Ещё «белый» ревизионизм
здесь и
здесь Кому и зачем нужен миф о 80% грамотных детей в царской России?
Одним из несомненных достижений большевиков является всеобщая грамотность населения, но и это сторонники «России, которую мы потеряли», намерены отнять у создателей первого в мире государства рабочих и крестьян / Сюжет «История: наука и понимание
(
Read more... )
Но чтобы показать это, придется ставить большой скрин.
Это энциклопедический словарь Брокгауза-Эфрона, 28 том, 1916 год. Последний из достоверных источников до революции.
Вот эта страница с диаграммой к большой статье "Начальное народное образование".
http://dlib.rsl.ru/viewer/01004103539#?page=85
Последние места - Сыр-Дарьинская, Якутская, Ферганская, Закаспийская и прочие нацокраины. Там даже и в 1980-х годах не всех удавалось поймать и обучить в их горах, тундрах и степях)))
Но основные губернии уверенно шли к 1918 году к 90 процентам, к 1924 - к 100. Как и планировалось реформой и предусматривалось бюджетом.
Reply
Reply
Прабабка, ровесница Ленина, из Вологодской губернии, с 17 лет жила в Сибири; все ее дети - мои деды и бабки, 12 человек, все крестьянского сословия , были грамотными, в доме книги держали.
И по всем моим данным, Наркомпрос достиг некатастрофичного уровня грамотности только к началу 1940-х. И только за счет резкого качественного снижения образования.
Обычная википедия, цифры и факты проверяемые:
Введение всеобщего начального обучения в 1930 г. создавало известные гарантии распространения грамотности. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе). Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью.
К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933-1937 годах только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных.
По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90 %.
330 учебных часов - это скольким классам ЦПШ соответствует?
Отсилы 0,2-0,3 (ноль целых три десятых) класса.
Сейчас много ходит пропаганды за белых и красных. Лучше обращаться к источникам.
Есть статистический сборник Тверской губернии 1913 года .
Цифры говорят о мощном приросте числа учащихся до 165 тысяч и числа грамотных призывников до 92 процентов в том самом 1913 году.
Каждый крестьянский двор сеял и убирал, продавал и покупал. В каждом была скотина. Каждой собирались, докупались корма...
Невозможно все это делать , читая по слогам, ставя закорючки.
На 100 душ крестьянского населения (душ, а не семей! ) 17 лошадей, 28 коров, 15 овец и коз, 3 свиньи.
Управляться с этим неграмотный не может.
*
В общем, по всему, в 20 веке Министерство совершило выдающийся рывок в охвате образованием. Наркомпрос только восстанавливал рухнувшую в гражданскую войну и последующую разруху грамотность.
Reply
_______
Статистика историческая, как я вижу вообще на протяжении своих 40 лет, - это плохой источник, частичный. Её беда в том, что её трактует всяк по-своему... Лучше статистики исторической говорят всё же сравнительные показатели с современностью, причём не только внутри себя, но и с соседями по планете, на мой взгляд.
Reply
Reply
Написана в 1895 году. Находится в Третьяковской галерее.
На картине изображена деревенская школа конца XIX века во время урока арифметики при решении дроби в уме. Учитель - реальный человек, Сергей Александрович Рачинский (1833-1902).
Эпизоду из жизни школы с творческой атмосферой, царившей на уроках, и посвятил своё произведение Богданов-Бельский, сам в прошлом ученик Рачинского.
На классной доске написан пример, который ученикам необходимо решить.
Предлагаю нынешним выпускникам школ и вузов поупражняться в устном счете для крестьянских детей конца 19 века, прежде чем открывать спойлер.
[клац]
Первый способ решения
Для того, чтобы решить это выражение существует несколько способов. Если вы в школе учили квадраты чисел до 20 или до 25, то скорее всего она не вызовет у вас особого труда. Это выражение равно: (100+121+144+169+196) разделить на 365, что в итоге преобразовывается в частное 730 и 365, что равняется: 2. Чтобы решить пример этим способом вам могут пригодиться навыки внимательности и умение держать в уме несколько промежуточных ответов.
Также эту задачу можно решить за 1 секунду, если вы знаете последовательности Рачинского.
Последовательности Рачинского для счета в уме
Для решения знаменитой задачи Рачинского можно также использовать и дополнительные знания о закономерностях суммы квадратов. Речь идет именно о тех суммах, которые называются последовательностями Рачинского. Так математически можно доказать, что следующие суммы квадратов равны:
32+42 = 52 (обе суммы равняются 25)
102+112+122 = 132+142 (сумма равняется 365)
212+222+232+242 = 252+262+272 (что составляет 2030)
362+372+382+392+402 = 412+422+432+442 (что равняется 7230)
Чтобы найти любую другую последовательность Рачинского, достаточно просто составить уравнение следующего вида (обратите внимание, что всегда в такой последовательности справа количество суммируемых квадратов на один меньше, чем слева):
n2 + (n+1)2 = (n+2)2
Это уравнение сводится к квадратному уравнению и легко решается. В данном случае «n» равняется 3, что соответствует первой последовательности Рачинского, описанной выше (32+42 = 52).
Таким образом, решение знаменитого примера Рачинского, можно произвести в уме еще быстрее, чем было описано в данной статье, просто зная вторую последовательность Рачинского, а именно:
102+112+122+132+142 = 365 + 365
В итоге уравнение с картины Богдана-Бельского принимает вид (365 + 365)/365, что, несомненно, равняется двум.
Reply
Понимаете, я повторяю, что статистикой лучше не пользоваться, а тем более такими исключениями, как Рачинский. Получится или что развиты лишь центральные области, и средняя температура по палате как всегда врёт, или то, что большинство было, как моя бабуля...
Reply
Но пропагандистам как раз этого не надо. Им надо среднюю по палате, или по самым лучшим либо худшим ее местам.
Reply
И зная вас, как ваш читатель, желаю вам не попасть в один ряд с теми, кто эти мифы (лживые и антисоветские по сути) распространяет намеренно - они в статье тоже указаны. А роль РИ в статье не принижается - ей просто даётся честная оценка (слишком медленны были эти реформы, слишком медленны)... Если бы всё шло темпами РИ, то до атомной бомбы мы так бы и не дошли...
Reply
Reply
Leave a comment