Домонгольская Русь. Культ рода

Jan 31, 2016 13:34

Ещё традиции Руси

Культ рода в домонгольской Руси
Курс «Династический мир домонгольской Руси». 8 лекций филолога Федора Успенского об основных проблемах культуры средневековой Руси

Филолог Федор Успенский о христианизации Руси, крещении умерших и статусе оглашенных. ©Ещё у Фёдора Успенского




Как христианизация Руси повлияла на развитие культа предков? Почему существовал обряд крещения умерших? И как решали проблему торговли и ведения дел между христианами и язычниками? Об этом рассказывает доктор филологических наук Фёдор Успенский.
Фёдор Успенский - доктор филологических наук, заместитель директора Института славяноведения РАН, ведущий научный сотрудник лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ.


Культ рода в домонгольской Руси - Федор Успенский

image Click to view


- Христианизация в целом не оказала существенного деструктивного влияния на культ умерших предков. В семьях, родах и кланах по-прежнему, несмотря на то, что это уже были новообращенные христиане, культ предков продолжался. Особенно хорошо это видно на древнерусском материале, хотя древнескандинавский материал тоже многое сообщает. Древнерусский же материал примечателен тем, что здесь мы видим культ рода в рамках одной огромной семьи, княжеской семьи Рюриковичей, которая разрасталась в каждом последующем поколении и вырабатывала по ходу своего разрастания новые правила почитания умерших предков.

- В средневековом мире люди часто принимали оглашение. Они не принимали таинство крещения, одно из самых важнейших таинств христианства. Они демонстрировали, что в принципе когда-нибудь хотели бы и может быть были бы готовы принять крещение. В языке церковной истории это называется оглашение или катехизация. Они произносили вслед за священником какую-то молитву, может быть осеняли себя крестом, но сам факт крещения не осуществлялся. А факт оглашения, которое они на себя принимали, их ни к чему не обязывал. О многих таких людях известно, что они так и не приняли крещение. А многие продолжали жить в этом оглашении всю сознательную жизнь. И, с одной стороны, они могли не отказываться от древней веры отцов, от архаической традиции, а с другой стороны, они могли вступать во взаимодействие с христианами, могли торговать с ними.

- Знаменитый император Константин Великий, при котором христианство стало государственной религией Византии, открывал церковные соборы, участвовал в церковной жизни страны, не будучи крещенным. Крещение он принял только на смертном одре. А все это он мог делать, потому что был оглашен. Он семиотически продемонстрировал, что готов когда-нибудь принять крещение. Точно так же поступали и наши скандинавы, и наши русские восточные славяне на рубеже христианизации страны.

© ПостНаука, 12 декабря 2013

древний мир, религии, русские и славяне, мнения и аналитика, турция и византия, христианство, символы, факты и свидетели, средневековье, русь, история, торговля и рынки, версии и прогнозы, видео, культура, поколения, язычество, экономфинбиз, мистика и оккультизм, нравы и мораль, правители, традиции, православие, мифы и мистификации, нонсенс

Previous post Next post
Up