Что запрещено знать о советском образовании
Часть из рассказа Андрея Помялова «Сколько стоят русские мозги?»
Профессор Стэнфордского университета, почетный член многих академий мира, отмеченный многочисленными наградами разных государств русский эмигрант Степан Прокофьевич Тимошенко посетил СССР в 1958 году, изучая советскую систему образования. Он написал книгу, в которой отметил, что уровень высшего технического образования в СССР намного превосходит уровень образования на Западе. Но руководство СССР не стало печатать и распространять эту книгу, а положило её в архив Спецхрана. Почему?
©~~~~~~~~~~~
Click to view
Собеседники: Андрей Помялов - кандидат физико-математических наук, выпускник ФФКЭ МФТИ 1981 года, 10 лет опыта работы в РАН до эмиграции, 15 лет опыта работы в университетах и хай-тек промышленности в США, Канаде, Израиле, в настоящем - живет и работает в Роcсии; Артём Войтенков - Познавательное ТВ.
Андрей Помялов: 55 лет назад профессор Тимошенко приехал после 36 лет эмиграции с визитом в Советский Союз, это был 1958 год после того, как мы запустили спутник. Видимо, на этой волне он приехал, чтобы посмотреть, что за система образования, высшего образования в Советском Союзе.
Профессор Тимошенко кто он такой? Он начинал в царской России. Уже там стал известен. Учился в Петербургском университете, преподавал там же, преподавал потом в Киевском университете. Но так получилось, что гражданская война, раздирай и все такое прочее. И он вынужден был бежать с семьей сначала в Сербию, а потом очень быстро в Америку. Он общепризнанный отец прикладной механики, отец мировой прикладной механики. Множество монографий, очень много публикаций. Его никак не могут поделить. Украинцы считают его своим, американцы считают его своим. Я не знаю реальных мотивов, почему профессор Тимошенко приехал в 1958 году. 36 лет он жил совершенно спокойно в Америке и никуда не приезжал. И вдруг после того, как Советский Союз запустил спутник, первым вышел в космос, профессор Тимошенко решил приехать в 1958 году посмотреть, что такое советская система образования.
Он написал по этому поводу книжку (ред.: С. Тимошенко "Инженерное образование в России", 1996 год. Перевод издания 1958 года).
Книжка была издана в 1958 году. На Западе была издана широко. В Советском Союзе ее положили в спецхран. И до 1996 года она лежала в спецхране. В 1996 году, спасибо этим людям, которые это сделали ее вынули, перевели на русский язык и издали. Там просто можно найти, что он пишет, что очень эффективная система оказалась подготовки кадров вся полностью.
Артём Войтенков: Советская.
Андрей Помялов: Да, советская. Он проехал по всем университетам по ведущим, он посмотрел программу, он видел эти программы. Он просто не сделал количественные оценки, которые я сделал. Но качественные он сделал, сущность. Он сказал такую фразу в своей книге, что американская система высшего образования была плохая еще в 20-х годах, когда я там начинал работать. Он сказал, что инженерам, ведущая компания военно-промышленного комплекса Westinghous отобрала этих инженеров для разработок, для работы по разработкам, я им читал лекции и выяснилось, что они не знают элементарных курсов сопротивления материалов и аналитической механики, которые я читал еще второкурсникам в университете.
Артём Войтенков: В русском?
Андрей Помялов: Да, еще в царском университете. И он сказал, что мне пришлось им заново эти курсы преподавать. Сейчас - сказал он, имея в виду 1958 год, - многое изменилось к лучшему в американской системе высшего образования. Но - сказал он, - учитывая насколько плохо наше школьное образование. Наше - имеется в виду американское. Мы вряд ли когда-либо догоним Советский Союз в деле высшего образования.
Артём Войтенков: Ну, судя по вашим графикам….
Андрей Помялов: Это было сказано в 1958 году. Эта книга имеется сейчас на русском языке, ее можно прочитать.
Артём Войтенков: Да, и собственно говоря, ваши исследования это подтверждают.
Андрей Помялов: К счастью, я думал, что будет хуже. К счастью, оказалось то, что, по крайней мере, то, что дают в наших университетах еще очень даже на хорошем уровне все находится.
Артём Войтенков: Давайте с профессором Тимошенко закончим. Как вы думаете, почему эта книга была запрещена в России? Скажем так, не печаталась. Это очень хороший идеологический ход. Вот книга, пожалуйста, написал.
Андрей Помялов: Вот я тоже так думал. Чего Советскому Союзу прятать эту книгу вообще не понятно.
Артём Войтенков: Не понятно.
Андрей Помялов: Нужно наоборот ее выставить - смотрите, какая у нас крутая система. Не знаю. Понятия не имею. Может быть, боялись, что специалисты ломанутся на Запад и все найдут работу.
Артём Войтенков: В 50-х годах это было очень сложно сделать.
Андрей Помялов: Да, это было практически невозможно.
Текстовая версия: Анна Удот, Наталья Ризаева
Познавательное ТВ, 6 октября 2014