На днях пересмотрел фильм "Брестская крепость". Фильм отличный, задевающий душу, особенно на фоне такого дерьма, как цитадели и штрафбаты.
Но есть в этом фильме одна деталь, которая неприятно режет слух. Ложка дегтя в бочке меда. Я имею в виду слова в конце фильма о том, что майор Гаврилов (один из главных героев) попал в фашистский плен, а после войны якобы был репрессирован. Деталь-то маленькая, но впечатление оставляет неприятное. "Как же так? - подумает зритель, особенно молодой, плохо знакомый с историей. - Люди героически сражались, не жалели крови, а потом свои же их и репрессировали!".
И вот сегодня, вдруг вспомнив этот эпизод, решил выяснить, как же все-таки был репрессирован майор Гаврилов.
Итог - НИКАК!Читаем классический труд об обороне Брестской крепости С.С. Смирнова:
Все эти годы вражеской неволи Гаврилов вел себя, как подобает коммунисту и советскому гражданину, и ничем не унизился перед врагом. Он легко прошел государственную проверку, был восстановлен в звании майора и осенью 1945 года получил новое назначение.
[Читать ...]Оно выглядело несколько неожиданным. Этот человек, который только что перенес страшный, истребительный режим гитлеровских лагерей и испытал на себе все бесчеловечные издевательства врага над людьми, оказавшимися в его власти, сейчас был назначен начальником советского лагеря для японских военнопленных в Сибири.
Казалось бы, человек мог ожесточиться там, в плену, и теперь в какой-то мере вымещать все, что он пережил, на прямых союзниках врага. Но Гаврилов и здесь остался настоящим коммунистом и советским человеком. Он сумел с исключительной гуманностью, образцово поставить дело содержания пленных в лагере. Он предотвратил эпидемию тифа среди японцев, ликвидировал злоупотребления со стороны японских офицеров, через которых снабжались пленные солдаты. Я видел у него документы с выражением благодарности по службе за хорошую постановку дела в лагере.
Однако служить в армии ему пришлось недолго - Вооруженные Силы после войны быстро сокращались прежде всего за счет бывших военнопленных, и он был уволен в отставку, на пенсию. Пенсию ему определили небольшую - в то время бывшим пленным не засчитывали годы войны в срок армейской службы, и жить на эти средства было нелегко. Вместе со своей второй женой Гаврилов переехал в Краснодар, где долго служил в довоенные годы, и там, отказывая себе во многом, построил на окраине города маленький скромный домик. http://lib.ru/PRIKL/SMIRNOW/brest.txt
Не располагает сведениями о репрессиях и Википедия:
После освобождения из плена восстановлен в армии в прежнем звании. В партии не был восстановлен по причине утраты партбилета и пребывания в плену. С осени 1945 года служил начальником лагеря японских военнопленных в Сибири.
В 1946-47 годах проживал на родине, в Пестречинском районе, затем переехал в Краснодар.
В 1955 году Гаврилов нашёл жену и сына, с которыми расстался в самый первый день войны[3][4].
[Читать ...]После выхода в 1956 году книги Сергея Смирнова «Брестская крепость» восстановлен в партии и представлен к высшей награде страны.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 января 1957 года за образцовое выполнение воинского долга при обороне Брестской крепости в 1941 году и проявленные при этом мужество и героизм Гаврилову Пётру Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 10807).
С 1968 года до конца жизни жил в Краснодаре по адресу ул. Светлая, 103 (в 1980 году переименована в ул. Гаврилова).
Сам продюсер фильма Игорь Угольников утверждает, что отправка начальником лагеря военнопленных и то, что Гаврилова долгое время не представляли к званию Героя - это и есть репрессии. http://rus.ruvr.ru/2010/11/13/33957202.html Это, конечно, его право, однако у наших граждан слово"репрессии" стойко ассоциируется с расстрелом или, по крайней мере, с долгим заключением в ГУЛАГе.
Так что использование этого слова нанесло фильму (и его создателям) ощутимый урон. Зря это они сделали. И здесь не устояли перед антисоветскими штампами.