После Первой мировой войны карта Европы была изменена, образовалось несколько новых государств.
В результате этого три миллиона немцев оказались поданными Чехословакии. Когда к власти пришел Адольф Гитлер, он пожелал объединить всех этнических немцев в одном государстве.
Судетские немцы во время депортации. ru.wikipedia.org.
В сентябре 1938 года он сосредоточил внимание на этих трех миллионах немцев, живших в той части Чехословакии, которую называли Судетской областью.Судетские немцы своими протестами спровоцировали насильственные действия чехословацкой полиции. Гитлер заявил, что 300 судетских немцев были убиты. В действительности это было не так, но Гитлер использовал это утверждение в качестве повода для размещения германских войск вдоль границы с Чехословакией.
Невилл Чемберлен Адольф Гитлер, 1938 год
В такой обстановке британский премьер-министр Невилл Чемберлен, пытаясь разрешить кризис, отправился на встречу с Гитлером в его личную горную резиденцию в Берхдесгадене. Ниже приведены три отрывка из протокола этой встречи, написанного самим Чемберленом.
1. Он сказал, что с юности его умом владеет расовая теория, и он считает, что немцы едины, но что он проводит различие между возможным и невозможным и признает, что существуют такие места, где есть немцы, но их невозможно добавить в Рейх; однако когда они находятся на государственной границе Рейха - это другое дело, его самого интересуют десять миллионов немцев, три миллиона из которых находятся в Чехословакии. Поэтому он полагает, что эти немцы должны войти в состав Рейха. Они хотят этого, и он твердо решил, что это должно произойти.
Немыслимо, чтобы сохранялась ситуация, когда Чехословакия подобна острию копья в боку Германии.
Тут я сказал: «Подождите, есть один вопрос, который я хочу прояснить, и я объясню, почему я этого хочу: вы говорите, что эти три миллиона судетских немцев должны быть включены в состав Рейха; будете ли вы этим удовлетворены, вы не хотите ничего больше? Я спрашиваю, потому что многие люди думают, что это не всё, что вы хотите расчленить Чехословакию».
Тогда он разразился длинной речью: он выступает за единство расы, ему не нужно множество чехов; все, что ему нужно - это судетские немцы.
2. Я уже переходил к некоторым дальнейшим вопросам по этой теме, когда он сказал: «Но все это кажется чисто теоретическим; я хочу перейти к реальным вещам. Триста жителей Судетской области убиты, подобного не должно больше происходить, - дело надо решать сразу, и я твердо намерен решить его; меня не волнует, будет ли мировая война или нет, я твердо намерен решить это дело, причем решить его скоро; я предпочитаю идти на риск мировой войны тому, чтобы позволять ситуации затянуться».
На это я ответил: «Если фюрер твердо намерен решить это дело силой, даже не ожидая, что между нами будет иметь место дискуссия, для чего он позволил мне сюда приехать? Я зря потратил время».
3. Я мог высказать ему мое личное мнение, которое заключалось в том, что в принципе я ничего не имею против отделения судетских немцев от остальной части Чехословакии, при условии, что можно будет преодолеть практические трудности.
Источник:
http://www.nationalarchives.gov.uk/education/lesson31.htmПеревод для сайта www.world-war.ru
Марии Шеляховской