Ещё ПМВ и военнопленные
здесь,
здесь и
здесь Советским военным вход был воспрещен…
Территория истории / Статья 2005 года
Современную Чехию многое связывает с Россией. Часто вспоминают 1968 год. Или русскую речь на улицах Карловых Вар. Или «русскую мафию». Но было и другое.
©Ещё РИ в концлагерях
здесь,
здесь и
здесь Памятник над могилами русских военнопленных на кладбище австрийского концлагеря Йозефштадт в окрестностях города Йозефов / Фото: Владимир Поморцев
На территории Чехии без малого сто лет назад жили десятки тысяч российских солдат и офицеров. Они умирали здесь от дизентерии, тифа и оспы, мучались от голода и ран. Они были в Чехии в плену во время Первой мировой войны. Остался грандиозный памятник российскому духу и воле к жизни. О нем ничего не знают на Родине.
Во время Первой мировой войны в Австро-Венгрии было много лагерей военнопленных. На территории нынешней Чехии - три крупных. Главный - в пригороде городка Яромнеж, крепости Йозефов, построенной в конце XVIII века, неподалеку от польской границы.
Первые военнопленные здесь появились в 1813 году. В октябре того года войска союзников победили в "битве народов" под Лейпцигом наспех собранную армию Наполеона. Из-под Лейпцига семь тысяч французских пленных пешком дошли до Йозефова. От болезней и ран умерли 1148 человек, выжившие были в середине 1814 года возвращены на Родину.
Решение о размещении именно в Йозефове лагеря для русских военнопленных стало "подарком" одного из генералов Австро-Венгерской империи жителям своего родного городка, который в начале XX века начал потихоньку хиреть. Пленные появились здесь сразу после начала войны: в 1914 году в Йозефове побывало 100 тысяч русских солдат и офицеров. Рождество 1914 года здесь встретили лишь 40 тысяч из них. Самому младшему было 12 лет, самому старшему - 60. Специально для них построили городки из деревянных бараков. Охранниками служили в основном венгры. В йозефовских архивах можно найти пометки о тех временах.
"Дня 3 октября 1914 года умер первый русский военнопленный Павел Лагудин. Через двадцать три дня после этого первым от холеры умер Моисей Поломужный, и мертвые продолжали прибывать.
Дня 3 ноября того же года первым от брюшного тифа умер русский пленный Тихон Орзеренко, и опять прибывали умершие.
Дня 22 февраля 1915 года первым от сыпного тифа умер русский военнопленный Тихон Ляхва, и прибывали еще мертвые".
В те времена каждый день на местном кладбище хоронили двоих-троих россиян, бывали дни, когда похороны продолжались от восхода до заката. Священники вспоминали, что отпевали и по 20 человек в день.
В отчетах руководства крепости указано, что всего за этот период в Йозефове умерло 1352 российских воина. А выжившие совершили невозможное. Они добились от австро-венгерского военного министерства разрешения поставить памятник на могилах соотечественников. В начале 1916 года русскими офицерами был организован комитет по созданию памятника. Его возглавил подполковник Агапиев. В марте был объявили конкурс на лучший проект, в котором победил один из военнопленных - архитектор Александр Макаров. Однако Вена не дала разрешения на создание памятника, потому что на его вершине должен был находиться двуглавый орел.
После долгих согласований было принято решение позволить строительство скульптурного комплекса по проекту другого военнопленного, Николая Александровича Сушкина. Позже он вспоминал, что памятник ему привиделся во сне. На свой страх и риск комендант лагеря полковник Моллик выдал разрешение начать работы по отливке бетонных статуй еще до получения официального разрешения из Вены, в июле 1916 года.
Пять месяцев под неусыпным надзором стражников-венгров Николай Сушкин и его помощники - скульптор польского происхождения Леонард Добровольский из Киева, строитель Франтишек Синек из Петрограда и другие каменщики отливали части будущего памятника в морге местного кладбища.
17 декабря 1916 года в присутствии находившихся в лагере русских офицеров и делегации солдат, а также австрийских офицеров памятник был торжественно открыт. В основание памятника была вложена медная дощечка с надписью на русском языке: "Основан 16 августа 1916 года в присутствии старшего офицера подполковника Перлика, председателя комитета подполковника Агапиева и скульптора прапорщика Сушкина". Там же, в основании, находится засмоленная бутылка, в которую вложены листы с подписями русских офицеров, интернированных в то время в Йозефов, и 10 серебряных монет.
Благодаря заботам мэрии Яромнежа памятник сохранился в отличном состоянии. Он - воплощенное торжество идеи терпимости и веры. Страдания и терпимость символизирует голова Христа Спасителя в терновом венце, как будто высеченная в скале. Между ней и крестом на вершине - строки: "Нет большей любви, неж положить душу свою за други своя". Стоящая на коленях боярская дочь - это Россия, оплакивающая сыновей над их братской могилой. Рядом с ней оперся на меч старый воин. Это - прошлое России. На противоположной стороне памятника двое детей в огромной книге читают славную историю своих предков. Дети - это будущее России.
___Монумент «Павшим за Отечество» в Первую мировую войну сделал тульский скульптор, прапорщик Николай Сушкин. Памятник установлен в чешской крепости Йозефов (г. Яромерж) на месте концентрационного лагеря русских военнопленных
По-разному сложились судьбы российских военнопленных. Сушкин в лагере заболел туберкулезом. В 1917 году его обменяли на австрийских военнопленных, он вернулся на Родину, но вскорости умер, не дожив до 36 лет. Некоторые из офицеров остались после окончания войны в Чехии, многие вернулись в Россию, где были расстреляны большевиками или пропали без вести.
Советским офицерам было запрещено за ним ухаживать. Потихоньку ухаживал один из местных жителей - чех фотограф Вацлав Новак, который и сейчас, после выхода на пенсию и инсульта, все свое время посвящает изучению истории Йозефова и лагеря военнопленных. Он говорит: "Где еще есть памятник, который бы создавали интернированные офицеры и солдаты, находящиеся во вражеском плену, с разрешения и при поддержке их же врага? И чтобы потом, несмотря на 1968 год, он сохранился благодаря уходу за ним чехов и вопреки распоряжениям советского военного руководства?"
Конечно, он прав. Жаль, что российское посольство в Чехии ничего о Йозефове не знает. Да и в Тульском историческом музее, пожалуй, убеждены, что самое известное произведение их соотечественника, скульптора Сушкина - "Девочка с кошкой", купленная Союзом итальянских художников в начале XX века.
_______
По
материалам «Известий»
Наталья Корнелюк
специально для «Столетия», 25 октября 2005