По какой-то причине тираж не был изъят. Но может быть и был, а мы видим сейчас один из обязательных экземпляров, отправляемых издателями в несколько инстанций, одна из которых оставила архив печатной продукции, в конце концов попавший в Библиотеку Президента.
Три отпечатанных странички: собственно изображение, титул и текст на двух языках.
Издание явно готовилось к распространению при торжественном открытии колонны после двух лет якобы шлифовки, но не было распространено, судя по единственному нашедшемуся в сети экземпляру. Причина, разумеется, в тексте.
Никогда не редактирую оригинальные фотографии и скрины, но в этом случае сделаю исключение. Хочется, чтобы все прочли и насладились, не ломая глаз, этим прекрасным текстом, где наконец-то нашлось недостающее звено всего эпоса Александровской колонны.
Самое интересное место - в современной орфографии, с сохранением стилистики оригинала:
"Два года шесть сот человек работников безотлучно трудились над отделением двенадцатисаженного колосса от материка; его обделали, выкатили на берег и погрузили на изготовленное особенно для сего плоскодонное судно в 150 футов длины. Вышед из канала , чрез береговую отмель, меж двух огромных плотин в море сооруженного, судно с драгоценным своим грузом, посредством четырех пароходов, проплыло благополучно 160-верстное пространство от Питерлакса сюда, и явилось на берегу Невы".
Что такого уникального в этом тексте? Люди, сколь-либо сведущие в истории колонны заметили это и без подчеркивания. Чтобы остальные могли осознать уникальность и величие этого источника, нужно вспомнить основные вехи мифа о колонне.
Фантастическая вырубка рекордного в мире 1600-тонного монолита из рапакиви - с финского "гнилого камня", самого негодного, бросового, хрупкого, пористого, щелеобильного, быстроразрушающегося и т.д. вида гранита, годящегося только на гранитный щебень, из которого ни до, ни после великих питерских памятников не делали ничего стоящего, описано подробно и Монферраном, и "Северной пчелой".
Как делали из монолита на месте крупнейшую в мире 600-тонную гранитную колонну - описано наспех, кратенько, общими словами, но описано.
Как грузили колонну на специально построенный корабль "Святой Николай" и везли морем четырьмя кораблями-буксирами до столицы, описано Монферраном, его помощником, "Северной пчелой". Проводка по морю (но не погрузка!) - единственный этап, к которому нет вопросов. Если не считать судьбы "Святого Николая", неизвестно где и когда сделанного и неизвестно куда канувшего после мероприятия. А ведь этот корабль для рекордного груза - не рояль в кустах. Объективно он - гордость российского грузового флота, не могли его пустить на дрова и забыть; его появления и его дальнейшее использование должны быть отмечены и пиитами и бюрократами.
Транспортировка, беспрецедентная на тот момент в мире, и вдвойне уникальная установка на Дворцовой площади мегалитического символа чести и славы Российской Империи, как это ни странно, вообще не вызвала никакого внимания бесчисленных журналистов, публицистов, всякого рода деятелей слова, искусства, пропаганды и просто грамотных людей культурной и административной столицы Империи. Кроме бесконечно повторяемых всеми историками Монферпрана и Пчелы" и безграмотного очерка для обывателей с переписанными из первых источников техническими моментами, совсем не любимого историками - ноль свидетельств. Об установке есть три подложных картины. О последующих двух годах якобы шлифовки- картина Гагарина, запечатлевшего реальное строительство.
Чувствуете, какая огромная лакуна зияет в саге о колонне?
Никто не сообщал и не пытался сообщать о том, как колонна вывозилась из мелководного залива Виролахти, почти вся акватория которого имеет глубину меньше роста человека. А ведь это важнейшее звено легенды о колонне, без которого вся легенда уходит на дно.
Был в саге о колонне эпизод прохождения залива, по-своему прекрасный и отважный. Но от него отказались по причине затратности, бредовости и невозможности. С тех пор историки молчат об этом этапе пути колонны и вообще о мелководности заливе, делая вид, что факта не существует. Сетевые историки молотят всякую, когда их ткнешь в этот факт. Наш замечательный источник, с которым мы здесь знакомимся, закрывает и эту лакуну в легенде о колонне! Ниже мы подробно рассмотрим план проводки через залив и причины отказа от него, а пока напомним факты.
Это современные данные о глубинах. Скрин с интерактивной карты глубин с выделенными ближайшими к полуострову точками с глубиной в метрах.
Берег Монферрана вверху, от него до нижнего ряда отметок примерно 0,6-0,8 км. Взрослый человек пройдет все эти отметки пешком, не замочив головы. * Здесь маленькое дополнение, сделать которое несколько дней упрашивали сетевые ученые, чрезвычайно взволнованные темой. С благодарностью одному и второй блогерам - показываю глубину фарватера залива Виролахти на современной карте глубин. Фарватер залива во всех описаниях и на картах идет с юга на север посередине залива и проходит вблизи полуострова с каменоломней. На карте 1803 года его глубина в районе полуострова 3 и 4 фута, к северу 3 1\2 фута, к югу - 5 футов. Если мы продлим нижний рядочек цифр последнего скрина прямо от последней отметки 1,3 м до восточного берега залива Виролахти, мы пересечем фарватер под прямым углом. И убедимся, что два с лишним века назад картограф, не имея никаких современных средств навигации и пользуясь только лодочкой и глазомером, почти не ошибся. Отмель у полуострова с каменоломней на середине залива переходит в фарватер глубиной 1,6 м (5 футов 3 дюйма), далее дно поднимается до 0,6 м упирается в прибрежные острова и восточный берег залива. Открыв полную версию картинки, найдете между двумя отметками 0,6 м значок якоря.
Что сказать о фарватере? Шириной он подойдет и для крупнейшего авианосца. Но глубина не очень впечатляющая. Человек среднего роста перейдет его пешком. Но людям ростом ниже 170 см придется делать это, высоко задирая нос.
* Так выглядит берег Монферрана. Сплошные камни, уходящие в мелководье.
Пристань примерно напротив отметки 0,6 м. Так начертил ее сам Монферран.
Так обрисовала положение пристани "Северная пчела".
"Упомянутая пристань построена на берегу взморья, против самой вынутой массы колонны, и можно сказать, находится с нею в параллельном направлении".
Так Монферран описал свою пристань - благодарность блогеру Взор .
Для погрузки колонны я устроил причал, который вдавался в море на расстояние 30 туазов (58,5 м); этот причал был сделан из обломков гранита, которые получались в результате промысла. В конце этого причала находилась пристань, длина которой составляла 105 футов (32 м), а ширина - 80 футов (24.4 м). Её конструкция состояла из каркаса на сваях, балки которого пересекались между собой и образовывали углубления (полости), заполненные гранитом. Верхняя часть этих углублений была соединена (сопряжена) другими, более сплочёнными балками, на которых были закреплены два ряда досок, составлявших пол этой пристани, в конце которой поперёк в море был построен передовой мол, образовавший вместе с нею канал, в котором держалось судно. Именно на этом пирсе, когда колонна была загружена, были установлены кабестаны. Длина мола, как и гавани, составляла 105 футов, а ширина канала - всего 44 фута (13.4 м), что позволило с большей лёгкостью пришвартовать корабль.
Как видим, Монферран тоже знал про канал, но не сообщил ни длины, ни направления, ни каких-либо подробностей. Другими словами, он отредактировал свой текст, прежде чем пустить окончательную версию в огласку, убрав из него все относящееся к каналу, оставив только упоминание о начале его, абсолютно необходимом для погрузки.
Так визуально изобразил вход корабля "Святой Николай" по каналу в причальное сооружение босса итальянский архитектор швейцарского происхождения на российской службе, с 1828 года помощник Монферрана. Никто опять же не написал, как он вообще лавировал, крупнейший в Российской Империи транспортный корабль, безвестно канувший после миссии, парусами, буксирами, гением российских инженеров и Монферрана... Глубина канала, как видим, примерно два роста человека, или не менее 3,5 м, или около 12 футов.
Разумеется, никаких следов этой фантастической пристани, каркасов из вбитых свай и балок, наполненных гранитом мола, канала, как и вообще всех строений не существует. В этих каменюках вообще невозможно ни рыть каналы, ни вбивать сваи. Но нам интиересна идея создателей истории.
Знали ли авторы легенды о мелководности залива? Несомненно, знали и придумывали способ ее преодолеть еще на начальном этапе создания легенды. На современных им картах мелководность пооказана, причем, в этом показе чувствуется некоторая формализм и пренебрежение картографов к своим обязанностям и к заливу по причине того, что он в принципе не интересен заказчикам - морским ведомствам.
На Карте морской окуратной части Карелии, содержащая в себе часть Балтийского моря 1803 года буквально видно, как российский картограф (матрос на лодочке, помощник картографа), зашед в заливчик, доплыл до отметки 0,6 м, как раз напротив будущей виртуальной каменоломни (ее примерное место помечено крестиком) и виртуальной пристани, измерил грузиком глубину в 2 фута, дальше не поплыл. Дальше глубина в 0,1 м, которая может открываться и виднеться даже при микроскопических балтийских приливах-отливах. Это место картограф обозначил как маленький остров, всю остальную акваторию пометил точками, как территорию "не моря - не суши", скрывающуюся и открывающуюся при приливах отливах. Развернулся и поплыл переносить свои кроки в более окуратную форму. Хотя за отметкой в 0,1 м есть ещедовольно обширная территория глубиной 0/9 ь -3 фута.
Шведский лодочник, изучавший залив для морской карты Андерса Акермана 1768 года , не доплыл даже до 2-футовой отметки, осьановился на глубине 1 м - 3фута и уплыл обратно. Зачем флоту подробности залива, в который не зайдет ничего крупнее шлюпки?
В этой каменной мели на подходе к берегу Монферрана и прорыли в первоначальном замысле канал, начало которого сохранилось и в окончательной редакции.
Как шел канал, и где его конец? И причем тут две плотины рассматриваемого источника?
Источник, надо сказать, вряд ли вообще что-то понял из гидротехнических подробностей, о которых ему толковал полпред авторов легенды, и написмал как написал - ахинею. По стилю и ошибкам видно, что это безвестный публицист, малограмотный болван, ничего, кроме патриотической патетики, писать не умеющий. Вот это сразу бросается в глаза:
дорического Ордена гранитовое подножие бронзовыми плоско-выпуклыми изображениями (вместо барельефами) 150 футъ(а не футовъ) длины...
Заказчика на тот период такое устроило, главная задача, пропаганда идеи натуральности колонны, решалась и в этом исполнении, посему цех создателей легенды не стал обращаться к кому-либо из маститых публицистов.
Нагруженный "Святой Николай, в описаниях "Северной пчелы", мы помним, погружен на 9 футом. У пристани Монферрана канал выкопан на все 12 футов, что оправдано - при меньшей глубине корабль рискует повредить, раздавить днище в момент погрузки. Дальше, как ни крути, кораблю нужен фарватер 10-футовый фарватер. Но беда в том, что через весь залив Виролахти от окрестностей берега Монферрана до самых запирающих залив островов фарватер на ближайшей по времени карте составляет 5 футов (1,52 м). Рыть канал через весь Виролахти - затея абсурдная, долгая и сверхзатратная. Поэтому кабинетный ум разрабочиков придумал выход: в окрестностях берега Монферрана путь корабля углубляется каналом, а 5-футовая глубина фарватера углубляется до требуемой 10-футовой запиранием залива Виролахти. В грапницах запертой зоны корабль встает над точкой в 10 футов, вода спускается. Вот тут-то и нужны две плотины.
Посмотрим, как это могло выглядеть в планах кабинетного разработчика.
Канал от берега Монферрана до фарватера можно проложить двумя маршрутами.
Две плотины в горловине залива Виролахти резонно расположить в двух самых узких местах горловины залива Виролахти между берегами и запирающими залив островами. После прохода фарватера и западной плотины придется делать еще один маленький канал. Проливчики-протоки между островами засыпаются в одной точке; сие не трудно, там какие-то несколько футов.
В кабинете все выглядит красиво. Линии берегов с окантовкой, отрезки плотин. Окантовка, стилизованная прод цепочки гор, особенно хороша! Настолько, что наш прекрасный литератор, отец Самсона Суханова и прототип главного героя комедии "Ревизор" Павел Свиньин прорубал в этих горах взрывами дорогу для масс путешественников, желающих полюбоваться с северного берега Виролахти на всемирно знаменитую каменоломню. На месте все рассыпается в мелкий прах и рассеивается бесследно. Залив очень мелкий и плоский, берега и острова -подстать, только скальные массивы местами. Линии берегов "гуляют" с приливами-отливами на десятки, а с большими (по балтийским меркам) приливами-отливами - на сотни метров. Часть берегов, заросших камышами, вообще не определяется. Именно поэтому у картографов, два века чертивших залив, сколько карт - столько вариаций. Меняется конфигурация суши, исчезают и появляются острова, перпеходят в полуострова и обратно... Запереть этот залив какими-то плотинами в принципе невозможно, вода "не заметит" их, обойдя многими путями. Единственная теоретическая возможность запереть залив для подъема уровня воды - окольцевать его одной сплошной плотиной, ведя ее не по линиям берегов, а секциями, от одного возвышающегося массива к другому. А потом ждать до морковкина заговенья, когда ьречушка Виройоки с несколькими ручьями поднимет уровень до требуемых 10 футов (3,04 м). Что уже явная клиника и перебор.
Все эти вещи видны сразу, в первую же минуту при одном взгляде на залив. Так что первый же полпред создателей мифа о колонне, прибывший на место, почесал репу и издал резюме: убрать к финской бабушке из заготовок историографии колонны плотины и канал, оставвив только маленькую часть его Монферрану для погрузки.
Мы с вами не полпреды, но с удовольствием проиллюстрируем ход его мысли, посмотрим, что будет, если попытаться поднять уровень. Есть такая программа, показывающая конфигурацию суши при поднятии уровня моря на заданное количество метров. Найдем залив Виролахти и зададим поднятие на 2 метра. Это район запирающих залив островов. Взгляните, как разительно изменилась форма берегов и островов, сколько появилось новых островов с протоками между ними. Это значит, вода заполнила все территории, которые сегодняшний Гугл метит высотой 0 м над уровнеем моря и 1 м м над уровнем моря.
Вот так и меняются грандиозные планы создателей истории на чуть менее грандиозные.
[Приходится ставить] Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 4276020033021665. ЮMoney (Яндекс-кошелек) 410013946572302.