Читаем о кровавом навете

Sep 12, 2015 18:41

Ещё из истории евреев и ещё «5 книг о...»

5 книг о средневековом кровавом навете
Что читать об антисемитизме в Средние века, рекомендует кандидат исторических наук Галина Зеленина

Кровавый навет вкупе с близким, но не идентичным ему обвинением в ритуальном убийстве - самый известный и самый устойчивый из юдофобских мифов. ©Ещё с Зелениной: 5 книг о зап. Средневековье | 5 мифов о западном Средневековье



___Людоед, пожирающий детей из Берна (Baby-Eating Ogre Of Bern) / Фонтанная скульптура в Берне, которая не просто ужасает, но и является загадкой. Известно, когда построена, в 1546 году, но неизвестно, почему кто-то создал скульптуру, изображающую огромного людоеда поедающего одного ребенка и держащего мешок полный других детей. Причем, судя по испуганным выражениям на их лицах, они знают, что они следующие. Существует несколько теорий о значении этой скульптуры. Одна из них состоит в том, что скульптура была построена в качестве предостережения, либо, напоминания городским детям о том, что случается с непослушными детьми либо в качестве угрозы евреям, жившим в городе.


Есть монографии, посвященные конкретным наветам - от дела Симона Трентского (1475) до дела Менделя Бейлиса (1911-13), но мы перечислим 5 книг о средневековом кровавом навете в целом - его типологии, происхождении, месте в иудео-христианских отношениях и историографии.
Галина Зеленина - кандидат исторических наук, доцент Центра библеистики и иудаики РГГУ

1. Хвольсон Д.А. О некоторых средневековых обвинениях против евреев: Историческое исследование по источникам
(М., 2010; I-е изд. - 1861 г., 2-е расширенное - 1880-й)


К истории кровавого навета начали обращаться, как это бывает, с вненаучными целями: антисемитски настроенные авторы - в инвективном ключе, еврейские - в апологетическом.

Даниил Абрамович Хвольсон, виленский ешиботник, лейпцигский студент, религиовед и ориенталист, принял христианство на заре своей блестящей карьеры на востфаке Петербургского университета. По преданию, принял он его из соображений прозрачно прагматичных: «Да, - якобы говорил Хвольсон, - я крестился по убеждению. По убеждению в том, что лучше занимать место профессора в Петербурге, чем место меламеда в Эйшишках». И он стал профессором, а также завкафедрой и членом Петербургской академии наук, крупным гебраистом, семитологом и библеистом, автором большей части Синодального перевода Библии. Но и учеников меламеда в Эйшишках не забывал. Войдя в комиссию МВД по рассмотрению саратовского кровавого навета в 1851 году, Хвольсон через десять лет издал свой отзыв в виде брошюры «О некоторых средневековых обвинениях против евреев»; в 1880-м, после аналогичного кутаисского дела, он существенно дополнил и переиздал эту работу.

Это, конечно, не научное исследование, а апологетическая публицистика, хотя и демонстрирующая глубочайшую эрудицию и владение источниками. По части описания средневековых процессов это сочинение вторично, к тому же откровенно тенденциозно. Оно представляет интерес, во-первых, как одна из крайне немногочисленных книг по кровавому навету на русском языке, а во-вторых и главных - как памятник историко-апологетической мысли, написанный, к тому же, с нетривиальной позиции: Хвольсон занимает экспертное положение по еврейскому вопросу (благодаря не только своей эрудиции, но и происхождению), выступает в защиту евреев, но сам находится в лагере христиан («Но в этом не Талмуд виноват, а мы сами, так как мы не задавали себе труда ознакомить евреев с сущностью нашей религии»).

2. Trachtenberg J. The Devil and the Jews. The Medieval Conception of the Jew and its Relation to Modern Antisemitism
(New Haven, 1943) / Рус. пер.: Трахтенберг Дж. Дьявол и евреи: Средневековые представления о евреях и их связь с современным антисемитизмом. (М.-Иерусалим, 1998)


К исследованию средневековых форм антисемитизма, точнее - юдофобии, евреев и сочувствующих подтолкнул Холокост. Книга Трахтенберга, как и книга Хвольсона, имеет полемическую сверхзадачу: продемонстрировать, что современные антисемитские клише, сопровождающие геноцид в Третьем рейхе, восходят к средневековым мифам и клеветам, что они столь же абсурдны и столь же далеки от истины. На основе собранного им обширного материала (фольклор, нарративные источники, судебные документы, изобразительное искусство) Трахтенберг описывает различные образы еврея в средневековом массовом сознании (колдун, отравитель, детоубийца, еретик, антихрист) и различные стратегии демонизации еврея в церковной пропаганде; собственно кровавому и ритуальному наветам посвящено по главе, и разные компоненты этих сюжетов (заговор, вражда и месть христианскому миру, магические процедуры с использованием крови) прослеживаются в других главах. Аналитическая сторона, по крайней мере, на сегодняшний взгляд, не слишком сильна - книга, скорее, описательная, зато изобилует превосходными историями и цитатами (можно было бы сказать: забавными, - если бы у них не было столь трагических последствий) и практически проходит по разряду занимательного чтения.

3. Юваль И.Я. «Шней гоим бе-витнех»: йегудим ве-ноцрим: димуим гададим [«Два народа в чреве твоем»: представления евреев и христиан друг о друге]
(Тель-Авив, 2000) / Англ. пер.: Yuval I.J. “Two Nations in Your Womb”: Perceptions of Jews and Christians in Late Antiquity and the Middle Ages (Berkeley - Los Angeles - London, 2006)


Профессор Еврейского университета в Иерусалиме Исраэль Юваль уже третье десятилетие плодотворно занимается ревизионизмом картины иудео-христианских отношений в Средние века. Среди прочего, он реформирует традиционное для еврейской историографии представление о евреях как о невинной, пассивной жертве христианской агрессии и доказывает существование априорной к Крестовым походам, погромам и проч. принципиальной враждебности евреев к своим соседям. В данной книге, куда интегрировались его работы предыдущих лет, Юваль обсуждает разные темы, концепты и тексты, но ее смысловым центром стала новая гипотеза происхождения обвинения в ритуальном убийстве. Юваль предположил, что акты мученичества - самоубийства, убийства близких, в том числе детей, дабы те не достались врагу, - во время погромов Первого крестового похода, происходили на глазах у крестоносцев и горожан и заставили их задуматься: если евреи с такой готовностью убивают собственных детей, видя в этом религиозный подвиг, то естественно ожидать от них насилия по отношению к христианским младенцам, также с религиозными целями. Эта гипотеза, высказанная еще в статье 1993 года, вызвала бурные протесты в академических и особенно в широких читательских кругах: ведь вина за кровавый навет, тем самым, возлагалась на самих евреев, на их аффективное религиозное поведение, на устроенный ими инфантицид, пробудивший в умах христиан, охваченных пламенем священной войны, страх инфантицида иного рода.

4. Toaff A. Pasque di sangue. Ebrei d’Europa e omicidi rituali
(Bologna, 2007; существует английский перевод)


Ариэль Тоафф, профессор средневековой и ренессансной истории израильского Университета Бар-Илан, автор вполне конвенциональных книг типа микроисторического исследования «Евреи в средневековом Ассизи» или культурологического - «Еврейская кухня в Италии», в 2007 году разразился чрезвычайно провокационной книгой «Кровавые Пасхи: европейские евреи и ритуальное убийство». Тоафф идет гораздо дальше Юваля и обнаруживает у средневековых евреев не только ритуально и текстуально отрабатываемую ненависть к христианам, но и вполне криминальные действия - тем самым опровергая положения, аксиоматические для апологетической еврейской историографии да и для любого цивилизованного человека, уверенного, что кровавый навет - это навет. самый радикальный вывод второго, исправленного издания книги (тираж первого, после разразившегося скандала, автору пришлось отозвать) состоит в том, что некоторые ашкеназские общины употребляли высушенную кровь христиан в медицинских и ритуальных целях и существовал целый черный рынок торговли этим веществом, полученным за деньги от добровольных доноров. Вне зависимости от истинности (а автор, например, злоупотребляет «раскавычивающим» подходом к инквизиционным материалам), очень здравый третий вариант в бинарной (виновны/не виновны) историографии кровавого навета: употребление крови, распространенное в магии и народной медицине, не обязательно должно быть сопряжено с убийством или насилием.


5. Johnson H.R. Blood Libel. The Ritual Murder Accusation at the Limit of Jewish History
(Ann Arbor, 2012)

Эта книга до некоторой степени избавляет от необходимости читать предыдущие. Ханна Джонсон, изучающая репрезентацию средневековых иудео-христианских отношений в постхолокостной историографии, не только анализирует последний скандал с книгой Тоаффа, но и обозревает предыдущие концептуальные достижения в исследовании кровавого навета, включая классификацию кровавого навета как «иррациональной фантазии» в знаменитой теории средневекового антисемитизма Гейвина Лангмира. В подходе Юваля Джонсон видит не только отказ от традиционной виктимности, но и более знаменательный шаг - отказ от этической парадигмы с ее ключевыми концептами ответственности и вины в пользу историко-социологической парадигмы с акцентом на динамике взаимоотношений враждебных групп.

© ПостНаука, 21 ноября 2012

религии, турция и византия, заговоры и конспирология, символы, эпохи, факты и свидетели, народы, средневековье, фольклор, история, версии и прогнозы, иудаизм, культура, ревизионизм, репрессии и цензура, европа, холокост, евреи, традиции, книги и библиотеки, мракобесие, мифы и мистификации, антисемитизм и сионизм, современность

Previous post Next post
Up