О «глухаре» на Пальме

Mar 03, 2014 10:06

Кто убил Улофа Пальме?
Писатель Стиг Ларссон считал, что к смерти шведского премьер-министра причастны спецслужбы ЮАР

Известный шведский писатель Стиг Ларссон, автор романа «Девушка с татуировкой дракона», утверждал, что знает, кто убил премьер-министра Швеции Улофа Пальме 28 февраля 1986 года, пишет газета Svenska Dagbladet. В преддверии 28-й годовщины смерти шведского политика издание опубликовало новые материалы, связанные с его убийством. ©
~~~~~~~~~~~



Улоф Пальме
Газета пишет, что получила доступ к архивным материалам писателя, которые он отправил следственной группе, занимающейся делом об убийстве премьера.

В своем расследовании Стиг Ларссон приходил к выводу, что к смерти Пальме могли быть причастны южноафриканские спецслужбы. Посредником в заказном убийстве премьера писатель считает наемника и бывшего агента спецслужб ЮАР Бертиля Ведина по кличке Морган - на момент убийства он был широко известен в шведских правоэкстремистских кругах.

Заместитель генерального прокурора Швеции Керстин Скарп, ведущая прокурорский надзор за расследованием дела, заявила изданию, что Ведин не входит в круг их подозреваемых. «Если бы это была большая группа заговорщиков, дело давно бы раскрыли. Мы не поддерживаем эту версию», - сказала она.

Сам Ведин обвинения Ларссона отрицает. В интервью шведскому изданию «Афтонбладет» он назвал их «выдумками тех, кто сам причастен к убийству». По словам Ведина, почти сразу после убийства премьера он сообщил шведским спецслужбам, что Улофа Пальме устранила Рабочая партия Курдистана (РПК).

Существует несколько версий убийства Пальме, среди них фигурирует и месть курдов за объявление шведскими властями их партии террористической организацией с последующей высылкой из страны в начале 1986 года восьми членов РПК. По другой версии, Пальме «заказал» иранский режим мулл - шведский премьер активно противодействовал поставкам оружия Тегерану. Волю Ирана якобы тоже исполнили курды. Однако вскоре после начала расследования дела версия «курдского следа» зашла в тупик.



Бертиль Ведин
Другое предположение, которое и поддерживал Ларссон, - причастность к убийству Пальме режима апартеида. О возможной связи смерти премьера с южноафриканскими спецслужбами сообщали шведам агенты британской разведки MI-6.

Улоф Пальме действительно вызывал неприязнь у южноафриканских властей: при нем Швеция стала первой страной, запретившей своим предпринимателям иметь дело с ЮАР. Он активно призывал международное сообщество не сотрудничать с режимом апартеида.

При этом в версии о причастности ЮАР к убийству шведского премьера подозрения падали как на южноафриканское правительство, в том числе на главу государства Пита Бота, так и на праворадикальные организации в самой Швеции. Они недолюбливали Пальме за ведение борьбы с неравенством и национализмом, и предполагается, что националисты могли вступить в сговор с апартеидом.

Некоторые исследователи смерти Пальме отмечали, что заговор правых против него мог быть связан с его предстоящей встречей с руководителем СССР Михаилом Горбачевым. Они опасались, что в результате Швеция начнет сотрудничать с Советским Союзом.

Среди других версий фигурировали индийские коррупционеры, иностранные бизнесмены, охранка Пиночета, КГБ.

С момента смерти шведского премьера в его убийстве признавались более ста человек; в основном это были люди с психическими отклонениями.

В итоге главным подозреваемым стал Кристер Петерссон, который был арестован «по горячим следам» практически сразу после смерти Пальме. Однако суд оправдал его за недостаточностью улик, а государство выделило ему около $50 тысяч компенсации.

Позднее Петерссон публично признавался в убийстве Пальме. Появлялась информация о его «сговоре» с одним из самых известных преступников страны - Ларсом Тингстремом по кличке «Бомбист», который был ярым ненавистником шведского государства, а все его преступления были связаны с терроризмом. И хотя следственная группа обращалась в Верховный суд в связи с появлением новых свидетельств по делу, его так и не возобновили. Петтерссон скончался в 2005 году от травмы головы.

Согласно шведскому законодательству, срок давности по делам об убийстве составляет 25 лет. Однако необходимость продолжения расследования смерти Улофа Пальме шведы объясняют тем, что это дело показывает доверие государства к обществу.

Виктория Кузьменко
«Русская планета»

20-й век, 80-е, смерти и жертвы, секреты и тайны, европа, терроризм и экстремизм, правители, страны и столицы, даты и праздники, история, версии и прогнозы

Previous post Next post
Up