Почему экспедиция Томсона, три года проработав на острове, не заметила 880 гигантских статуй моаи
May 02, 2024 07:32
Это одна из фотографий с закопанным моаи, сделанная в 1915 году на отрове Пасхи, он же Рапа-Нуи, он же Easter Island, кем-то из помощников писательницы либо самой писательницей Кэтрин Рутледж (1866-1935), автором книги The Mystery of Easter Island: The Story of an Expedition, 1919 года издания, которая собственно и познакомила широкий круг читателей с более никем никогда не подтвержденной великой историей, легендами, загадочным культом Человека-Птицы народа Рапа-Нуи, в науке - создателями гигантских статуй моаи.
Писательницей, закончившей дни в психиатрической больнице, стоит уточнить; такие у создателей истории кадры.
Откройте полную версию фото и хорошо рассмотрите его.
Теперь о событии из предыстории фотографии, моаи и острова, происходившем за сорок лет до Рутледж.
В 1886 году на остров Пасхи прибыла на корабле "Могикан" и начала трехлетнюю работу большая экспедиция во главе с помощником командующего ВМФ США, героем Гражданской войны, начальником и казначеем экспедиции в одном лице Уильямом Джудой Томсоном (1841-1909).
Было проведено тотальное исследование острова, описано все, что надлежит описать, начиная от флоры, фауны, геологии, составлены карты, систематизирваны объекты, в частности, 113 ритуальных платформ аху, собраны бесчисленные артефакты, таблички ронго-ронго, составлены словари, описаны антропология, быт аборигенов... Итоги свел в 1891 году глава экпедиции в отчете Te Pito te Henua; or, Easter Island
Отчет удивителен тем, что самому выдающемуся достоянию острова - статуям моаи уделено мизерное внимание.
Сделана одна фотография, которая при сравнении с реальным видом говорит, что это фотомонтаж - здесь она среди остальных лжесвидетельств. Нарисована одна заготовка исполинской статуи моаи в каменоломне, где сейчас этих заготовок две. Подробно зарисованы пять моаи. Этот - шестой.
На острове, сообщу или напомню, 887 моаи (886 с учетом происшествия, о котором здесь; вряд ли рассыпавшийся после наезда пикапа моаи подлежит восстановлению). Экспедиция, ставившая целью создание по сути энциклопедии острова, описывает даже не процент. Как это понимать? Единственным образом: не было других.
И даже этого шестого моаи, закопанного возле платформы аху, успевшей обветшать к моменту фотографировани Рутледж (качество построек соответствует названию), не было. Если вы сравните зарисовку и фотографию, то увидите, что моаи развернут в другую строну. Фактически эта зарисовка в отчете Томсона в комплекте с фотографией Рутледж удостоверяет, что это эскиз и проект одной из статуй. И вообще, чем занималась экспедиция три года, если не ими? Ни одна из декларированных и выполненных задач экспедиции Томсона не требует столько времени.
И еще одно событие, наложившееся на экспедицию. В 1888 году капитан-лейтенант ВМС Чили и командир крейсера "Эсмеральда", ветеран русско-турецкой войны в составе британского флота и Тихоокеанской - чилийского Торо Уркадо Поликарпо (1856-1921) занял остров, проведя до этого переговоры и уладив финансовые вопросы с владельцами имущества, англичанами, французами, католической миссией. Новая власть в его лице учредила колонию из трех семей, определила туземцев в деревню-резервацию, обнеся оную пограничной оградой. Остальной остров, более 90% площади, был передан в аренду шотландско-чилийской компании Williamson-Balfour Company, специализировавшейся на полезных ископаемых (коих нет на острове), под овцеводство (!!!). Вот на этом закрытом от всех, включая туземцев, острове и создавались прославленные гигантские статуи моаи в масштабе, в котором они имеются сейчас, сначала экпедицией, затем иполнителями под крылышком рудно-овцеводческой фирмы.
Естественно, формовкой, в ямах на склонах, смесью с вулканическим туфом в составе. По готовности грунт раскидывался, форма убиралась. Никто не такал их по острову; это занятие - только для ученых. В принципе нельзя исхитриться доставить по горам и долам, например, двух крупных моаи весом по 80 тонн на расстояние 3,6 и 5 км и не развалить их. Какой площади должно быть место приложения тянущей силы, способной двигать 80 тонн? И по какой поверхности должны скользить 80-тонные идолы, чтобы не обломать и не стереть выступающие части? Так надо ставить задачу, а не кантовать стоймя изваяния в масштаб меньшего веса и большей прочности по твердому ровному покрытию.
Первых же пятерых моаи делали еще под испанской короной, в конце 1870-х годов, чему есть наглядные свидетельства - найдете их здесь.
[Приходится ставить это] Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney (Яндекс-кошелек) 410013946572302.