Будет ли интересна «чёрным трансплантологам» база согласных доноров?

May 15, 2015 03:55

Депутаты помогут трансплантологам
В Госдуму внесен законопроект, уточняющий вопросы донорства органов

Проект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» подготовил Комитет по охране здоровья Государственной Думы при участии Сергея Калашникова, Мартина Шаккума, Николая Герасименко и других депутатов. ©



Госдума рекомендовала принять документ в первом чтении. Инициативу поддержал Комитет Совета Федерации по социальной политике, а Счетная палата направила отрицательное заключение по поводу законопроекта.
Цель предложенных изменений - способствовать развитию донорства органов и повышению доступности трансплантации в России. Сейчас по данным Комитета по охране здоровья ГД, только один человек из десяти нуждающихся получает помощь по трансплантации. По данным Минздрава, ежегодно в России проводится около 1,3 тыс. трансплантаций ежегодно - это 3,5 операции на миллион россиян. В Европе же этот показатель составляет от около 40 операций.

Зачем нужен законопроект?

Председатель комитета ГД по охране здоровья Сергей Калашников рассказал, что изменения в закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» носят технический характер, и призваны прописать механизм материального обеспечения трансплантации.



Сергей Калашников
«Законопроект имеет две цели - актуальную и сопутствующую. Первая заключается в том, что поскольку сейчас финансирование здравоохранения осуществляется одноканально через фонд обязательного медицинского страхования (ОМС), то из него выпали услуги по подготовке трансплантации. Например, обследование донора и обследование реципиента. Получилось так, что сама пересадка органов финансируется, но все работы «вокруг нее» - нет. Именно поэтому и был подготовлен законопроект, чтобы исправить ситуацию с финансированием. Вторая цель, сопутствующая, подготовить к принятию закона «О трансплантации органов и тканей человека», который пока не готов и будет внесен на рассмотрение в Думу лишь в сентябре. Положения, вошедшие в законопроект, являются дискуссионными. Это все, что связано с системой трансплантации, а самое главное с принципом изъятия органов у умерших», - сказал Калашников.

Как следует из законопроекта, финансирование трансплантологии будет осуществляться не из системы ОМС, а за счет бюджетных ассигнований. Так, в 2015 году федеральный бюджет выделит на эти нужды 200 млн рублей, в 2016 - около 230 млн, в 2017 - 241 млн рублей. Профинансируют обследование донора, обеспечение сохранности донорских органов, само их изъятие и транспортировка. Это делается для того, чтобы врачи, обследовавшие больного, или обеспечивающие сохранность органов, получали за это плату. Сейчас этого не происходит.

Также законопроект предусматривает создание специализированной информационной системы учета доноров, реципиентов и донорских тканей. Порядок пользования этой базой должно определить Правительство РФ.

Сергей Калашников считает очень важным создание такого банка данных -специализированной базы, в которой будет содержаться информация о людях-реципиентах, а также о тех, кто согласен стать донором органов в случае несчастья. «Пока таких людей нет, потому что у нас не создано системы учета волеизъявлений. Общей базы по людям, ожидающим донорства, также не существует, есть лишь отдельные региональные реестры, - сказал глава комитета. - На сегодня у нас действует презумпция согласия. Когда человек умер, то ни у кого не спрашивают, изымать органы или нет, считается, что погибший уже согласен».

Хирург-трансплантолог, доктор медицинских наук, директора НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Могели Хубутия также считает создание базы данных важным шагом. «Будет создаваться российская база потенциальных доноров - такая же, как международная организация по обмену донорскими органами тканями «Евротрансплант». Это будет реестр людей, которые выразили согласие на потенциальное донорство. Параллельно будет создаваться база, в которой будут данные людей, не согласившихся на него. Это сильно облегчит работу врачей», - считает хирург.

А счетная палата - против

Трансплантолог добавляет, что законопроект, предложенный Комитетом по охране здоровья, в целом хороший, однако согласие на пересадку органов, по его мнению, все-таки следует оставить по умолчанию, так как российское сообщество пока не готово к тому, чтобы у людей спрашивали согласие на распоряжение их органами.

Не поддержала законопроект и Счетная палата РФ. В своем заключении ее глава Татьяна Голикова указала, что законопроектом не определены механизмы доступа к специализированной информационной системе учета доноров. Также новый проект не прописал механизм учета волеизъявлений граждан о своем согласии или несогласии на посмертное донорство. Беспокоит Счетную палату и тот факт, что в думском комитете не сформулировали способ защиты этой базы данных, что увеличивает риски коррупции при осуществлении трансплантологии. Но, пожалуй, основная претензия Счетной палаты заключается в том, что в неявной форме в законопроекте содержится презумпция несогласия на посмертное донорство.

Испрошенное согласие или презумпция согласия?

По мнению Сергея Калашникова, вопрос о согласии человека на возможное донорство органов в случае смерти - вопрос краеугольный в новом законе о трансплантации. «Здесь много «за» и «против», наш комитет проводил парламентские слушания, несколько круглых столов на эту тему. Пока какой-то общей позиции выработать не удалось, - сказал парламентарий. - В Европе действует в основном презумпция несогласия. Но там большое количество людей согласны быть донорами. И в случае несчастья, болезни они получают преференции по получению донорского органа».

Но есть и другой пример - Украина, которая ввела презумпцию несогласия на донорство органов, что резко сократило количество и доноров, и операций. «Сыграл роль советский менталитет и традиционное недоверие к медицине. Сторонники презумпции согласия апеллируют именно к этому примеру, считая, что испрошенное согласие, когда органы изымают только в случае волеизъявления либо умершего, либо родственников - убьет российскую трансплантологию, а вместе с ней и реципиентов», - поделился депутат.

«Мое личное мнение - нужно вводить презумпцию несогласия с обязательным определением позиции человека, - продолжает Калашников. - Я предлагаю, чтобы при получении водительских прав человек выражал свою позицию по донорству органов. Не секрет, что основным «источником» органов являются именно люди, попавшие в автомобильную катастрофу, также именно они больше всего нуждаются в пересадке и являются их «потребителями». Поэтому честно ставить именно водителя перед выбором. При этом человек, давший согласие на донорство, должен пользоваться преимуществами при попадании в ситуацию, когда ему понадобится трансплантация. Именно ему в первую очередь будет сделана операция».

По мнению Калашникова, человек должен определиться по поводу донорства и при вклеивании второй фотографии в паспорт в возрасте 25 лет. И эти данные должны вноситься в базу, которая будет создаваться в соответствии с законопроектом.

Глава думского Комитета убежден, что государство не должно идти против воли человека, но должно поставить его перед выбором. «Опять-таки это предмет обсуждения в большом законе, который будет внесен на обсуждение в сентябре. В обществе должен быть определенный консенсус по этой важной теме», - сказал парламентарий.

Трансплантологи едины во мнении, что Россия еще не готова к «испрошенному согласию». «Как правило, несчастные случаи происходят ночью. Врачу предлагается в течение двух часов связаться с родственниками погибшего, да еще получить у них согласие на изъятие органов. Во-первых, родственника не всегда и найдешь, во-вторых, скажи любому человеку, что твой близкий умер и тут же возьми его согласие на донорство органов. Вряд ли кто-то согласится. Люди не готовы, - считает Могели Хубутия. - Нужно формировать общественное мнение. СМИ должны пропагандировать донорство, как, например, это делают западные страны. Государство должно озаботиться этой темой. Православная церковь тоже должна воспитывать своих прихожан так, чтобы они были согласны на посмертное донорство. Нужна длительная подготовка общества».

К слову, позиция РПЦ по поводу донорства органов была сформулирована в 2000 году на Архиерейском Соборе, где были приняты Основы социальной концепции. В них указано, что «использование органов человека без его согласия - это нарушение человеческой свободы. Поэтому Церковь не поддерживает презумпцию согласия на посмертное изъятие органов. Любовь, а в жертве и заключается настоящая любовь, может быть только свободной. Вместе с тем Церковь поощряет добровольное желание человека пожертвовать частью своего тела для спасения жизни ближнего».

Елена Сердечнова
«Русская планета», 14 мая 2015

идеология и власть, законы и конституция, слова и термины, россия, заговоры и конспирология, партии и депутаты, общество и население, менталитет, медицина и здравоохранение, вопросы и ответы, нравы и мораль, современность, дискуссии

Previous post Next post
Up