Патриотизм на Руси #1/4

Jul 31, 2015 05:11

Ещё из истории Руси

Был ли патриотизм в Древней Руси?
Составитель курса Михаил Кром о том, как любили отечество в Древней Руси, как личное чувство стало государственным и когда появились слова «родина», «отечество» и «патриот» / Курс № 10. Генеалогия русского патриотизма

Как летописцы пытались помирить князей и заставить беречь землю Русскую и что вообще такое земля Русская. ©Другие части курса: Первый отечестволюбец | Полюбить государство | Первый патриот || Как разобраться в истории России | Развлечения Др.Новгорода | Задница и жир | «Александр Невский» | Данилевский. Что такое Древняя Русь | Иностранцы против России | Пропагандисты Петра I | Патриотизм негодяя | Концы света на Руси | Правила жизни Владимира Мономаха | «Москва - Третий Рим»: история спекуляции | Как читать летописи



Ниже - видеоверсия и краткое содержание первого эпизода из курса Михаила Крома «Генеалогия русского патриотизма»

Задача курса - выявить истоки патриотизма, проследить, как со временем менялось отношение человека к родной земле и откуда, собственно, взялся патриотизм - такой, каким мы его сегодня понимаем. Несмотря на то что любовь к родине принадлежит к константам, конкретные формы отличаются от эпохи к эпохе, поэтому курс называется не «История», а именно «Генеалогия патриотизма».

Михаил Кром - Доктор исторических наук, и. о. декана факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге, университетский профессор исторической компаративистики


Был ли патриотизм в Древней Руси?

image Click to view



- «Почему генеалогия? Дело в том, что мне важно подчеркнуть преемственность, родство тех ранних форм отношения к родной земле по отношению к тому, что мы наблюдаем и переживаем сейчас.

Я хочу избежать иллюзии тождественности предмета, будто бы мы всю дорогу, что называется, говорим об одном и том же, что это один и тот же предмет.

Конечно, те формы сознания людей и нынешние - в прямом родстве друг с другом. Но точно так же, как правнуки, они не похожи на своих прадедов - притом что между ними кровная связь и прямое происхождение. Точно так же обстоит дело и с патриотическим сознанием».
Михаил Кром
Один из самых ранних текстов, где впервые воспевается родная земля, - «Слово о погибели Русской земли». Это произведение написано, скорее всего, во времена Батыева нашествия:

- «О светло светлая и украсно украшена земля Русская! И многими красотами удивлена еси: озера многими, удивлена еси реками и кладезьми местночестными, горами крутыми, холмы высокими, дубравами частыми, польми дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городы великими, селы дивными, винограды обительными, домы церковными и князьями грозными, бояры честными, вельможи многими - всего еси исполнена земля Русская, о правоверная вера христианская».
Безымянный автор, «Слово о погибели Русской земли»
В действительности в середине XIII века русcкая земля не была единой. Это было не государство, а некая общность, объединенная православием, область без четких границ, раздираемая бесконечными междоусобными войнами. В этом заключается важное отличие того патриотического сознания от нынешнего: в Древней Руси преданность родной земле никак не была связана с государством, с его политическими институтами. Вот как определяет «землю Русскую» анонимный автор:

- «Отселе до угор (то есть до венгров) и до ляхов (поляков), до чахов (чехи), от чахов до ятвязи и от ятвязи до литвы (речь идет о Прибалтике, ятвязи - это родственное литве племя), от литвы до немец, от немец до карелы (это уже север), от карела до Устюга, где тамо бяху тоймичи поганые (поганые - это язычники), и за дышащим морем (это Северный Ледовитый океан), от моря до болгар (речь идет о волжских болгарах), от булгар до буртас, от буртас до черемис (это и ныне существующие народы Поволжья), от черемис до мордвы, - то все покорено было богом крестьянскому языку (то есть христианам). Поганьские страны (то есть язычники) были покорены великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю Киевскому, деду его Володимиру Мономаху, которым половцы и дети свои полошаху в колыбели».
Безымянный автор, «Слово о погибели Русской земли»
Еще одно важное отличие - безымянность патриотического чувства и отсутствие слова, обозначающего это чувство.

- «Понятия „патриотизм“ в Древней Руси не было. И не только этого слова, которое нам теперь известно и которое мы используем (а используем мы его начиная лишь с XVIII века). Но не было и каких-то эквивалентов, каких-то русских соответствий. Они появятся, но они появятся позже. Так вот в самый ранний период нет и какого-то обобщающего понятия. А это означает, что нет рефлексии, нет каких-то размышлений. Это значит, что невозможно было быть, грубо говоря, патриотичнее одному человеку, чем другому. И никого нельзя было осудить за то, что он плохой патриот и как-то не так или неправильно относится к своей родине».
Михаил Кром

Михаил Кром
«Arzamas», 22 мая 2015

русские и славяне, мнения и аналитика, турция и византия, родина и патриотизм, факты и свидетели, русь, средневековье, реформы и модернизация, история, версии и прогнозы, архивы_источники_документы, идеология и власть, видео, культура, интересно, ученые, правители, мифы и мистификации

Previous post Next post
Up