Юродство - сложный и многоликий феномен культуры Древней Руси.
Юродство занимает промежуточное положение между смеховым миром и миром церковной культуры.
Можно сказать, что без скоморохов и шутов не было бы юродивых. Оно стало русским национальным явлением.
В это время православный Восток почти не знает юродивых. Их нет также ни на Украине, ни в Белоруссии (Исаакий Печерский так и остался единственным киевским юродивым). Римско-католическому миру этот феномен также чужд.
Это, в частности, доказывается тем, что о русских юродивых с немалым удивлением писали иностранные путешественники XVI-XVII вв. - Герберштейн, Горсей, Флетчер и др.
Чтобы вступить на путь юродства, европейцу приходилось переселяться в Россию.
Поэтому среди юродивых так много выезжих иноземцев. Назову несколько Авраамий Смоленский, Прокопий Устюжский, Василий Блаженный. Московский, Никола ПсковскийСалос, Михаил Клопский. Исидора (память 10 мая), Серапион Синдонит (14 мая), Виссарион Египтянин (6 июня), палестинскиймонах Симеон (21 июля), Фома Келесирский (24 апреля) и,наконец, Андрей Цареградский
Мы должны все же помнить о различении юродства врожденного и юродства добровольного.
Имеется сколько угодно фактов, доказывающих, что среди юродивых было много вполне разумных людей .
Интересно,что к отказу от юродства могут привести самые разнообразные соображения, как внутренние, так и внешние побуждения.
Одно из таких побуждений - стремление заняться писательским трудом. Для юродивого, пребывающего «в подвиге», писательство исключено.Юродство есть аскетическое самоуничижение, мнимое безумие, оскорбление плоти .
Дервиши, как и юродивые, упражнялись в умерщвлении плоти. Они глотали пылающие угли, змей, скорпионов, осколки стекла, загоняли в тело иглы. Делалось это в виду толпы, так что дервишей называли «крикунами», «плясунами» .
Юродство действительно могло быть одной из форм интеллигентного и интеллектуального критицизма. Это не имеет религиозной подоплеки. Просто христианство оккупировало себе это явление и юродивость всегда выходило за рамки христианства,оно не вмещалось в узкие рамки догм. Оно не есть просто сатира,это философская и провидческая сатира в этом оно вобрало лучшие,но уже забытые черты скоморошества.
Есть ли сейчас фигуры,кто тянет на это высокое духовное звание? Даже не скажешь. Не Шендерович же, со своей либеральной тенденциозностью,не Аркадий Райкин с простым паясничанием,не те,что из шоу пародистов, не Андрей Сахаров ,оторванный от действительности.
Не Задорнов,напрочь с отсутствующим видением и простыми ошибками в народной лингвистике. Нет юродивых и среди клоунов.
Так кто же?
Тяготы юродства, его «безобразие» - это одновременно и плата за позволение обличать. Есть два качества в этом явлении : дар предвидения и неприкосновенность. Юродство-это прежде всего зрелище.
Юродивый наедине с собой не юродствует .
Ночью юродивый - одиночка. Наедине с собой или с доверенным человеком он не безумен. Днем юродивый на улице, на людях,в толпе.
Прокопий Устюжский пророчествовал на соборной площади,сидя на камне. На людях юродивый надевает личину безумия,«глумится», как скоморох, «шалует».(Житие протопопа Аввакума..., с. 93).
Всякое людное место становится для него сценической площадкой.
И эта площадка на Руси называлась Юр.
Чем то это близко к некоторым чтецам или певцам в подземных переходах .
Не от ИАРЕДА оно,как считается продажными лингвистами.
Не по еврейской этимологии .
А от древнего понятия русского ЮР. И такое трепетное уважение к Дуракам на Руси. Тоже связано с явлением Юродства Юр это открытое возвышенное место для избранных выступающих .
На юру по Далю в виде наречия ,на возвышенном или открытом месте, на открытом воздухе, без приюта, покрышки, затулья; | на ветру или на сквозном ветру. Наюру хлеб веют. Здесь юрко, наюрко, проносит, продувает сквозным ветром.