Ещё НВ и Поволжье
здесь,
здесь и
здесь Как Троцкий Казань брал
К 100-летию первой победы Красной армии
Событие это произошло ровно сто лет назад, 10 сентября 1918 года.
© Троцкий выступает под Казанью. Лето 1918 года
В этот день Красная армия одержала крупную победу, с боем взяв стратегически важнейшую «цитадель» Комуча (Комитет членов Учредительного Собрания) - первого антибольшевистского правительства России.
Всякий служивший в Советской армии и многие в ней не служившие, помнят, что 23 февраля считается днем ее рождения в честь победы над германцами под Нарвой и Псковом. Однако все попытки найти карты столь эпохального сражения приводят к нулевому результату.
Немцы действительно остановились, но какой-либо заслуги революционного командования в этом не было. Они просто не хотели отрываться от тылов. Что же можно назвать отправной точкой боевого пути Красной Армии? Первой действительной победой над реальным врагом?
Для России той поры Казань была не просто одним из многих старинных приволжских городов. Именно здесь находилась главная российская кузница военных кадров, эвакуированная из Петрограда николаевская Академия Генерального штаба. И, что не менее важно, сюда был вывезен золотой запас в размере 650 миллионов золотых рублей, 100 миллионов кредитными билетами, слитки золота, платины и иные ценности. Теперь в руках Комуча были реальные деньги и в немалом количестве. Территория, занятая правительством Комитета простиралась от Сызрани до Златоуста (без малого 900 км) и от Симбирска до Вольска (более 300 км)
Именно в это время большевикам всерьез начинает казаться, что революция обречена. Совсем недавно тяжело ранен Ленин, от Казани до Владивостока окрестности КВЖД заняты мятежными солдатами чешского корпуса. В Архангельске высадились английские оккупанты, на Дону атаманом Красновым ликвидирована большевистская власть и Добровольческая армия генерала Деникина начинает победное шествие. В этих условиях нужна яркая, значимая победа, способная укрепить боевой дух приунывших красноармейцев. Слова в известной песне «Смело мы в бой пойдем за власть Советов и как один умрем в борьбе за это» появились именно в ту пору.
Для решения этой «архисложной и архиважной» задачи на Волгу устремился создатель Красной Армии, наркомвоенмор Лев Троцкий. Его бронепоезд вообще в ту пору носился с фронта на фронт в качестве скорой военной помощи. Троцкий без устали с неизменным успехом выступал перед бойцами, раздавал именное оружие и высоко ценимые в ту пору кожанки, тут же вершил суд и расправу над виновными и мчался дальше. Среди тех, кто сопровождал неутомимого наркома всегда были военспецы, бывшие офицеры и генералы Российской императорской армии, поступившие на службу красным. Если кто-то из местных командиров казался ему недостаточно грамотным и умелым, его немедля укрепляли такими военспецами. Немало среди них было латышских стрелков, выходцев из воинских частей, ставших, по сути первой гвардией Советской власти.
Бронепоезд Троцкого
Одним из особо доверенных военачальников Троцкого стал Петр Антонович Славен. Сегодня его имя почти ничего не говорит среднему россиянину. Между тем, всем тем, кто числит себя «красным», этого военспеца следует помнить и чтить - именно под его командованием была одержана первая реальная победа Красной Армии. Петр Антонович, как и многие красные командиры той поры, до революции был достойным боевым офицером - полковником, удостоенным за храбрость Георгиевским оружием. Он не блистал стратегическими талантами и, скорее всего, не произойди революция, Славен не достиг бы больших командных высот, но все же свое дело он знал хорошо и новой власти служил не за страх, а за совесть.
Взятию Казани революционная власть придавала весьма серьезное значение. Новая 5-я армия, во главе которой встал Славен, включала в свой состав полки тех самых латышских стрелков, причем в таком количестве, что практически каждый третий красноармеец тут был латышом. К Казани были доставлены 12 аэропланов (в сражении за Казань, к слову, состоялся и первый воздушный бой красной авиации), бронепоезда «Стенька Разин» и «Свободная Россия». Сюда же были стянуты корабли Волжской речной флотилии, усиленной дополнительно тремя миноносцами, доставленными на Волгу с Балтики. Общая численность 5-й армии составляла около 11 тысяч штыков и сабель при 143 пулеметах, с мощной, по тем временам, артиллерией - 41 орудие разных калибров.
Гарнизон Казани был существенно меньше. Всего 2,5 тысячи штыков и сабель, 85 пулеметов и 33 орудия. Правда, на помощь гарнизону стремительным броском подошел четырехтысячный отряд подполковника Каппеля. Еще недавно тот служил в штабе Приволжского военного округа красных, теперь же стал одним из самых отчаянных и умелых белых военачальников. Отбросив от Симбирска войска армии Тухачевского, он поспешил к Казани, прошелся по тылам красных, едва не захватил в плен Троцкого, но осложнившаяся обстановка под Симбирском и отсутствие поддержки с фронта заставили его повернуть обратно.
Генерал белой армии Владимир Оскарович Каппель
В ночь на 31 августа Волжская флотилия красных нанесла первый удар в битве за Казань. На флагмане речной флотилии вместе находился и сам Троцкий. Кораблям удалось незамеченными подойти к боевым порядкам войск Комуча и открыть по ним огонь. Но противнику удалось преодолеть вспыхнувшую было панику и жестко ответить на артобстрел. В результате боя 1 канонерская лодка затонула, еще две были сильно повреждены и поставлены на продолжительный ремонт. Такая же судьба постигла один из миноносцев, другой, потрепанный несколько менее, остался в строю, но принимать активного участия в боях уже не мог.
Канонерская лодка «Ваня-коммунист» - за отвагу при взятии Казани этот бывший буксир был награжден красным знаменем ВЦИК
И все же, этот успех Комуча не мог остановить начавшееся наступление. Армия Славена атаковала по обоим берегам Волги. И красные, и белые использовали бомбардировочную авиацию, огонь бронепоездов и боевых кораблей. Ожесточенные бои длились полторы недели и имели все признаки общевойсковой операции. В ночь с 9-го на 10-е сентября красные высадили у города сводный штурмовой батальон, но защитникам древней ханской столицы удалось его отбить. Однако силы были неравны, потери велики, и дальнейшее сопротивление не имело смысла. Командование войск Комуча приняло решение оставить город. К двум часам дня красные вошли в город. Им достались серьезные трофеи, в т.ч. склады с оружием, боеприпасами и амуницией, а также два исправных бронепоезда.
Потеря Казани заставила белых начать отступление по всему фронту, так что с полным правом можно назвать эту операцию не частным успехом, а реальной боевой победой - началом долгого списка больших и малых побед.
Владимир Свержин
«Совершенно секретно», 11 сентября 2018