Самостоятельных государств в Закавказье не было с незапамятных времен... / К 100-летию

May 24, 2018 22:19

Ещё Советский Кавказ здесь, здесь и здесь

Закавказью уже больше не суждено быть вместе?
О некоторых уроках столетней истории / Сюжет «Историческая реконструкция»

В конце мая сего года три государства Закавказья отмечают знаменательные даты - годовщины провозглашения национальной независимости Грузии, Азербайджана и Армении. Напомним, что 26 мая 1918 года состоялось последнее заседание Закавказского сейма, на котором было официально объявлено о распаде Закавказской Демократической Федеративной Республики. С этого дня в Закавказье начали создаваться нации-государства, ориентированные на европейские образцы. ©По теме: Азербайджанские мифы о Карабахе | Турция, армяне и курды: от младотурок до Эрдогана



Армянская армия / Коллаж: Иван Шилов
Сегодня изучение политического опыта «первых республик» чрезвычайно актуально, потому что такой же процесс государственного строительства был запущен в Закавказье и после развала СССР в 1991 году, когда вновь появились проблемы и противоречия, уходящими своими корнями в 1918 год, когда обозначился дискурс национализма, шло формирование представлений о «своей земле», «своих границах» и выбирались зарубежные партнеры.
Но начнем мы с 1917 года, когда вступила в фазу распада Российская империя. По мнению ведущего научного сотрудника Института российской истории Александра Иголкина, конкретный исторический материал не подтверждает версию о вызревании неких неумолимых объективных предпосылок отпадения от России всех крупных национальных окраин. Причем когда это стало всё же происходить, главные местные политические силы в Закавказье, представленные в Азербайджане партией «Мусават», в Грузии - меньшевиками, которые формально до 1919 года входили в партию российских социал-демократов, в Армении - партией «Дашнакцутюн», демонстрировали различные модели поведения и ориентации. Был ли у них собственный проект строительства национального государства, или они выходили на него под давлением определенных внутренних и внешних факторов?




Духовой оркестр азербайджанской армии. 1918
В Азербайджане партия «Мусават» появилась в 1911-1912-х годах. После Февральской революции 1917 года эта сила выступила за «Российскую демократическую республику» без требований национально-территориальной автономии, а в июне 1917-го объединилась с «Тюркской партией федералистов», что было закреплено на 1-м съезде «Мусават» 26 октября (8 ноября) 1917 года. Так возникла «Тюркская демократическая партия федералистов-мусаватистов». Съезд принял (с незначительными изменениями) программу партии федералистов, по которой будущий государственный строй России представлялся «в форме федеративной демократической республики на началах национально-территориальной автономии». Территория и границы этой автономии тогда не были обозначены. А 28 мая 1918 года в восточной части Закавказья была провозглашена первая на мусульманском Востоке парламентская демократическая республика - Азербайджанская Демократическая Республика - (АДР).

Вот что пишет в этой связи бакинский эксперт Заур Расулзаде: «Еще в далеком в 1918 году известный историк, востоковед Василий Бартольд писал: «…термин Азербайджан избран потому, что когда устанавливалась Азербайджанская Республика, предполагалось, что персидский и этот Азербайджан составят одно целое… Политическая нацеленность этого проекта, которая по понятным причинам не афишировалась, состояла в создании из местной этноконгломерации, равноудаленной от турецкой и персидской идентичности, самостоятельной нации. Таков был заложенный в основе проекта замысел. Опять-таки, лично лидеру партии «Мусават» М.Э. Расулзаде принадлежит решение вопроса об историческом названии северо-западной провинции Ирана, которое вопреки протестам Ирана было присвоено в качестве наименования впервые провозглашенной государственности. Как в 1918-1920 гг., так и после установления советской власти в Баку название «Азербайджан» не имело географического смысла применительно к востоку Закавказья, так как оно было введено в качестве имени государственного образования. Восточное Закавказье до этого никогда не называлось Азербайджаном».



Армянская армия. 1918
А армянская «Дашнакцутюн», об образовании которой было объявлено в Тифлисе в 1890 году, действовала как «партия в эмиграции». В ее первом манифесте декларировалось, что «Дашнакцутюн» будет стремиться объединить все силы, связать с собой все центры, имея целью политическую и экономическую свободу Турецкой Армении. Исследователь Светлана Лурье отмечает, что «первоначально армяне почти абсолютно равнодушно отнеслись к крушению своих надежд на автономию в рамках Российской империи и очень охотно шли на русскую службу в годы Первой мировой войны». В одном из документов, оказавшимся в распоряжении царской военной разведки из Парижа, была приложена карта «Великой Армении от моря до моря», но реализация этого геополитического проекта связывалась с поражением Османской империи в войне. Известный армянский историк Джон Киракосян в своей знаменитой работе «Западная Армения в годы Первой мировой войны» отмечает, что «занятие Турецкой Армении Россией не только не противоречило стремлениям и политической программе руководителей армянского национального движения, но и являлось центральным пунктом их идейных стремлений».



Правительство меньшевистской Грузии
Что касается пришедших к власти в 1918 году в Тифлисе грузинских меньшевиков, то они при определении территории своего государства взяли на вооружение проект «идеальной Грузии» - средневекового Абхазо-Грузинского царства периода его максимального расцвета, что вызвало напряженность в отношениях между грузинами и проживавшими на территории Грузии этническими меньшинствами. «Это было трагедией, - писал в этой связи один из виднейших деятелей партии «Дашнакцутюн» профессор Качазнуни. - У провозгласивших независимость Азербайджана, Грузии и Армении не было взаимопризнанных государственных границ, и политики руководствовались только своей «исторической памятью». Я говорил об этом грузину Ною Жордания. Он даже прослезился, заявив, что предвидит в крае новые трагедии, которые остановит только «третья сила». Но он не знает, откуда явится эта «сила» - с юга или севера».

Но всё объяснимо. Как объясняет в этой связи российский историк Сергей Маркедонов, «самостоятельных государственных образований в Закавказье не было с незапамятных времен: с VII по XV век территория подвергалась нашествиям арабов, византийцев, турок-сельджуков, монголо-татар. С XVI по XVIII век Закавказье было предметом раздора между Турцией и Персией, время от времени в большом количестве возникали различные мелкие княжества и ханства, а в XIX веке вся территория современного Закавказья была включена в состав Российской империи». Главную особенность ситуации составляло то, что до начала 1920 года Россия, где в осенью 1917 года к власти пришли большевики, не являлась доминирующей в регионе. Сначала там появились Германия и Османская империя, потом Закавказье было до августа 1919 года оккупировано англичанами. И основной тенденцией политической практики того времени в регионе было противостояние политике большевиков. Баку, Тифлис и Ереван проявляли различия во внешнеполитической ориентации, и ее выбор обуславливается не реальным историческим опытом, а мифологизированной исторической памятью.



Армянские добровольцы
Мусаватисты делали ставку на Османскую империю, могли сыграть после Брестского договора марта 1918 года на стороне Германии и московских большевиков. Грузинские меньшевики, изначально сделавшие ставку на Германию, потом оказались под фактической оккупацией англичан. Принципиально иной выбор сделали армяне, сотрудничая с Антантой. Кавказский «меловый круг» раскручивался в сторону трагедии. Именно тогда появились межэтнические проблемы и противоречия, которые живы до сих пор. Все государства Закавказья имели в 1918-1920 годах территориальные претензии друг к другу. Армения и Азербайджан спорили за принадлежность Карабаха, Зангезура и Нахичевани. В конце 1918 года возник грузино-армянский конфликт из-за Лорийского района. В грузино-азербайджанском споре Тифлис претендовал на Закатальский район Азербайджана, населенный грузинами-ингилойцами, а Баку - на Марнеульский и Гардабанский районы Грузии, являвшиеся регионом компактного проживания азербайджанцев. Добавим сюда и внутренние конфликты (грузино-абхазский и грузино-осетинский, армяно-татарские противоборства в Армении и в Азербайджане).

Все эти распри проходили при вмешательстве Турции и «центральных держав», а затем стран Антанты. Азербайджанская демократическая республика просуществовала всего 23 месяца. Чуть больше было отведено Армянской республике. Дольше всех независимость просуществовала в Грузии. Хотя по мерам истории всё это пролетело как один только миг.



Закавказский сейм / Коллаж: Иван Шилов
Тайна одного дня республик Закавказья
Кто помог Грузии стать первой независимой республикой? / Сюжет «Историческая реконструкция»

Через несколько дней республики Закавказья - Азербайджан, Армения и Грузия - отметят 100-летие со дня провозглашения своего суверенитета. Интерес к этой дате вырос после распада СССР, когда в регионе три новых государства стали создавать свою историю. Она искажается, что-то - выпячивается, что-то откровенно замалчивается, что-то и откровенно идеализируется. Но сегодня мы расскажем о тайнах только одного дня - 26 мая 1918 года, когда в Тифлисе было объявлено о распаде Закавказского сейма. ©
Напомним, что он был создан после разгона большевиками в январе 1918 года Учредительного собрания. Первоначально его инициаторы позиционировали себя как орган Временного правительства (Закавказский комиссариат), затем из числа избранных от Закавказья в Учредительное собрание депутатов и был образован сейм. Этот день в Тифлисе выдался солнечным. Воздух был насыщен цветочными весенними ароматами. На самой широкой улице, Головинском проспекте, где раньше располагался дворец наместника на Кавказе, а ныне работал Закавказский сейм, где располагалось немало европейских магазинов, было оживленно. Однако, как описывают очевидцы, наблюдалась необычная активность конных экипажей, в которых горожане могли увидеть некоторых лидеров армянского, грузинского и азербайджанского национальных советов. Было тревожно, наступали турки, в город ринулись многочисленные беженцы из Западной Армении, опасающиеся за свою жизнь. Впрочем, опасаясь возможного взятия Тифлиса турецкими войсками, они продолжали свой путь на север в сторону Владикавказа.

Терско-Дагестанское правительство в результате массового наплыва беженцев закрыло перед ними границу. Ходило множество слухов. Согласно одному из них, вот-вот Закавказская федеративная республика распадется - и никто не знает, что будет дальше. И действительно, 14 мая 1918 года исполнительный комитет грузинского национального совета принял решение провозгласить независимость Грузии, издав соответствующий акт. Когда об этом стало известно лидерам армянского и азербайджанского национальных советов, то и они приступили к интенсивным консультациям по выработке плана дальнейших действий. Было известно, что грузинские меньшевики обращались к большевистскому правительству России с просьбой оказать помощь в борьбе с войсками «турецкого султана». Москва дала свое согласие. 26 апреля 1918 года партийный орган российских меньшевиков, газета «Новая жизнь», опубликовала сообщение Петроградского бюро ЦК РСДРП:

«Большевики из Терской области и из Владикавказа решили двинуть войска в Тифлис».



Наступление турецких войск в 1918
На этом направлении грузинских меньшевиков поддерживали почти все представители армянского национального совета и даже часть мусульманского совета, особенно фракция «Гуммет». А вот лидер азербайджанской партии «Мусават» Расулзаде заявлял, что «его партия будет бороться с оружием в руках с какой бы то ни было возвращающейся назад в Закавказье Россией». Но большевикам не удалось пробиться в Тифлис из Владикавказа, как и войскам Бакинской коммуны, предпринявшей специальный поход. В то же время появился иной сценарий. В феврале 1918 года Османская империя начала военные действия в направлении Закавказья. Были захвачены Эрзинджан, Гюмушане, Байбурт, Трапезунд, Ардаган, Эрзерум. Турецким войскам удалось выйти на линию русско-турецкой границы 1914 года. 3 марта 1918 года правительство Ленина в Брест-Литовске подписало мирный договор с Германией и отказалось от претензий на Карс, Ардаган, Батум. Граница между Советской Россией и Турцией определялась «по состоянию на 1877 год». По факту Закавказский сейм не был приглашен для участия в этих переговорах. По другим документам, представители сейма сами отказались от участия в этих переговорах. И вот что этому предшествовало.

1 марта 1918 года было заявлено об открытии Трапезундской конференции. Но закавказской делегации пришлось ожидать подписания Россией Брестского мира. Затягивание начала переговоров было необходимо Турции, так как единственный для нее серьезный оппонент в регионе - Россия - возвращала ей ранее утраченные турками земли. Теперь при переговорах с закавказской делегацией у турецкой стороны в руках был серьезный козырь. Во время конференции представители Закавказской республики готовы были уступить Османской империи только Карс и Ардаган. Тогда 6 апреля турецкое руководство предъявило категорическое требование признать пункты Брестского договора в отношении этих городов и Батума. Это означало, что именно советская Россия определяет юрисдикцию Закавказского сейма и включает Закавказье в правовые рамки Брестского договора. 14 апреля 1918 года Закавказский сейм отозвал делегацию из Трапезунда, а 22 апреля принял решение официально провозгласить независимость региона от РСФСР.

Закавказское правительство под руководством Акакия Чхенкели обратилось к турецкому командованию с предложением прекратить с 23 апреля военные действия и приступить к переговорам о заключении перемирия. 27 апреля 1918 года в Константинополе Османская империя и Германия заключили секретный договор о разделе сфер влияния в Закавказье. Турции отходили уже занятые ею области Закавказья и часть Армении вдоль железнодорожной линии Карс - Александрополь - Караклис. В остальной части Закавказья, включая районы Азербайджана, преобладающими должны были считаться интересы Германии. 14 мая 1918 года во время Батумских переговоров, грузинский национальный совет просил у германского правительства покровительства. В решении совета говорилось:

«Грузинский национальный совет выражает желание и просьбу, чтобы Германия, насколько возможно, всемерно поддержала Грузию в международных и политико-правовых вопросах. Просить генерала Лоссова оставить в Грузии, пока возможно, находящихся здесь германских пленных и поручить германским офицерам их военную организацию с тем, чтобы грузинское правительство имело возможность в необходимых случаях использовать эти войска для установления порядка внутри страны и для борьбы с анархией».



Русская армия вступает в город Трапезунд на территории турецкой Армении. 1916
В то же время грузинские меньшевики, вступая в альянс с Германией, которая состояла в союзничестве с московскими большевиками по Брестскому договору, объективно становились союзниками или партнерами как Германии, так и большевиков в Закавказье. Именно в этом была суть сложившейся ситуации. Есть все основания предполагать, что московские большевики и представители командования Германии оговаривали статус Грузии. 5 июля 1918 года Сталин в телеграмме Чичерину писал: «В крайнем случае можно признать независимость Грузии, лишь бы Германия признала официально вопрос о Кубани, Армении и Азербайджане вопросом, внутренним для России, на этом надо настаивать решительно и бесповоротно». Таким образом, можно сделать следующий вывод.

Из трех главных фракций Закавказского сейма самыми подготовленными к провозглашению своей национальной государственности оказались грузинские меньшевики.

25 мая германские войска высадились в Грузии. 26 мая 1918 года Закавказский сейм объявил о самороспуске. В тот же день на заседании азербайджанской фракции была принята резолюцию, в которой говорилось, что если «Грузия объявит свою независимость, то с нашей стороны должно последовать объявление независимости Азербайджана». У армянского национального совета тоже не существовало иного выбора, как последовать за грузинами. 27 мая 1918 года распространилась сенсационная новость, что на переговорах с главой армянской делегации Xатисовым и лидером «Дашнакцутюн» Качазнуни командующий турецкой армией Xалил-бей объявил о признании армянского государства.

Станислав Тарасов, Станислав Стремидловский
ИА «Regnum», 18-24 мая 2018

армения, факты и свидетели, 90-е, развал страны, сталин и сталинизм, грузия, оккупация и интервенция, империализм, съезды и форумы, секреты и тайны, манипулирование, политтехнологии, фальсификации и мошенничества, германия, миграция и беженцы, гражданская война, юбилеи, опровержения и разоблачения, подмена понятий, ревизионизм, большевики и кпсс, национализм, европа, мусульмане, армия, биографии и личности, кавказ, юриспруденция, азербайджан, первая мировая, ссср, мифы и мистификации, дискуссии, 20-й век, независимость и суверенитет, войны и конфликты, турция и византия, красные и белые, заговоры и конспирология, русофобия и антисоветизм, партии и депутаты, российская империя, средневековье, русский мир, даты и праздники, коллаборационизм, версии и прогнозы, внешняя политика и мид, 20-е, 18-19-ее века, двойные стандарты, слова и термины, политика и политики, иран, мнения и аналитика, сепаратизм, границы, запад, народы, история, революции и перевороты, ложь и правда, ислам, геополитика и территории, заграница, великобритания

Previous post Next post
Up