Им лишь бы нашу Родину опоганить, или Безграмотный хруст о России, которой не было...

Apr 02, 2019 23:09

Ещё «белый» ревизионизм здесь и здесь

Кому и зачем нужен миф о 80% грамотных детей в царской России?
Одним из несомненных достижений большевиков является всеобщая грамотность населения, но и это сторонники «России, которую мы потеряли», намерены отнять у создателей первого в мире государства рабочих и крестьян / Сюжет «История: наука и понимание ( Read more... )

национальная идея, 20-й век, заговоры и конспирология, красные и белые, бедные и богатые, образование и воспитание, русофобия и антисоветизм, пятая колонна, общество и население, социализм и коммунизм, российская империя, символы, демография и социология, факты и свидетели, противостояние, 90-е, развал страны, реформы и модернизация, версии и прогнозы, 20-е, детство, идентификация, двойные стандарты, россия, культура, школа, информационные войны, уровень жизни, известные люди, манипулирование, фальсификации и мошенничества, современность, политика и политики, религии, мнения и аналитика, скандалы и сенсации, расизм и классы, опровержения и разоблачения, подмена понятий, РПЦ и церковь, деградация, история, грамотность, революции и перевороты, идеология и власть, законы и конституция, ревизионизм, большевики и кпсс, ложь и правда, народ и элиты, нравы и мораль, статистика, перестройка, рабочие и крестьяне, ссср, мифы и мистификации, священники

Leave a comment

gorojanin_iz_b April 4 2019, 19:28:32 UTC
К 1915 году охват детей школами в основных губерниях стремился к 70-80 процентам.

Но чтобы показать это, придется ставить большой скрин.

Это энциклопедический словарь Брокгауза-Эфрона, 28 том, 1916 год. Последний из достоверных источников до революции.

Вот эта страница с диаграммой к большой статье "Начальное народное образование".
http://dlib.rsl.ru/viewer/01004103539#?page=85



Последние места - Сыр-Дарьинская, Якутская, Ферганская, Закаспийская и прочие нацокраины. Там даже и в 1980-х годах не всех удавалось поймать и обучить в их горах, тундрах и степях)))

Но основные губернии уверенно шли к 1918 году к 90 процентам, к 1924 - к 100. Как и планировалось реформой и предусматривалось бюджетом.

Reply

mamlas April 4 2019, 19:38:14 UTC
На неравномерность по регионам вы указали сами, но интересно было бы посмотреть такие же данные для детей не только младшего школьного возраста. А то я знаю на примере своей бабули (1908 г.р.), что такое 4 класса то ли ЦПШ, то ли ещё чего такого на селе - умела лишь расписываться в три закорючки, писать крякозябрами да читать по слогам, ну и арифметика... более ничего. Такая вот грамотность, за которую при СССР и тройки жаль... А ведь она была из зажиточных, т.е. учили её тогда как минимум неплохо, видимо, согласно как раз этой диаграммы. Т.е. я указываю, что вы путаете количество с качеством, указанным в статье...

Reply

gorojanin_iz_b April 4 2019, 20:49:35 UTC
У меня были совсем другие родственники, не из зажиточных))
Прабабка, ровесница Ленина, из Вологодской губернии, с 17 лет жила в Сибири; все ее дети - мои деды и бабки, 12 человек, все крестьянского сословия , были грамотными, в доме книги держали.

И по всем моим данным, Наркомпрос достиг некатастрофичного уровня грамотности только к началу 1940-х. И только за счет резкого качественного снижения образования.
Обычная википедия, цифры и факты проверяемые:

Введение всеобщего начального обучения в 1930 г. создавало известные гарантии распространения грамотности. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе). Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью.
К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933-1937 годах только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных.
По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90 %.

330 учебных часов - это скольким классам ЦПШ соответствует?
Отсилы 0,2-0,3 (ноль целых три десятых) класса.

Сейчас много ходит пропаганды за белых и красных. Лучше обращаться к источникам.
Есть статистический сборник Тверской губернии 1913 года .

Цифры говорят о мощном приросте числа учащихся до 165 тысяч и числа грамотных призывников до 92 процентов в том самом 1913 году.





Каждый крестьянский двор сеял и убирал, продавал и покупал. В каждом была скотина. Каждой собирались, докупались корма...
Невозможно все это делать , читая по слогам, ставя закорючки.

На 100 душ крестьянского населения (душ, а не семей! ) 17 лошадей, 28 коров, 15 овец и коз, 3 свиньи.
Управляться с этим неграмотный не может.



*
В общем, по всему, в 20 веке Министерство совершило выдающийся рывок в охвате образованием. Наркомпрос только восстанавливал рухнувшую в гражданскую войну и последующую разруху грамотность.

Reply

mamlas April 4 2019, 21:16:35 UTC
Ну, просоветские и не отрицают, что начинали НЕ с нуля (те же ж/д или ГОЭЛРО, или армия). Во всяком случае, я стараюсь давать именно такие статьи - которые показывают преемственность. В этой же указывается, что антисоветские изначально исходят из того, что в СССР стало хуже...
_______

Статистика историческая, как я вижу вообще на протяжении своих 40 лет, - это плохой источник, частичный. Её беда в том, что её трактует всяк по-своему... Лучше статистики исторической говорят всё же сравнительные показатели с современностью, причём не только внутри себя, но и с соседями по планете, на мой взгляд.

Reply

mamlas April 4 2019, 19:42:19 UTC
Кстати, ради интереса, прочтите по вашей ссылке окончание предыдущей страницы и начало - следующей. Там большое несхождение с этой диаграммой и её трактовкой вами. С уважением!

Reply

gorojanin_iz_b April 4 2019, 21:39:23 UTC
Мне вот эта картина нравится. Николай Богданов-Бельский. "Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского".

Написана в 1895 году. Находится в Третьяковской галерее.



На картине изображена деревенская школа конца XIX века во время урока арифметики при решении дроби в уме. Учитель - реальный человек, Сергей Александрович Рачинский (1833-1902).

Эпизоду из жизни школы с творческой атмосферой, царившей на уроках, и посвятил своё произведение Богданов-Бельский, сам в прошлом ученик Рачинского.

На классной доске написан пример, который ученикам необходимо решить.





Предлагаю нынешним выпускникам школ и вузов поупражняться в устном счете для крестьянских детей конца 19 века, прежде чем открывать спойлер.

[клац]
Первый способ решения

Для того, чтобы решить это выражение существует несколько способов. Если вы в школе учили квадраты чисел до 20 или до 25, то скорее всего она не вызовет у вас особого труда. Это выражение равно: (100+121+144+169+196) разделить на 365, что в итоге преобразовывается в частное 730 и 365, что равняется: 2. Чтобы решить пример этим способом вам могут пригодиться навыки внимательности и умение держать в уме несколько промежуточных ответов.

Также эту задачу можно решить за 1 секунду, если вы знаете последовательности Рачинского.

Последовательности Рачинского для счета в уме

Для решения знаменитой задачи Рачинского можно также использовать и дополнительные знания о закономерностях суммы квадратов. Речь идет именно о тех суммах, которые называются последовательностями Рачинского. Так математически можно доказать, что следующие суммы квадратов равны:

32+42 = 52 (обе суммы равняются 25)

102+112+122 = 132+142 (сумма равняется 365)

212+222+232+242 = 252+262+272 (что составляет 2030)

362+372+382+392+402 = 412+422+432+442 (что равняется 7230)

Чтобы найти любую другую последовательность Рачинского, достаточно просто составить уравнение следующего вида (обратите внимание, что всегда в такой последовательности справа количество суммируемых квадратов на один меньше, чем слева):

n2 + (n+1)2 = (n+2)2

Это уравнение сводится к квадратному уравнению и легко решается. В данном случае «n» равняется 3, что соответствует первой последовательности Рачинского, описанной выше (32+42 = 52).

Таким образом, решение знаменитого примера Рачинского, можно произвести в уме еще быстрее, чем было описано в данной статье, просто зная вторую последовательность Рачинского, а именно:

102+112+122+132+142 = 365 + 365
В итоге уравнение с картины Богдана-Бельского принимает вид (365 + 365)/365, что, несомненно, равняется двум.

Reply

mamlas April 4 2019, 21:48:33 UTC
А мне она не нравится - получается, что в сравнении с ней, уж коли Рачинский для РИ был уникумом, общий уровень таким не был. Ну и то, что в той же Третьяковке висит Грозный убивает сына, тоже не убеждает в силе такого аргумента.

Понимаете, я повторяю, что статистикой лучше не пользоваться, а тем более такими исключениями, как Рачинский. Получится или что развиты лишь центральные области, и средняя температура по палате как всегда врёт, или то, что большинство было, как моя бабуля...

Reply

gorojanin_iz_b April 4 2019, 22:13:02 UTC
Так и я про палату. Центральные губернии были грамотные. Нацокраины полуграмотные и неграмотные. Поэтому чтобы иметь представление, надо видеть расклад и по динамике, и по географии.
Но пропагандистам как раз этого не надо. Им надо среднюю по палате, или по самым лучшим либо худшим ее местам.

Reply

mamlas April 4 2019, 22:17:54 UTC
Нет, вы начали про то, что статья - неправда, и стали манипулировать статистикой, на которое, манипулирование, я вам указал. А статья всего лишь опровергает миф, который и вы понесли в комментах, - что всё СССР досталось по наследству и сделалось в СССР по плану РИ. С этого статья и начинается, об этом и разжёвывается. Но это не так (см. статью).

И зная вас, как ваш читатель, желаю вам не попасть в один ряд с теми, кто эти мифы (лживые и антисоветские по сути) распространяет намеренно - они в статье тоже указаны. А роль РИ в статье не принижается - ей просто даётся честная оценка (слишком медленны были эти реформы, слишком медленны)... Если бы всё шло темпами РИ, то до атомной бомбы мы так бы и не дошли...

Reply

gorojanin_iz_b April 4 2019, 22:44:50 UTC
Ну я-то политики вообще избегаю)) Просто надеюсь, что данные по динамике и географии народного образования, которые привел, будут полезны для формирования полноценной картины в головах представителей любых "сторон".

Reply


Leave a comment

Up