Почему нас неправильно отмораживают и выгоднее нам отрезать

Mar 22, 2016 14:15

Ещё из медицинских исследований

Доктор на холодной войне
Почему революционный способ лечения обморожений и переохлаждения применяет в России только один врач

Якутский ученый, доктор медицинских наук, профессор Медицинского института СВФУ Рево Алексеев уверяет: многих из тех, кого привозят в морги с заключением «погиб от переохлаждения», можно спасти. Он уже много лет назад предложил способ спасать обмороженные руки и ноги от ампутации. ©



Фото: Александр Карелин
Метод описан в его кандидатской диссертации, которую он защитил еще в 1973 году, и в докторской, защищенной в 1999-м. Сейчас он говорит, что таким же способом можно возвращать сильно переохладившихся людей к жизни и что нужная аппаратура для этого есть.
Почему методика Рево Алексеева не внедряется широко в российских клиниках, выясняла корреспондент «Русской планеты».

Согрей себя сам

- Я этой темой занимаюсь лет 50, а то и больше, - рассказывает РП Рево Алексеев. Этот ученый - автор 12 рацпредложений по лечению отморожений, а всего опубликовано 122 его научные работы. Кроме того, он имеет патент на изобретение «Способ лечения отморожений в дореактивном периоде». - Начинал как практикующий врач, работал с пациентами, пострадавшими от переохлаждения и обморожений. В прежние времена (а, к сожалению, в большинстве случаев и сейчас) серьезные обморожения часто заканчивались гангреной конечностей и их ампутацией. А те методы борьбы с обморожениями, которые использовались в советское время, не только не помогали, но нередко, наоборот, и вредили больному.

Алексеев пришел к выводу: традиционные способы спасения рук и ног при сильнейших обморожениях - интенсивный массаж, сгибание-разгибание, резкое помещение пациента в теплую или горячую ванну и так далее - должны быть категорически исключены.

- Я вам просто объясню, чтобы все понятно было, хорошо? - продолжает Рево Захарович. - У людей, подвергшихся сильному обморожению, ткани принимают температуру той среды, в которой человек находился, сосуды фактически превращаются в лед. Что происходит при резком внешнем воздействии, будь то массаж или горячая ванна? Правильно: сосуды и ткани стремительно разрушаются, отмирают, отсюда и гангрена.

Запатентованное изобретение Алексеева предлагает другие способы. Сначала надо измерить температуру тела больного специальным термометром: он был разработан доктором вместе с коллегами из Института медицинских проблем Севера, впервые Алексеев применил его в декабре 2015 года. Исходя из показаний термометра, дальше поместить пациента под длительный, до суток и более, наркоз и в полный покой. Чтобы конечности начали постепенно отогреваться за счет собственных ресурсов организма, с минимальной помощью извне. Как только все тот же термометр зафиксирует, что температура рук или ног поднялась до 20-24 градусов тепла, больного начинают выводить из наркоза. Такой метод, отмечает Алексеев, особенно эффективен в первые 2-3 часа после обморожения.

- Зачем нужен длительный наркоз? - уточняет он. - Во-первых, когда обмороженные руки и ноги приходят в норму, это вызывает сильную боль. Но кроме того, когда человек замерзает, и температура его тела существенно снижается, мозг «дает команду», попросту говоря, изолировать замерзающий орган, резко сократить сосуды, в коре головного мозга возникает так называемая доминанта возбуждения, «диктующая» организму вести себя определенным образом. Помещая больного под наркоз, мы как бы отключаем эту доминанту, организм начинает восстанавливаться сам.



Фото: Петр Ковалев
А ВОЗ и ныне там

Работа в этом направлении натолкнула Алексеева еще на одно открытие. Если врачам под силу спасти отдельные замерзшие органы, восстановить обледеневшие ткани, то, значит, можно и вернуть к жизни человека, который много часов провел на морозе.

Рево Захарович рассказывает: в ожоговом отделении республиканской больницы № 2, где он работает, на свой страх и риск несколько раз брались за таких пациентов - и всякий раз возвращали их к жизни. Но пока, по словам доктора, это лишь единичные случаи и таковыми в ближайшее время останутся.

- Минздрав сопротивляется нашим начинаниям, - говорит он. - Чиновники ссылаются на то, что методика до конца не опробована, что она требует дорогого оборудования. Но как ее опробовать без распоряжения самого же Минздрава? А документа такого нет, поскольку переохлаждение не включено в международный классификатор заболеваний. Соответственно, раз болезни как бы нет, что внедрять-то, говорят мне? И по ОМС такое лечение не оплачивается. Вот ампутация - да: там чем больше отрежут, тем больше денег медучреждение получит. За рубежом нашей методикой заинтересовались, а на родине пока молчок.

В международном классификаторе заболеваний переохлаждения действительно нет. Точнее, оно там было раньше, но сейчас исключено, остались только повреждения тканей из-за обморожения.

А нет болезни - нет и денег на ее лечение. Причем и как платную медицинскую услугу, то есть за деньги самого же пациента, это лечение предлагать нельзя по закону.

- Действительно, будет ли та или иная услуга оказана по полису ОМС - зависит от того, включена ли она в Программу госгарантий на предоставление медицинских услуг, - поясняет РП Маргарита Филиппова, генеральный директор страхового общества «Надежда». - Но нельзя получить ее и на платной основе: раз не существует услуги, то на нее не может быть оформлена и лицензия.

И доктор, и представители страховой компании уверены: в данном случае все зависит от воли чиновников. Но действительно ли может российский Минздрав дать указание внедрить в нашей стране методику Алексеева?

- Международная классификация заболеваний составляется исходя из рекомендаций Всемирной организации здравоохранения. Вопрос о том, почему из классификатора 10-го пересмотра исключены гипотермия и другие эффекты воздействия низких температур, логичнее было бы адресовать ВОЗ, - пояснили «Русской планете» в пресс-службе Министерства здравоохранения РФ. - В то же время масштабное, в полном смысле прорывное открытие, тем более такое актуальное для нашей страны, как то, что описывает Алексеев, никогда не поздно внедрить. Но хочется подчеркнуть: если действительно есть доказанные случаи спасения пациентов по методике Алексеева, значит, должны быть и научные статьи, описывающие такие случаи, и заключения консилиумов, и признание научного сообщества, если не российского, то международного, причем также подтвержденное документально.

В министерстве нам пообещали обратиться с запросами в профильные ведомства и выяснить, направлял ли Рево Алексеев письма в Минздрав РФ, представлял ли министерству свои работы и какую экспертную оценку они получили. От этого, возможно, будет зависеть и дальнейшая судьба метода, разработанного доктором. А заодно и судьба многих и многих людей, живущих в северных широтах нашей страны.

Юлия Старинова
«Русская планета», Якутск, 7 марта 2016

изобретения и открытия, мнения и аналитика, сибирь, врачи, прогресс, чиновники и номенклатура, реформы и модернизация, версии и прогнозы, россия, исследования и опросы, техника и технологии, наука, биографии и личности, медицина и здравоохранение, человек, ученые, нравы и мораль, регионы, организации, коррупция и бюрократия, современность, нонсенс

Previous post Next post
Up