Ещё о
ювенальной юстиции в России Дети из коробки
В России могут узаконить бэби-боксы
Когда-то детей находили в капусте, а теперь их иногда находят в специальных коробках.
© Бэби-бокс для подкидышей в Сочи
14 августа Совет Федерации внес на рассмотрение Госдумы законопроект об установлении в России бэби-боксов, о требованиях к их безопасности и порядке их эксплуатации.
На всякий пожарный
Наверное, далеко не все наши читатели знакомы с термином «бэби-бокс». Говоря кратко, это способ анонимного отказа матери от нежеланного ребенка. За более подробным разъяснением обратимся к сайту фонда «Колыбель надежды», который как раз и является одним из главных инициаторов внедрения этой практики в нашей стране.
Итак, бэби-бокс - «это специально оборудованное в медицинском учреждении место в виде металлопластикового окошка со стороны улицы и специальной кроваткой-колыбелью с внутренней стороны здания. Открывая "окно жизни" снаружи, малыша кладут на специальную комфортную кроватку, после чего дверцу закрывают или она закрывается сама в течение минуты. Дверца "окна жизни" блокируется через 30 секунд, после чего снаружи ее уже невозможно открыть. Около бэби-бокса нет ни видеокамер, ни охраны. Об оставленном младенце внутри помещения узнают по тревожному звонку и миганию лампы».
После этого, как говорится на том же сайте, «малыша осматривают специалисты, делают первичные анализы. Сообщается о найденном ребенке в полицию и в органы опеки. Мама, оставившая в бэби-боксе свое дитя, не несет уголовной ответственности, если на малыше нет телесных повреждений. В противном случае ее будут разыскивать.
Если ребенок не объявлен пропавшим и его родители неизвестны, ему присваивается статус подкидыша. Далее судьбой малыша займутся органы государственной опеки. В соответствии с российским законодательством новорожденному будет оказана юридическая помощь по устройству в специализированные учреждения. При этом мать может передумать и вернуть себе дитя - после генетической экспертизы, но до того момента, пока его не усыновили».
На общественных слушаниях по предложенному законопроекту, организованных Общественной палатой РФ 12-14 августа в Челябинске, президент фонда «Колыбель надежды» Елена Котова, в частности, отметила, что бэби-боксы - своего рода «пожарный выход». Когда строится здание, все надеются, что оно не загорится, но пожарный выход в нем, как и другие меры безопасности, предусматривается обязательно.
Хотя законопроект о бэби-боксах только внесен в Госдуму, они уже существуют в ряде регионов России. Среди них - Владимирская, Калининградская, Курская, Ленинградская, Московская, Псковская, Свердловская, Тюменская области, Камчатский, Краснодарский, Пермский и Ставропольский края. По словам Елены Котовой, за три года работы ее организации 31 ребенок был спасен, пятеро вернулись к биологическим родителям, остальные усыновлены.
Инициаторы законопроекта утверждают, что установление бэби-боксов не приводит к увеличению числа отказников. Зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Константин Добрынин назвал РИА «Новости» следующие данные: с ноября 2011 года в Пермском крае организована работа трех бэби-боксов, и за это время они приняли пять новорожденных детей. В Ставропольском крае в 2014 году установлено три бэби-бокса, в которых оставлены два ребенка. В ряде регионов (Ленинградская, Курская области) бэби-боксы существуют с 2012 года, и за этот период там не оставлено ни одного ребенка. Также, по мнению Добрынина, если женщины будут знать о существовании бэби-боксов, это сможет удержать их от абортов.
Целевая аудитория
И все же нововведение встречает в обществе очень резкую критику. «Мы как-то незаметно привыкли к тому, что у нас существует социальное сиротство, - говорит детский психолог, директор Общественного института демографической безопасности, член Совета при уполномоченном по правам ребенка Павле Астахове, соучредитель общественного центра по защите семьи и традиционных ценностей "Иван-чай" Ирина Медведева. - Раньше тоже всякое бывало: молодая девушка могла забеременеть вне брака и бояться родительского гнева за то, что "принесла в подоле". Но тех, кто пытался оставить ребенка в роддоме, всем персоналом уговаривали забрать его. Теперь же, если женщина колеблется, то в роддоме ей, наоборот, могут сказать: "Оставь, найдутся добрые люди и заберут, а ты еще замуж выйдешь…"»
Появление бэби-боксов при всех их декларируемых плюсах способно усугубить нравственное разложение нашего общества. Легкомысленным молодым девушкам оно может навеять аморальный ход мыслей: аборт опасен для здоровья, убивать ребенка запрещено законом, подкинуть его в «ящик» - другое дело, и бояться нечего.
Бэби-бокс в Калининграде
А вот тем, кто готов рожать, как выясняется, есть чего. В одном из недавних интервью Елена Котова отметила, что бэби-боксы призваны помочь не каким-то деклассированным, а вполне нормальным женщинам, попавшим в тяжелые жизненные обстоятельства: «Часто у таких матерей уже есть дети, и они боятся, что появление нового малыша загонит их в такую нищету, что служба опеки заберет всех».
Это очень важные слова. Из них можно сделать сразу несколько выводов. Во-первых, в России нормальные люди (не какие-то алкоголики-тунеядцы-наркоманы) боятся органов опеки.
Во-вторых, больше всего боятся малообеспеченные семьи. Именно они оказываются в зоне риска как «семьи в опасном положении», к которым ювеналы проявляют повышенное внимание.
В-третьих, женщины боятся органов опеки настолько, что из страха перед ними готовы отказаться от детей. Сначала потенциальных родителей запугивают ювенальной юстицией, а потом появляется выход: боишься воспитывать ребенка - отнеси его в бэби-бокс, и дело с концом…
Еще один довод противников нововведения заключается в том, что далеко не всегда наличие бэби-боксов может удержать женщин от детоубийства. Как отметила на общественных слушаниях Маргарита Павлова, уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области, женщины, лишающие своих новорожденных детей жизни, не являются аудиторией проекта по установке бэби-боксов. Она привела в пример два случая, когда матери убивали своих детей, произошедших в Челябинской области в населенных пунктах Аша и Полетаево: «Я общалась с мамочкой одного из этих детей, Олесей. Я не могу представить, сколько бэби-боксов нужно установить, чтобы она им воспользовалась. Как правило, это малообеспеченные люди без своего транспортного средства, которые не могут добраться до областного центра или попросить кого-нибудь довезти их». По мнению Павловой, непутевую мать, решившую расправиться с собственным ребенком, наличие бэби-бокса не остановит: причину совершить непоправимое такой человек найдет.
Опасения преувеличены
Бэби-боксы обсуждали и в Башкирии. Как сообщает агентство «Регнум», сторонники внедрения этой практики не смогли дать убедительных ответов на вопросы: «Откуда вам известно, что дети, которые были или будут подброшены в бэби-боксы, непременно оказались бы в мусорных баках?» и «Почему там, где бэби-боксы уже есть, новорожденных продолжают выбрасывать и убивать?» Также участники обсуждения пришли к выводу, что если мать готова проехать десятки и сотни километров, чтобы отнести ребенка в бэби-бокс из любви к нему, она не выбросит его в мусоропровод, а хотя бы оставит в людном месте. Если же мать решилась на убийство новорожденного, она не пойдет к боксу, даже если он находится в соседнем доме.
Особые же опасения противников бэби-боксов вызывает анонимность. Как сказала «Русской планете» председатель правления центра «Иван-чай» и одна из участниц общественных слушаний в Челябинске Элина Жгутова, «поскольку видеокамер рядом с бэби-боксами нет, ребенка туда может принести не только сама его мать, но и кто угодно. Например, брат, которому мешает ребенок сестры. Или просто человек, выкравший чужого ребенка из коляски». Или, как говорили другие участники дискуссии в Башкирии, тот, кто захотел избавиться от будущего наследника…
Более сдержанную позицию занимает член комиссии по поддержке семьи, детей и материнства Общественной палаты РФ Юлия Зимова. «В некоторых опасениях противников бэби-боксов есть большая доля здравого смысла, - сказала она "Русской планете". - Например, в вопросе о том, насколько появление бэби-боксов сможет удержать женщин от того, чтобы убивать или выбрасывать детей. В то же время на данный момент эта практика существует недолго. Из-за этого мы не располагаем достаточными статистическими данными о том, стали ли женщины из-за появления бэби-боксов чаще отказываться от детей или нет».
Что касается угроз, связанных с анонимностью, то, по мнению эксперта, они сильно преувеличены. Ведь, если кто-то похитит ребенка, мать тут же заявит в полицию. Его начнут искать, в том числе и среди тех детей, которые оказались в бэби-боксах. В пределах одного города малыш будет найден не более чем за сутки.
«Рядом с бэби-боксом находится телефон, по которому женщина может позвонить на горячую линию и поговорить с психологом. Из тех женщин, которые туда звонили, ни одна в результате не отказалась от своего ребенка, - отмечает Юлия Зимова. - В любом случае я уверена, что, во-первых, установка бэби-боксов не должна быть обязательным и повсеместным явлением. В законопроекте ни о чем подобном речь и не идет. Узаконить - значит не насаждать, а прописать само это понятие, сделать его прозрачным, определить порядок установки, технические требования по эксплуатации. Во-вторых, появление бэби-боксов ни в коем случае не должно рекламироваться. Иначе это действительно может повлечь за собой плохие последствия с точки зрения нравственности. Но в отдельных местах и в ограниченном количестве бэби-боксы имеет смысл поставить. В первую очередь, конечно же, для того чтобы спасти детей. Но есть и еще один важный аспект: если есть какое-то количество женщин, которые готовы сдать своего ребенка в этот ящик, значит, мы их упустили. Мы вообще ничего о них не знаем. Они не обращаются к психологам и не пишут в роддомах заявления об отказе от ребенка. А бэби-боксы могут помочь нам понять, кто эти женщины и какие обстоятельства заставляют их отказываться от детей».
Так или иначе, новая для России практика бэби-боксов спасает детские жизни. Главная задача государства - сделать так, чтобы больше ни одной женщине не пришло в голову положить свое дитя в технологичную коробку.
Александр Моисеев
«Русская планета», 17 августа 2015