Ещё об
экономике олигархата в России, в т.ч. о
закупках Под покровом гостайны
Госкомпании просят засекретить свои закупки
Государственные компании ищут лазейки, чтобы скрыть свои закупки от общественного контроля. Так, «Газпром» и «Роснефть» предложили правительству избавить их от обязанности публиковать данные о ряде закупок в Единой информационной системе под предлогом ухода от иностранных санкций.
©
Председатель правления ОАО «НК "Роснефть"» Игорь Сечин (слева) и председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер / Фото: Григорий Сысоев
Однако, по мнению экспертов, топ-менеджмент нефтегазовых гигантов пытается избежать отнюдь не санкционного давления Запада. Намного больше там боятся новой критики своей системы закупок со стороны президента.
Испугались санкций
Суть предложения «Газпрома» и «Роснефти» сводится к тому, что список данных, не подлежащих официальному опубликованию, должен пополниться сведениями о закупках услуг по добыче, хранению, складированию и переработке нефти и газа, а также услуг по охране единой системы газоснабжения и магистральных нефтепроводов - в том числе физической, предполагающей закупку оружия и боеприпасов. Желание засекретить свои закупки компании объяснили санкциями, в связи с которыми ограничения могут быть наложены не только на них самих, но и на их контрагентов. Если предложения будут одобрены, конкурсные процедуры по перечисленным видам закупок фактически приравняются к гостайне и будут проходить в форме бумажной переписки.
Как соглашаются эксперты, опасность попасть под санкции для контрагентов «Газпрома» и «Роснефти» действительно существует. Тем не менее тот факт, что никакой альтернативы в отношении аудита «засекреченных» закупок предложено не было, заставляет сомневаться в искренности заботы госкомпаний о своих потенциальных подрядчиках и партнерах. «Корпорации всегда активно сопротивлялись повышению прозрачности госзакупок. Еще один повод освободить их от публичности обязательно используют», - подтверждает Татьяна Козлова, руководитель проектов по оценке направления «Финансовый консалтинг» Группы компаний SRG. Стоит ожидать, что при «закрытом режиме» количество злоупотреблений в сфере закупок существенно возрастет.
«Если тендер будет проходить в условиях повышенной секретности, то велика вероятность злоупотребления отдельными госслужащими своими служебными полномочиями, - констатирует первый вице-президент "Российского союза инженеров" Иван Андриевский. - Например, когда какой-то чиновник начнет "двигать" фирму или будет оказывать давление на участников конкурса под предлогом несоблюдения или небрежного отношения к соблюдению условий сокрытия информации».
«Получается подобие картеля с закрытым аукционом, - продолжает член Общественной палаты России Дмитрий Чугунов. - Это невероятный простор для отмывания денег и коррупции, этого нельзя допустить».
Безопасность или безнаказанность?
Характерно, что предложения госкомпаний о засекречивании закупок возникли отнюдь не с началом антироссийских санкций, а на фоне достаточно жесткого внимания властей к их экономической обоснованности. «Менеджмент госкомпаний считает, что если закрыть сведения, то и критики не будет - ведь вроде как и прицепиться будет не к чему», - пытается объяснить поведение «Газпрома» и «Роснефти» эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Впрочем, признает эксперт, новости о сомнительных закупках и нецелевом использовании средств все равно будут так или иначе регулярно доходить до самого верха.
Наверху тем временем обоснованность засекречивания закупок госкомпаний оценивают двояко. С одной стороны, многочисленные нарушения госкомпаний, искусственные ограничения конкуренции и нарушение антимонопольного законодательства показали, что публичность в этой сфере необходима. С другой - в современных геополитических условиях засекречивание госзакупок действительно может быть оправдано соображениями национальной безопасности. Впрочем, даже это не отменяет того, что закупки должны подлежать жесткой проверке их экономической целесообразности и эффективности для страны.
«Альтернативой публичным аукционам могли бы стать закрытые системы размещения на электронных торговых площадках, о чем уже упоминал вице-премьер Игорь Шувалов, - рассуждает начальник департамента по развитию электронных торгов Российского аукционного дома Дмитрий Екимов. - Многие заказчики также проводят так называемые закрытые закупки, когда информация о процедуре не публикуется на ЕИС, а к участию приглашаются поставщики/подрядчики по заранее утвержденному списку». Будет ли введена какая-то из альтернативных форм аудита для «Роснефти» и «Газпрома» - вопрос пока открытый. Сами госкомпании явно рассчитывают на то, что государство согласится вообще не соваться в их закупки.
***
Важно отметить, что руководителей госкорпораций в меньшей степени интересует состояние имиджа вверенных им компаний в российском обществе. Их назначает президент, поэтому они будут делать все, чтобы у него не было причин их уволить. А засекречивание информации о закупках лишает СМИ возможности приводить прямые доказательства вины топ-менеджеров. И взятки, как говорится, будут гладки.
Они не понимают одного: что крупный бизнес - особенно тот, который в буквальном смысле кормится национальным достоянием, - как никакой другой вид бизнеса должен быть всегда максимально открыт для общественного контроля. Если крупнейшим в стране компаниям разрешат скрыться под покровом гостайны, нет сомнений, что сотни других захотят последовать их примеру. И «маленькая хитрость» господ Миллера и Сечина обернется для страны гораздо бо́льшими проблемами, чем любые, даже самые лютые западные санкции.
Леонид Михеев
«Русская планета», 29 марта 2016