может не соревноваться с другими, и циркачи не исключение. Когда в XIX веке каждое представление включало в себя борьбу силачей (помните легендарного Ивана Поддубного?), исход схваток, конечно, решали заранее антрепренёры. Зрители получали неожиданные исходы - «тёмная лошадка» побивает чемпиона, или изящный юнец в чёрной маске бросает на лопатки медведеподобного богатыря, - цирк получал зрителей, борцы получали нетрудные номера.
Только раз в год борцы всего мира собирались в одном из трактиров Гамбурга, занавешивали окна, закрывали двери и боролись по-настоящему: пыхтя и потея, долго, некрасиво и тяжело, в потёртых трико вместо искристых костюмов. «По гамбургскому счёту» определяли настоящих чемпионов.

С тех прошло много времени, никто не вспомнит названия того трактира, да и борцов в цирке нет. Но гамбургский счёт остался: теперь это называется «цирковые фестивали». Здесь артисты не жалеют сил и работают на пределе с первой секунды номера. Если на обычном представлении показывают то, что точно получится, то здесь бывают и ошибки: жонглёры могут уронить предметы, а акробаты промахнуться мимо трапеции. Но такие огрехи всё же редки, и зрители получают просто великолепное представление.

В первые выходные октября в Москве проходил 5 Всемирный фестиваль циркового искусства, на который - помня про гамбургский счёт, - мы и поспешили взять билеты при первой же возможности.

Как в любом порядочном цирке, сначала - парад-алле:


Открывает программу труппа золотого лауреата всех возможных цирковых фестивалей Вячеслава Черниевского (кроме одного, в Вероне - там серебро):


Под стихающие аплодисменты появилась пара клоунов. Отдельного номера у них был в самом конце, а пока это были «ковёрные» - те, что весь вечер на манеже. Ими «заполняют перерыв», как пела Примадонна российской эстрады.
Клоун, кстати говоря - одна из самых сложных цирковых профессий. Ведь настоящий клоун должен быть и жонглёром, и акробатом, и эквилибристом. Причём не просто, например, жонглёром, а классным жонглёром: ведь ему нужно не просто жонглировать, а делать это уморительно смешно, как бы неумело. И по проволоке он ходит так, будто вот-вот упадёт. И акробатические трюки ему приходится выполнять, не переставая веселить публику. Словом, хороший клоун может всё.


Изящный «конный балет» стал данью традициям: когда-то лошадь была главным цирковым животным, даже длина окружности манежа подобрана так, чтобы лошади делали целое количество шагов за круг.


Роскошные декорации в духе Индианы Джонса обрамляли довольно специфический номер: работа с опасными гадами (именно так представил их шпрехшталмейстер). Впрочем, надо признать, что богатство декораций скрывало пустоту собственно номера - означенных гадов сначала разложили по всей арене, потом собрали и унесли. Может, они и опасные, но совсем не зрелищные.


После незаметно подкравшегося антракта второе отделение открыли гости фестиваля братья Запашные:


Знаменитый прыжок тигра в горящий обруч не меняется испокон века:


Вышедшие затем китайцы на качающихся мачтах (подвешенных вертикально шестах), как обычно, брали не красотой, а сумасшедшей сложностью трюков. Номера китайских трупп вообще отличаются каким-то безумным презрением к опасности и, заодно, к законам физики. Сложно представить, какие упорные тренировки для этого нужны.


Финальным номером выступали дрессированные слоны.


О-о, это были настоящие звёзды! Если не видеть своими глазами, то трудно поверить, что эти огромные звери способны на такие изыски. Слон, стоящий одной ногой на тумбе, держит на хоботе дрессировщика. Два слона стоят лицом друг к другу, на их головах растянулась в шпагате ассистентка, а третий слон проползает под неё на четвереньках. Слон на шаре. Слон, стоящий на голове. Слон, крутящий обручи на ходоте и на задней ноге. И даже слон, играющий на губной гармошке.


Заключительный парад-алле, и пулика расходится по домам. Три часа пролетели на одном дыхании, «гамбургский счёт» отлично себя оправдал.


PS За фотографии спасибо alexeysolovyev

цирк, приключения, культурная программа, Россия, Москва, необычное, Московский фестиваль циркового искусства, самостоятельный туризм, пешеходные маршруты

Previous post Next post
Up