Загадки икон - чудо или мастерство иконописцев?

Aug 04, 2011 05:33


В храме Александровска находится "трехмерная" икона. Под разными углами зрения на ней можно увидеть лики Святой Троицы. В Омске искусствоведы бьются над разгадкой уникальной иконы "Усекновение Иоанна Предтечи". Неизвестна природа мироточащих и плачущих икон. Чудеса христианства или искусство иконописцев скрывается за этими любопытными эффектами?
В пригороде украинского города Луганска Александровске есть старый православный Свято-Вознесенский храм. Храму насчитывается 239 лет. Настоятель, протоирей Яков говорит, что это единственный храм в округе, который не закрывался за все время своего существования и ни разу не был осквернен. В здании никогда ничего не было, кроме непосредственно церкви, ни при войне 1812 года, ни при революции 1917-го. Храм был действующим даже во времена Великой Отечественной войны, закрываясь максимум на один-два месяца. Свято-Вознесенский храм известен еще и тем, что в нем хранится уникальная икона. Под разными углами зрения на ней можно увидеть три лика - Отца, Сына и Святого Духа. Священнослужители говорят, что не знают, кто автор этой чудо-иконы. Нет также сведений о том, когда и при каких обстоятельствах она появилась в церкви. По словам ключницы Светланы, отец-настоятель храма рассказывал, что в советские времена, когда церкви закрывались, в Свято-Вознесенский храм свозили иконы со всех близлежащих храмов. Видимо, именно так "трехмерная" икона и оказалась в Александровске. Неизвестно, старинная ли это икона, или новодел. Это уже вопрос к экспертам-искусствоведам. Пока же ее собираются выставить для поклонения.
Подобные визуальные эффекты действительно могут иметь место. Так, в Омске искусствоведы бьются над разгадкой не менее уникальной иконы "Усекновение главы Иоанна Предтечи".


Икона "Усекновение главы Иоанна Предтечи" была написана в XIX веке. Но экспертам до сих пор не удалось раскрыть секрет ее "двуликости". Директор Омского историко-краеведческого музея Петр Вибе рассказывает: "Икону я нашел в Нижнеомском музее, когда мы подбирали экспонаты для выставки. Рассматривая изображение, я понял, что она уникальна и загадочна. Оказалось, что под определенным углом света лик Иоанна Предтечи сменяется ликом Христа". В музей же эта икона попала от жительницы села Антоновка Зои Александровой. Ранее икона была семейной реликвией и передавалась по женской линии.
Сейчас это произведение находится на реставрации. Художник Наталья Минько так объясняет эффект "двуликости" иконы: "Ранее на этой доске был изображен лик Христа, и поверх него мастер нанес новое изображение. Со временем последний слой истончился, и сквозь него стал проступать образ Христа. Но чтобы с уверенностью говорить об этом, нужно провести еще много исследований".

Что касается иконы из Александровского храма, то здесь не все так просто - скорее всего, мастер изначально задумывал икону, которая бы показала триединство Бога - Святую Троицу.

В июле 2011 года археологи нашли уникальную икону Георгия Победоносца. Ее размеры - примерно три на пять сантиметров. Как уверяют археологи, аналогов этой иконы нигде в мире нет. Икона представляет собой изображение святого Георгия, которого неизвестный мастер глубоко вырезал на кости. По предварительным данным, раритет датирован XIV-XV веками.

До сих пор неизвестна природа плачущих и кровоточащих икон. В Неапольском соборе хранится, по мнению католиков, кровь святого Януария, епископа Беневито, обезглавленного римлянами в 305 году. Ежегодно ровно на 24 часа его засохшая кровь на дне пиалы вдруг обращается в красную жидкость. Это Превращение из твердого в жидкое созерцали и подтверждают многие врачи и ученые. Но объяснить этого никто не может.


Икона "Святая Дева Мария Гваделупа" - одно из многочисленных чудес христианства. В Мексике историю про пожилого крестьянина Хуана Диего знает каждый ребенок. Более четырех веков назад старик собирал хворост, когда увидел прекрасную юную женщину и тотчас признал в ней Деву Марию. Дабы уверить старика-язычника в чуде, Святая Дева обратила хворост в ярко-красные розы, а его плащ - в икону. Вся сцена этих чудесных превращений поместилась в зрачке изображенной на иконе Богородицы.

Картины можно увидеть лишь с помощью микроскопа - пасущиеся коровы, кудрявая голова женщины, даже капли росы на цветах. Изобразить эту сцену со всеми мелкими подробностями в пределах всего лишь полутора миллиметров зрачка не смог бы ни один, даже самый искусный умелец. Также икона представляет собой голограмму - плоское изображение на ней предстает объемным.

Ученые еще в 70-е годы усомнились в том, что эта работа - дело рук человеческих. Проведенный тщательный анализ ничего не дал - разгадать загадку "Святой Девы Марии Гваделупской", как и многих других христианских святынь, пока не удалось.
Анна Орлова

религии, иконы, культура, секреты и тайны

Previous post Next post
Up