Наделение историей. Сказки литератора Павла Свиньина
Dec 29, 2023 06:24
Русский писатель, издатель, редактор, журналист, историк, живописец Павел Петрович Свиньин (1787-1839) был широко известным литератором при жизни и совершенно не известным после нее. Брат сенатора П.П. Свиньина, зять А.А. Майкова, тесть А.Ф. Писемского, двоюродный дядя М.Ю. Лермонтова, личный знакомый и приятель Ф.В. Булгарина, А.С. Грибоедова, И.А. Крылова, А.С. Пушкина и других мастеров слова, прототип главного персонажа комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя всю жизнь вращался в литературной среде, много писал, но литератором был никудышным и лавров на поприще служенья муз не снискал.
Собратья по Парнасу высмеивали П.П. Свиньина за дилетантизм, показной патриотизм, лизоблюдство, лживость, поверхностность и бездарность. А.С. Пушкин злобно шутил над ним в сказке "Маленький лжец". П.А. Вяземский уничтожил его точной эпиграммой... Хотя это не мешало тому же П.А. Вяземскому и другим с удовольствием публиковаться в журнале "Отечественные записки", который, пользуясь связями, П.П. Свиньин учредил и издавал.
Естественно, на правах издателя П.П. Свиньин разбавлял выдающуюся плеяду русских мыслителей, собранную под обложкой журнала, и своими бездарными сочинениями. Проявлял свой, по выражению В.В. Стасова, "беспокойно преувеличенный патриотизм" в исторической беллетристике и в том, что, по выражению Д.Н. Свербеева, "для каждой книжки своего журнала создавал он какого-нибудь русского гения-самоучку", вся примечательность которого состояла в том, что он "сам по себе собственным трудом доходил до решения задач, давно уже известных и одним им только неведомых".
В историю литературы в компании с великими русскими писателями П.П. Свиньин, несмотря на связи, так и не вошел. Зато вошел в науку историю, как ни больше ни меньше первый биограф великого русского камнетеса, скульптора, строителя Самсона Суханова. Одного из сказочных "русских гениев", сочиненного для первого выпуска "Отечественных записок" 1818 года. О коем, разумеется, никто никогда не слышал до сочинения П.П. Свиньина и не знал после него вплоть до того самого момента, пока другие сказочники, будущий декабрист, талантливый инженер Н.А. Бестужев и будущий выдающийся архитектор О.де Монферран в своих сочинениях не включили его в подрядчики и исполнители самых выдающихся гранитных объектов Санкт-Петербурга.
Еще и такие бывают эпизоды создания истории: придумать автора объектов, сделанных закрытой до 20 века технологией искусственного гранита, поручают бездарному, но деятельному литератору. Прописать исполнение технически - инженерам.
Давайте насладимся сочинением П.П. Свиньина, не зря ж его страшно стесняются цитировать историки и совсем не любят разбирать литераторы.
Не обращайте внимание на то, что у Самсона Семеновича отец Ксенофонт. Придумал автор для своего героя с библейским именем более подходящее отчество, от древнегреческого писателя, полководца и философа, порадовался своей находке, добавил патетики и высокопарных выражений к тексту, а исправить отчество во вступительной части забыл. Бывает...
Красноярск не в Вологодской губернии, он на реке Енисее, в Сибири. С географией у П.П. Свиньина дела, увы, обстояли не блестяще.
Бутошник, коим нанимался на зиму в Красноярск отец русского гения, это будочник, низший чин полиции.
Здесь нужно восторгаться великим русским гением, который пылким шестилетним ребенком в минуту возводил в уме в пятую степень число 12.
Ну а что? Освоив чертежное ремесло с углем и мелом к 8 годам, герой понял, что самое время отправляться в странствие по Руси с котомкой, сочинить веселую песенку про свою бедность и петь ее, зарабатывая на хлеб родителям. Молодец!
В 12 лет наниматься на корабль и три года плавать и ходить бурлаком, удивляя товарищей разнообразными талантами - настоящий путь гения. Музыкант, сапожник, танцор, создатель колес для водяных мельниц... - это метафорическое развертывание автором известной поговорки "И швец, и жнец, и на дуде игрец". Но про то, что гения ласкали молодые парни, автор, пожалуй, написал зря.
Вот и начинается подлинный, богатырский эпос!
В 17 лет поплыть на Шпицберген и 50 верст тащить по льдинам корабль, подгоняемый ветром - это не плюшки со стола таскать.
Зайцев отродясь на Шпицбергене не водилось. Леса для избушек тоже. Китов в 25 саженей (53 метра) нет во всем мировом океане, Длина крупнейшего в мире синего кита 33 метра, крупный гренландский кит, единственный полярный вид, в максимуме 22 метра. Полярная ночь на Шпицбергене по Юлианскому календарю (старому стилю) наступает 13 октября и ни днем раньше. Но для богатырей все возможно.
Победа над белым медведем, подобная победе библейского Самсона над львом, да еще в полярную ночь, когда не видно ни зги, единственный эпизод "догранитной" биографии, слегка известный в сети. Львов в Отечестве не водится, пришлось Самсону Свиньина побеждать самого крупного из доступных хищников. Хитрость с воткнутыми лыжами против бурых медведей (шатунов, надо полагать, ибо нормальные бурые медведи зимой спят) достойна гения. Другие гении с этой замечательной находкой не известны; медведи, наверное, съели.
Полярный день на Шпицбергене начинается 20 апреля, а даты 30 февраля не бывает.
Тем, кто до сих пор не понял, в чем смысл упоминания небывалой даты. Это сделано специально, в порядке сигнала о том, что целенаправленно пишется ложь. Точно так же сигнализировали небывалыми датами, например, участники группы Дятлова, которых избивали и убивали до середины февраля, заставляя досниматься и периписывать дневники - давали понять милиции, родственникам и сегодняшним дятловедам, что описаны события, каких не было.
Впечатляют деяния восьми человек, набравших гагачьего пуха за месяц до 20 пудов - 320 кг. Пух, для справки, собирают из гнезд, по 20 грамм с гнезда. Весь мировой сбор гагачьего пуха на отведенных под гагачьи колонии островах - 3000 кг в год.
Впечатляют мешки яиц. Это как?
А вот и банька сообразилась на безлесом берегу. 300 кораблей под флагами всех морских держав барражируют у Шпицбергена на рейдах, о чем сообщает корабельщик одного из кораблей, виденных в разъездах...
Трудно сказать, как поместились на барке много сот моржей, белуг, шкур медведей... и еще большое количество бочек с жиром.
И как же сказочному богатырю обойтись без сочинения эпической песни, ставшей народной от Архангельска до Шпицбергена!
Битье зверей дубинами двумя витязями и двухсуточный отдых прямо восходят к подвигу Ильи Муромца под Черниговом. Направо махнет - улица, налево махнет - переулочек, так и побил Илья войско вражье дубиною...
536 верст (572 км) за трое суток на лодочке - это 8 км в час, против течения, вдвое быстрее скорости пешехода, если совсем не спать и не отдыхать.
Вложив первые барыши от великих петербургских строек в лук и продав его с выгодой в Красноборске, до коего Самсон плыл почему-то через Устюг (посмотрите на карте, где тот и другой город, из Вологды можно плыть только в Устюг через Красноборск, а никак не наоборот), герой стал наконец прикащикъ.
А это собственно перечень объектов, ради которого и писалась вся эта сказочная галиматья про сказочного персонажа. Которого историки - вот истинная загадка истории! - считают реальным. Он на 6 страницах.
Баболовская Царь-ванна, впервые упомянутая опять же П.П. Свиньиным, описывалась в данном журнале еще тут, но не грех повторить.
Знаменитую Царь-ванну, приписываемую великим працивилизациям, космическим пришельцам и камнетесу Суханову, сходил и сфотографировал участник форума о глобальных постановках Невский, и сделал это не с тех ракурсов, которые любят все нынешние интернет-ученые, а с нужных.
Форма царь-ванны далеко не идеальна, о "космической сверхточности" "непостижимых технологий працивилизаций" говорить не приходится. Искусственный гранит закладывался в котел - внешнюю форму, внутрь внешней формы ставился котел на 80 см меньше диаметром. Если заполнить внутренний котел водой - 23 тонны, следя за тем, чтобы он не сбился в сторону, вода отформует чашу идеальным образом.
Поскольку во времена мифического камнетеса Суханова цельнолитого котла таких размеров не было, то на ванне обязательно должна быть вмятина от шва. Вот она - вмятина, переходящая в выпуклость, соответствующая валу шва котла, переходящему во вмятину.
На нижней кромке вполне видна и послойная последовательная закладка мокрой смеси искусственного гранита, и очевидные капли-потеки, набрякшие после снятия опалубных форм (наружную пришлось срезать и ломать, по-другому она не снимется).
Грыжа, соответствующая вмятине внешней опалубки - котла.
По нижней кромке даже буквы , опоясывавшие металлоизделие, немножко пропечатались, хотя их заглаживали после снятия формы. Форма в виде котла предназначалась для чего-то более возвышенного, памятника или вроде того, но по основному назначению не использовалась - забракован был проект. Почему бы и не сделать "артефакт таинственных працивилизаций", не пропадать же трудам...
На верхней кромке вполне узнаваемые капли и микропузырьки, успевшие обозначиться до полного высыхания.
Ясен пень, формовалась не для применения, а именно как "непостижимый артефакт". Ни систем слива-подогрева, ни какой-либо логистики и намека на оную нет и следа.
Заодно заметим, что у заказчика описания П.П. Свиньиным Царь-ванны представление об объекте тоже было не очень ясным. В ванне примерно 23 кубометра, или 1900 ведер, а не 800, как у заказчика и П.П. Свиньина.
Александровская колонна, бесспорно строившаяся из сегментов под оболочку искусственного гранита, в сочинение П.П. Свиньина еще не вошла. Но в подробных репортажах "Северной пчелы" 1832 года - там же на ссылке - его Суханов есть; он уже вошел в историю. А пока литератора П.П. Свиньина попросили оставить открытый конец: упомянуть необыкновенный способ ломки гранита, которым будут делать колонну для истории. Что литератор и выполнил с удовольствием.
Еще и намекнув на формы для искусственного гранита в рисунке.
* Для чего авторы прибегают к демонстративной, явной, всячески подчеркнутой лжи? При всей литературной безграмотности П.П. Свиньина невозможно представить, чтобы человек не знал, что не существует 30 февраля, не бывает 53-метровых китов, и т.д., и т.д.
Читатели журнала давно знают: чтобы добиться противоположного понимания. Так поступил участник ученого десанта Наполеона в Египет Франсуа-Шарль Сесиль, добавивший и выпятивший в изображении Великих пирамид сумасшедшую деталь, показывающую даже и школьнику, что оно ложно - найдете об этом тут. Похожим образом поступил и наш современник Н.В. Фоменко, коему в 2000 году надлежало открывать для рунета и мира Великую Тартарию, но он сделал это так, чтобы понимающие поняли, что он не имеет к ней отношения и от нее не в восторге, из-за чего в 2004 году пришлось переоткрывать Тартарию интернет-академику Н.В. Левашову... Ни в коем случае не приветствуя открытия того и другого, просто показываю метод: как автору сообщить читателям, что этот вброс не мой, и я не приветствую его. Генерал И.А. Плиев, которому довели пожелание описать в военных мемуарах тогда еще не построенную Великую Стену, сделал это так, чтобы любой школьник понял, какие два участка были готовы к 1945 году, а что построено при Мао Дзэдуне... Так же и Павел Петрович Свиньин, хоть и был бездарным литератором, но оказался честным человеком и с удовольствием, в увлекательной, смешной и забавной форме, используя в благородных целях единственный свой талант - умение врать без берегов, сдал сразу списком все творения сказочного Самсона Суханова.
*
Спасибо блогеру litera, напомнила об одном необходимом дополнении. Дополняю, расширив.
Как известно, ни одного реквизита реальной жизни великого камнетеса не существует.
Год рождения фактически неизвестен. Самому сочинителю Суханова литератору Свиньину доверять нельзя. В одном месте он пишет: "Мать же его кормилась зимою подаянiемъ, а лѣтом жила въ работницахъ, гдѣ и произвела его на свѣт на сѣнокосѣ въ 1766 году". В другом месте пишет: "Ему былъ 31 годъ отъ роду, когда воцарился Императоръ Павелъ I" (6 (17) ноября 1796 года, если кто забыл), то есть год рождения - 1765. Современные исследователи установили еще два года рождения - 1768 и 1769.
Год и место смерти не известны, могилы не существует, родственники и наследники отсутствуют.
В исторических и искусствоведческих кругах считается, что хотя бы один прижизненный портрет великого камнетеса имеется. Но и он при беглом рассмотрении таковым не является. Вот этот.
В. А. Тропинин. "Портрет Самсона Ксенофонтовича Суханова". 1823. Холст, масло. 75,5 x 58,5. Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени.
Во-первых, какой из известных годов рождения ни бери, получается, что в год написания картины великому камнетесу было значительно меньше лет, чем персонажу картины - от 54 до 58 лет. Старик на картине существенно старше.
Во-вторых, в том же 1823 году тот же художник В. А. Тропинин написал с того же натурщика другой портрет.
В. А. Тропинин. "Нищий старик". 1823. 67,5 х 53. Государственный Русский музей.
Антропометрия абсолютно та же, даже левый глаз значительно ниже правого, а это достаточно редкая особенность.
Художник упражнялся в создании разных образов одной натуры и изобразил свое представление о Самсоне Суханова в виде библейского старца, более ничего.
Благодаря подсказке блогера sehem-het - спасибо ему! - мы можем точно определить, кто и когда безосновательно определил старика на картине как Суханова - искусствовед Т. М. Буевская в 1968 году. Здесь об обстоятельствах этого открытия, здесь статья краеведа, историка Н.П. Столбовой в журнале "Клио" о несостоятельности этого открытия - за деньги, здесь можете познакомиться с ней бесплатно.
Наконец, даже и реальная биография Тропинина и придуманная - Суханова не оставляют возможности их встречи, ибо художник в 1823 году проживал в Москве, Суханов - якобы в Санкт-Петербурге.
Таким образом, даже и одного прижизненного портрета великого камнетеса не существует.
[Вынужден ставить.] Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 4276020033021665. ЮMoney(яндекс-деньги) 410013946572302.