Закат космической эпохи СССР. Умер А. И. Савин, один из создателей неизвестных войск СССР.

Mar 29, 2016 03:45

Оригинал взят у sergpodzoro в Закат космической эпохи СССР. Умер А. И. Савин, один из создателей неизвестных войск СССР.
25 июня 2014 г. вышел из строя и был потерен космический аппарат 71Х6, являвшийся последним российским геостанционарным спутником системы обнаружения старта баллистических ракет "Око-1".
35 лет назад я начал работать и первое, чем пришлось заниматься было изделие 5В95 -космический аппарат системы раннего обнаружения УС-К, предшественник и прототип 71Х6.

Эх-х. Было время…

А вчера, 27 марта 2016 года в 22.00 мск на 96-м году жизни скончался научный руководитель АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» академик РАН Анатолий Иванович Савин, генральный конструктор УС-К (космической системы предупреждения и системы противокосмической обороны.)
Савин Анатолий Иванович (р. 1920) - ученый и конструктор в области радиотехнических систем. Герой Социалистического Труда. С 1973 г. директор ЦНИИ "Комета". Академик АН РФ. Лауреат Ленинской и четырех Государственных премий. Савин участвовал в разработке системы противокосмической обороны страны, космического эшелона системы раннего обнаружения стартов ракет, а также системы морской космической разведки и целеуказания. Савин является автором более чем 500 научных трудов и изобретений. При его непосредственном участии создавалось технологическое оборудование для получения оружейного урана и плутония, создания реактивного управляемого оружия, глобальных космических информационных и информационно-управляющих систем.
В 2004 году Савин был назначен генеральным конструктором «Алмаз-Антея», возглавив работы по созданию системы воздушно-космической обороны страны. С 2008 года академик занимал пост научного руководителя концерна.




Из воспоминаний генерал-полковника в отставке Ю. В. ВОТИНЦЕВА.
НЕИЗВЕСТНЫЕ ВОЙСКА ИСЧЕЗНУВШЕЙ СВЕРХДЕРЖАВЫ.

А. И. Савин, безусловно, талантливый ученый и конструктор, вместе с коллективом ЦНИИ "Комета" взялся за решение задачи обнаружения старта баллистических ракет с территории континентов, акваторий океанов и морей. Сложность заключалась в том, что космические аппараты (КА) с орбит на высоте 35-40 тыс. км должны были с высокой достоверностью обнаруживать старт ракет через две-три минуты после их запуска и выдавать информацию на КП космической системы.
Не стоит говорить о том, как сложно распознать старт ракет в темное время суток с территории США, буквально озаренной мощными источниками освещения. КА ежесуточно наблюдали буквально тысячи взлетов самолетов на форсаже. Не были еще до конца известны электромагнитные возмущения в космосе в результате непрогнозируемых вспышек на Солнце, а также при переходе КА так называемого "терминатора", когда из пространства, освещенного Солнцем, он уходит в тень от Земли.
Отладка системы проводилась методом экспериментов, разработанных для наиболее критических ситуаций, с целью выявить и устранить недостатки в аппаратуре обнаружения КА, программы ЭВМ на его борту, в аппаратурном комплексе, особенно в боевой программе КП.
Каждая работа детально анализировалась А. И. Савиным непосредственно на КП. Поражала его выдержка, интеллигентность, способность принципиально и критически анализировать собственные просчеты. Кстати, это было поучительным для некоторых других генеральных и главных конструкторов, которые при неудачах безосновательно пытались свалить вину на кого угодно, в том числе и на боевой расчет, считая себя безгрешными.
Нам, военным, импонировало, что А. И. Савин всегда сначала выслушивал мнение должностных лиц боевого расчета, специалистов СНИИ Войск ПВО страны, а затем своих заместителей и ближайших помощников - К. А. Власко-Власова, В. Г. Хлибко, Ц. Г. Литовченко. Советовался с М И. Ненашевым и со мной. Вдумчиво вырабатывались предложения, вносились доработки, многократно, проверявшиеся.
В. М. Ковтуненко обстоятельства, связанные с отказом КА, предпочитал рассматривать в своем кабинете в НПО имени С. А. Лавочкина, так как там находился макет космического аппарата, на котором можно было воспроизвести ситуацию, возникшую при отказе, а затем многократно проверить эффективность рекомендованных доработок. Ковтуненко работалось непросто, приходилось вести ожесточенную дискуссию с руководителями и конструкторами многих КБ и заводов-изготовителей, комплектующих для КА. Каждый из них считал виновным в отказе КА кого угодно, кроме своей фирмы. К тому же нужно учесть: жесткие требования генерального конструктора системы А. И, Савина, которого всегда поддерживали военные - начальник заказывающего управления М. И. Ненашев, специалисты СНИИ, войск и представители Главного у правления космических систем. Постоянно возникал вопрос о рекламации, виновные обязаны были выплатить Министерству обороны примерно 3 млн. рублей за отказ КА.
Замечу, что для генеральных конструкторов, да и для меня, неудачный запуск или преждевременный отказ КА были не только трагедией, но и полезным опытом. При отрицательном результате после тщательного анализа появлялась возможность определить причины и принять меры по существенному повышению надежности.
По-другому к этому относился главнокомандующий Войсками ПВО страны А. И. Колдунов. Ему приходилось подписывать доклады министру обороны, и, естественно, нелицеприятные. Сколько раз в грубой форме он учинял разносы и мне, и, правда реже, А. И. Савину.
К середине 80-х гг. усилиями А. И. Савина и коллектива ЦНИИ "Комета", В. М. Ковтуненко, его ближайших помощников А. Г. Чеснокова и А. Л. Родина космическая система была доведена до требуемых характеристик и стала основной, наиболее надежной и эффективной в комплексной системе предупреждения о ракетном нападении. Это имеет особо важное значение в связи с серьезным снижением боевых возможностей средств надгоризонтного радиолокационного обнаружения баллистических ракет на траекториях их полета, размещенных теперь уже в странах СНГ на нескольких основных ракетоопасных направлениях…

космос и космонавтика, россия, оружие, ссср, наука

Previous post Next post
Up