В Арктику на хлюпках не ходи, или 13-го числа раздавило «Челюскин»... / К 85-летию памяти

Apr 12, 2019 23:07

Ещё Полюса и героизм здесь, здесь и здесь

Сталин отказался от помощи США: как погибал «Челюскин»
85 лет назад в Чукотском море затонул зажатый льдами пароход «Челюскин» / февраль, 2019

13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул пароход «Челюскин», за историческим походом которого из Мурманска во Владивосток следила вся страна. ©Ещё «Челюскин» и другие



Пароход "Челюскин", зажатый во льдах (13 февраля 1934 года). Кадр из кинохроники оператора Аркадия Шафрана
Два месяца команда и пассажиры просидели на льдине в условиях полярной зимы. Погиб только один человек - завхоз экспедиции Борис Могилевич.
85 лет назад в Чукотском море затонул раздавленный льдами пароход «Челюскин», названный в честь полярного мореплавателя XVIII века. Операция по спасению команды и пассажиров стала одним из символов раннего СССР. Корабль был построен в Дании, считался суперсовременным по меркам своего времени и предназначался для хождения между устьем Лены и Владивостоком. В июле 1933 года «Челюскин» побывал в копенгагенских доках, где мастера компании-производителя устранили несколько выявленных дефектов. А 2 августа, взяв на борт 112 человек, пароход вышел в свое последнее плавание из Мурманска во Владивосток.


Его задачей было отработать схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию.
На трудных участках пути в проводке «Челюскина» планировалось участие ледоколов.

«Заказал пароход Совторгфлот, получал - Главсевморпуть. Естественно, что эти организации предъявляли кораблю не совсем одинаковые требования, - вспоминал радист экспедиции Эрнст Кренкель. - Для решения задач, которые ставил Главсевморпуть, новый пароход годился лишь в минимальной степени. Конечно, лучше было бы взять вместо него другой, но другого просто не было».

Первые льдины попались на его пути еще в конце лета. Уже 13 августа по правому борту появилась серьезная течь и деформация корпуса. Возвращение назад обсуждалось, но не было одобрено капитаном. А 23 сентября корабль оказался полностью блокирован в районе аварии ледокольного парохода «Александр Сибиряков» в 1932 году. «Челюскин» дрейфовал вместе с находившимися на нем людьми почти пять месяцев. Благодаря удачному течению попавшее в ловушку судно двигалось на юго-восток и в начале ноября почти достигло Берингова пролива. У команды появилась надежда на выход на чистую воду. Однако течение неожиданно изменилось, и «Челюскин» стало относить назад.

Он намертво вмерз в лед и провел в таком беспомощном состоянии два месяца.
Тяжелые льды методично подтачивали борт корабля. Обшивка трещала по швам, а заклепки вылетали из корпуса. Ситуация значительно ухудшилась в феврале, но экипаж успел подготовиться к наиболее печальному варианту развития событий. В случае гибели парохода людей организованно пересадили бы на лед. То, что эвакуация однозначно понадобится, стало понятно в ночь на 13 февраля, которая выдалась особенно тревожной из-за частых сжатий и сильного торошения льда.

В 13:30 внезапным сильным напором разорвало левый борт на большом протяжении - от носового трюма до машинного отделения. Одновременно лопнули трубы паропровода, что лишило возможности пустить водоотливные средства. Ровно через два часа «Челюскин» затонул в 155 милях от мыса Северный и в 144 милях от мыса Уэлен. За это время команда организовано выгрузила на лед аварийный запас провианта, палатки, спальные мешки, стройматериал для возведения бараков, самолет и радио.



___Неизвестный автор. Люди "Челюскина": начальник экспедиции Отто Шмидт, капитан Владимир Воронин, помощник начальника экспедиции Алексей Бобров и радист Эрнст Кренкель, 1934

Эвакуация продолжалась до того момента, когда нос корабля уже погрузился в воду. Последними сошли капитан судна Владимир Воронин, начальник экспедиции член-корреспондент АН СССР Отто Шмидт и завхоз Борис Могилевич. В этот момент произошла трагедия. Оставшийся на корабле груз внезапно сместился, одно из бревен покатилось по палубе и придавило Могилевича, который упал в воду и погиб.

«После гибели парохода, хотя и с большим трудом, мы извлекли изо льда бревна, доски, дрова и прочее. Выгрузка была произведена исключительно дисциплинированно. Не было ни одного проявления паники, ни одного нарушения порядка», - рассказывал Шмидт.

На льду обосновались 104 человека, в том числе 10 женщин и двое детей, причем один из них, девочка геодезиста Васильева Карина, родилась уже во время похода.
Еще восемь человек покинули пароход ранее около острова Колючин.

Шмидт отправил в Москву сообщение о случившемся. Два дня спустя на совещании в Кремле организовали специальную комиссию под руководством Валериана Куйбышева. Было решено пробиваться к лагерю челюскинцев на собачьих упряжках, однако эта попытка не увенчалась успехом.

За историческим походом «Челюскина», как потом и за спасательной операцией, следили все газеты страны. Сообщения регулярно появлялись на радио. Гибель парохода стала общенациональным горем. Все искренне переживали за судьбу команды и пассажиров.

Были осведомлены о ЧП и в США.

После раздумий Иосиф Сталин категорически отказался от любого иностранного содействия.
Спасение людей осуществлялось исключительно силами граждан СССР. В ожидании спасателей им пришлось просидеть на льдине при температуре минус 40 градусов от трех недель до двух месяцев. 5 марта к базе челюскинцев пробился летчик Анатолий Ляпидевский на самолете АНТ-4. Он смог забрать десять женщин и двоих детей. Следующий рейс состоялся только 7 апреля. За неделю вывезли остальных «пленников». 13 апреля операция была завершена.

Дмитрий Окунев
«Газета.ру», 13 февраля 2019

30-е, реки и водоёмы, дороги и транспорт, смерти и жертвы, символы, эпохи, запад, факты и свидетели, даты и праздники, история, сталин и сталинизм, идеология и власть, героизм и подвиги, флот, сша, техника и технологии, арктика и антарктика, память, известные люди, катастрофы и катаклизмы, правители, ссср, агитпроп и пиар, мифы и мистификации

Previous post Next post
Up