Технология мирового чуда

Jan 21, 2015 01:01

«Слава богу, у меня ничего не мироточит»
Как представители православной церкви объясняют истечение мира, слез или крови из религиозных артефактов

В Альметьевске, одном из крупнейших городов Республики Татарстан, в конце октября наблюдалось церковное чудо - во время Международной православной ярмарки, посвященной 700-летию Сергия Радонежского, замироточила икона святого Русской православной церкви Иоанна Кронштадского. Об этом сообщает информационно-аналитическая служба «Русская народная линия». ©
~~~~~~~~~~



Подобное в октябре происходило и в Астраханской области - в Чуркинском монастыре Володарского района мироточили иконы Спасителя, Божьей матери и нескольких святых, о чем в своем сюжете сообщила государственная телекомпания «Лотос».

«Русская планета» попробовала разобраться, что же такое мироточение, что оно символизирует и что предвещает православным верующим сегодня - или же не предвещает ничего определенного.




Исследователь религий, научный сотрудник философского факультета НИУ ВШЭ Алексей Зыгмонт рассказал «РП», что истечение мира, слез или крови из религиозных артефактов - феномен, известный еще с эпохи эллинизма. «Существует легенда, что, когда Александр Македонский отправился в поход, вспотела статуя Орфея. Задолго до христианских мощей и икон плакала мраморная статуя Аполлона. В раннем христианстве икон не было, но во II-III веках мироточили мощи», - пояснил Зыгмонт.



Сейчас, как отмечает исследователь, наибольшее количество подобных случаев фиксируют православные и католики: «Характерно, что у протестантов, а тем более у иудеев и мусульман, ничего не мироточит». По словам Зыгмонта, наука о религии не может ничего сказать о том, какие физические или химические процессы стоят за этим явлением, так что его следует рассматривать в одном ряду, например, с чудесными видениями, то есть исходя из того, какое место оно занимает в истории религии и в повседневной христианской религиозности.

Зыгмонт рассказал и о полемике относительно подлинного и мнимого мироточения, которая ведется между центром и перифирией церковной жизни, то есть между ортодоксами и еретическими и профетическими группами, в терминах социолога религии Пьера Бурдье. «Представители церковного официоза считают себя монополистами на чудо и одновременно отказывают чуду в чудесности - дескать, мироточение ничего не доказывает, потому что иконы мироточат даже в "Церкви Божьей Матери Державная", которую они называют тоталитарной сектой. Однако для многих священников и мирян подобное чудо является важным свидетельством истинности их веры и божьего присутствия в мире, и подобная живая религиозность иногда квалифицируется их оппонентами как нездоровая "истерика" или "экзальтация", а само чудо - как действие бесов», - отмечает Зыгмонт. Продолжая мысль, он говорит, что с точки зрения официоза чудо непременно должно быть «церковным», поэтому иконы Ивана Грозного или Григория Распутина, которые почитаются некоторыми верующими как святые, но не прославлены на общецерковном уровне, не имеют никакого канонического права мироточить.



Святой Праведный Иоанн Кронштадтский
«Ортодоксальный "центр" обычно приемлет только те чудеса, которые случились когда-то давно и с кем-то другим, те, которые аннексированы традицией как легитимные. В Римско-католической церкви освидетельствованием чудес занимается Конгрегация по делам святых, которая располагает командой ученых и богословов: первые пытаются объяснить то или иное чудо научно, но если они терпят крах, уже богословы будут решать - божественное оно или дьявольское. Если и те и другие согласны между собой в том, что чудо - это чудо, они передают дело в Конгрегацию, а та - непосредственно папе римскому. Подобная комиссия была в Российской греко-католической церкви, но в современной РПЦ ее пока нет», - говорит религиовед.

Известно много случаев поддельного мироточения - плакавшая в 2002 году кровью статуя падре Пио, стоящая в городе Мессина, на самом деле плакала кровью одной из служительниц близлежащего монастыря, а статуя Девы Марии в австралийском Перте однажды расплакалась парфюмерным маслом с ароматом розы. В России самым известным историческим случаем разоблачения «лжемироточения» можно назвать дело, которое вел лично первый русский император Петр I. Историк конца XVIII века Иван Голиков пишет о том, как «мудрый монарх толковал окружавшим его, как отовсюду закрытое сгустившееся масло в холодном месте могло столь долго держаться, и как оно в помянутые дырочки в глазах у образа вытекало наподобие слез, растаявши от теплоты, когда то место, против которого оно лежало, нагревалось от свеч, зажигаемых перед образом». И в Ватикане, и во всех православных церквях существуют специальные комиссии, занимающиеся подобными разоблачениями.

Диакон Андрей Кураев рассказал РП, что церковный канон никак не институализирует это явление. Таким образом, трактовать то или иное мироточение как однозначно плохой знак или, наоборот, как благодать - личное дело каждого верующего. По его словам, официально подтвержденных церковью случаев мироточения не было уже как минимум десять лет. В целом Кураев относится к современным проявлениям этого чуда скептически, вспоминая, как один из архиереев православной церкви сказал ему в 90-е годы буквально следующее: «Слава богу, у меня в епархии ничего не мироточит». Тогда, вспоминает Кураев, по всей стране, как грибы после дождя, возникали специальные «мироточительные» центры - это мог быть и храм, и простая квартира, но мироточить начинала абсолютно любая икона, что, конечно, вызывало и до сих пор вызывает некоторые подозрения. Например, в Свято-Веденском монастыре Иванова в конце девяностых мироточили 1047 икон, что в десятки раз больше всех произошедших до этого мироточений всех мировых христианских церквей. Альметьевский случай Кураев прокомментировал в том смысле, что проводимые ныне церковные ярмарки - это «только бизнес и ничего личного», причем под «личным» здесь имеется в виду вера и подлинное православие.



Диакон Андрей Кураев
Епископ РПАЦ Григорий Лурье, напротив, считает, что в современной истории церкви как минимум одна действительно мироточивая икона все же была. Написал ее в 1982 году некий афонский монах русского происхождения, после чего передал ее прихожанину РПЦЗ Иосифу Моньюсу (который, как считает Лурье, на самом деле был тайным монахом); в скором времени Моньюс вместе с этой иконой эмигрировал в США, где и случилось духовное чудо - икона начала мироточить совершенно невообразимым количеством мира, настолько невообразимым, что миро с этой иконы расходилось не смоченными ватками, как это обычно происходит, а целыми ампулами. Запах этого миро был необычайно силен - Лурье рассказывает, что его можно было почувствовать даже сквозь закрытую сумку.

Моньюс повез эту значимую икону сперва по всей Америке, а потом и по всему православному миру. В 1997 году Моньюс доехал до Греции, остановился там в придорожном отеле, где был убит неизвестным румынским бандитом, так и оставшимся безнаказанным. Мироточивая икона при этом пропала и не найдена до сих пор.

Лурье также рассказал и о другом духовном чуде, связанном с иконами, - о их самореставрации. Один из таких случаев он знает из первых уст - в начале девяностых годов старинная икона Спасителя в Иоанно-Кронштадском женском монастыре обновлялась прямо на глазах без всякого постороннего участия. Насчет большинства случаев мироточения в 90-х Лурье солидарен с Кураевым - он считает это жульничеством некоторых священников, причем жульничеством по древнейшей схеме, прямо как в истории с Петром I: на икону наносили огромное количество мира, клали в холодильник, после чего в теплом храме она естественным образом начинала рыдать.

Дмитрий Сидоров
«Русская планета», 14 ноября 2014

религии, мнения и аналитика, христианство, факты и свидетели, версии и прогнозы, города и сёла, святыни, поволжье, россия, секреты и тайны, биографии и личности, мистика и оккультизм, иконы, известные люди, регионы, традиции, православие, современность, нонсенс

Previous post Next post
Up